Мастер-класс "Свет в нашей жизни" ( по Ф.М.Достоевскому "Мальчик у Христа на елке")
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
Урок- мастерская – построение знаний c использованием приемов из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_v_nashey_zhizni.docx | 22.25 КБ |
svet_v_nashey_zhizni.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Свет в нашей жизни.
- Индуктор.
-Перед вами на столе свечи спички. Что вам хочется сделать с этими предметами?
-Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
-Когда мы чаще всего зажигаем свечи?
( на Рождество, когда погас свет, в память..)
-Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?
(живое пламя и искусственный свет)
- Синквейн.
-Из перечисленных слов ключевым является слово »свет»
-Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполнять лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.
- Запишите 3 сущ., связанных со светом.
-3 слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
-3 глагола
-смысл понятия в одной фразе.
-смысл понятия в одном слове.
(Доброта, Рождество, счастье
Светлый, яркий, манящий.
Светить, озарять, помогать
Всегда гореть.
Жизнь)
3.Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6шляп».
Жизнь людей на Земле, и взрослых и детей, на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали не только во время войны, но и в мирное время. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким , дорогим людям..Эти испытания могут быть такими тяжелыми. Что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент воспринимается как чудо, спасительный свет.
-Ф.М.Достоевский –«взрослый»писатель. Его произведения называют серьезными, философскими. Дети являются действующими лицами многих его произведений. «Детская» тема чрезвычайно волновала писателя. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало.»Мальчик у Христа на елке» -рождественский рассказ. И сегодня мы с ним познакомимся.
-Сейчас я вам раздам текст без концовки. Прочитайте его. На знакомство с текстом и его осмысление дается вам 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление, ответив на вопросы.
-Но сначала прошу взять один из этих листов и высказать свою позицию в соответствии с установкой., в зависимости от цвета. Этот прием называется ПРИЕМ 6 ШЛЯП из технологии критического мышления.
цвет | Шляпа (шар) |
белый | Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации. |
черный | Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты. |
желтый | Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. |
синий | Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз. |
зеленый | Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. |
красный | Эмоциональный.Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста. |
Читаю текст. Пока участники готовятся, дать КОММЕНТАРИЙ.
Задания для групп.
Белый цвет.
-Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.
Красный цвет.
-Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского?-Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?
Черный цвет.
-Найти в тексте негативное?
-Почему автор видит город в темном цвете?(брошен ребенок)
Синий цвет.
-Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?
-В какой момент в тексте эти образы встречаются?
-Как ведут себя живые люди по отношению к мальчику, миру?(показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)
-Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?
Желтый цвет.
-Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?
(празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)
Зеленый цвет.
-Домыслите финал.
-А теперь прочитаем финал у Достоевского.
( читаю я , с музыкой)
-Этот прием называется Прием «разрыва» (с целью по-новому взглянуть на уже известное)
-Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа?
(искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
-Почему дети согреваются на елке?
( благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
-Что по-вашему, означают слова «свет» и «тьма»?
4. Рефлексия.
Даймонд - прием критического мышления.
-Исходя из того, о чем мы сегодня говорили, читали, на основе новых впечатлений запишите на чистом листе сверху ,
3 сущ, , связанных со светом.
3 прилаг, связанных со светом.
3 глагола.
Смысл этого слова в одной фразе.
И снизу вверх записать ассоциации, связанные со словом ТЬМА : Эти два противоположных по значению слова должны сойтись в одной фразе.Это прием называется ДАЙМОНД.
1 фразу, связанную с тьмою.
3 глагола
3 прилаг.
3сущ, связанных с тьмою
-А вот мой вариант .
Как вы поняли фразу «Светло должно быть даже в темноте»?
-Автор сам задается вопросом «Зачем же я сочинил такую историю»? Зачем? Над чем заставил задуматься? Много ли в нашей жизни настоящего света?
-Спасибо вам за работу, коллеги.
-Пусть у вас в душе всегда будет светло, всегда горит огонь любви, надежды. Как горит этот огонь свечи.
-после нашей совместной работы, скажите, пожалуйста, Какой вам прием понравился и вы его будете использовать на своих уроках?
(финал рассказа и трагичен, и светел одновременно. С одной стороны, трудно представить более страшную картину рождественского утра, чем та, что воссоздана в рассказе « дворники нашли маленький трупик.» И самое страшное здесьто, что картина эта не удивила людей. А светлое «пятнышко» - упоминание автора о том, что мама и сыночек «оба свиделись у Господа Бога в небе». )
Методический комментарий.
Урок- мастерская – построение знаний c использованием приемов из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Этапы урока:
- Индуктор ( заинтересовать, мотивировать учащихся на действие).
- Прием синквейна – развивает творческие способности учащихся, закрепляет новые знания на уровне ассоциаций, позволяет диагностировать уровень освоения знаний , здесь он дается на осмысление понятия «свет».
- Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6 шляп» . Для обогащения собственного опыта.
Работа с разноцветными позициями в технологии критического мышления. Она позволяет активизировать деятельность учащихся на творческом уровне и включить в деятельность максимальное количество учащихся, реализовать принцип сотрудничества и толерантности ( т.к можно услышать разные точки зрения).
Прием «разрыва» - с целью по- новому взглянуть на уже известное.
- Рефлексия.
Даймонд- прием критического мышления. С целью обобщить материал, выйти на философскую категорию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
доброта, Рождество, счастье, с ветлый, яркий, манящий, с ветить, озарять, помогать, всегда гореть, жизнь
Белый цвет - Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.
Красный цвет -Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? -Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?
Черный цвет -Найти в тексте негативное? -Почему автор видит город в темном цвете?
Синий цвет - Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей? -Как ведут себя живые люди по отношению к мальчику? - Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?
Желтый цвет - Найдите светлые места в тексте? -С чем они связаны?
Зеленый цвет - Домыслите финал.
Свет Веселый, яркий Спасает, радует, манит Светло должно быть даже в темноте Пугает, отвергает ,ужасает Неприятная, ночная Тьма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...
Конспект урока "Мальчик у Христа на елке"
Цели 1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полу...
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...