Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве.
И.П. Видуэцкая
1. О.Н.У.
2. Введение в тему
- Посмотрите на доску, определите из каких произведений эти иллюстрации? (слайд 1)
- Кто автор этих произведений? (слайд 2)
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
1) Слово учителя
Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову (слайд 3).
Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда (слайд 4). Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых (слайд 5).
Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе <...> Я с народом был свой человек...».
2) Работа со статьёй учебника
Чтение стр. 224-226.
- Какое образование получил Н.С. Лесков?
- Куда поступил Лесков, уйдя из гимназии?
- Что стало причиной того, что на Лескова ополчились видные писатели и критики?
- Какое убеждение по поводу простого народа сложилось у Лескова?
- Кто является героями Лескова?
- Что подразумевается под понятием «лесковский сказ»?
3) Работа с эпиграфом (слайд 6)
- Как вы понимаете эти слова?
- Как это может характеризовать писателя?
4) Словарная работа
Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди? Ответы детей
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
Лесков искал праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».
Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи (слайд 7).
5) Работа с иллюстрациями
– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги (слайд 8).
– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?
4. Подведение итогов. Рефлексия
5. Д/з читать «Левша» Н.С. Лескова, главы 1-10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Семенович Лесков
Лесков , страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве. И.П. Видуэцкая
Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция...
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»
Урок литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной...
План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....
Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".
Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя
И.С. Тургенев...
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок
Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...
"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.
Материал предназначается для детей с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....