Конспект урока "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Захарова Елена Владимировна

Цели

1.   познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

2.   формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;

3.   нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

Оформление доски:

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchik_u_khrista_na_elke.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели

  1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;
  2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
  3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

Оформление доски:

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Ход урока:

Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”).

1. Беседа по вопросам.

Учитель: 

- С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?

- Каково ваше настроение перед праздником?

Учитель:

Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.

- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель: В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

2. Анализ рассказа.

Учитель: Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.

- Когда происходят события в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?

- Из скольки частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?

- Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?

Какой литературный жанр он бы напомнил? Что изменилось бы – содержание или настроение?

- А почему автору так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

- Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? Выделите ключевые слова. (Ключевые слова фиксируются на доске).

- А как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? (Фиксируем на доске в другой столбик).

- Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

- Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?

- Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?

- Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?

- Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?

- Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?

- Какую ассоциацию вызывает это описание?

- Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? (Зачитывается эпизод со слов: “Пойдём ко мне на ёлку, мальчик…” до слов: “А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика…”).

- Сон это или явь?

- Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.

- Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?

- Что испытывает каждый из вас?

- Почему рассказ получил такое название?

3. Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).

Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают?

- Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы бы использовали?

4. Анализ рассказа.

Учитель: Чем заканчивается рассказ? Как? Каково настроение рассказа?

- Как писатель помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

5. Творческая работа учащихся.

Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.

(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского “Январь. У камелька” из цикла “Времена года”).

6. Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности.

- В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.

Из творческих работ учащихся

…Мальчик замерзал. Мимо проходили люди. Одна семейная пара остановилась возле мальчика. Мужчина взял его на руки и понёс к себе домой. Дома мальчика накормили, одели в новую, красивую одежду.

Это был самый счастливый Новый год в жизни бедного мальчика. Рождество он встречал в кругу новой семьи. Добрые люди оставили мальчика жить у себя, и чудо свершилось – он обрёл заботливых и любящих родителей.

Гарипова Вита

… Когда мальчик проснулся, оказалось, что это сон. Он вновь пошёл любоваться куклами. Навстречу ему шла красивая женщина. Она сказала:

- Куда ты идёшь, мальчик?

- Любоваться куклами, - ответил мальчик.

- Пойдём со мной, я тебе ничего не сделаю.

Когда они пришли, женщина посадила мальчика у камина и дала ему тарелку супа. На другой день мальчик узнал, что у этой женщины есть дочка. Дети познакомились и очень сильно подружились.

- Мама, - спросила девочка, - можно ему остаться?

- М-да, наверное, я думаю, что он останется, - сказала женщина.

И с тех пор у девочки появился брат, а у мальчика – настоящая СЕМЬЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Свет в нашей жизни" ( по Ф.М.Достоевскому "Мальчик у Христа на елке")

Урок- мастерская – построение знаний   c использованием приемов из технологии развития критического мышления  через чтение и письмо....

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...