«Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Королева Мария Михайловна

Урок литературы в 10 классе на тему: «Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_i_schaste_v_romane_i.s._turgeneva_ottsy_i_deti.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №85

c углубленным изучением отдельных предметов

Урок литературы в 10 классе на тему: «Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Выполнила:

 Королева М.М

МБОУСОШ №85

 Сормовского района

 г. Нижний Новгород

Нижний Новгород

2014

       Тема урока:

«Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 10 класс.

       Эпиграфы:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                 И.С.Тургенев

Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми.

                                                               Н.Добролюбов

Этот урок проходит в классе, где ребята разделены на группы. Задания для групп общие. В начале урока каждая группа получает карточки с вопросами, и распределяют роли. Группы отвечают на поставленный вопрос первыми по очереди (если на 1-й вопрос отвечает первой I группа, то первыми на 2-й вопрос будет отвечать II группа).

Выслушивается мнение на поставленный вопрос каждой группы. Если другие группы согласны, то они говорят, что дополнений нет. Могут быть заданы дополнительные (уточняющие) вопросы ребятами из других групп. Ответы должны быть по возможности с цитатами из текста, опираясь на текст, отстаивают свою точку зрения.

   К уроку ребята читают статьи критические классиков и современные литературоведческие работы, материалы из газет, журналов.

Вопросы для групп:

  1. Как относятся герои романа И.С.Тургенева к любви и ее месту в жизни человека?
  2. Проследите по тексту и сделайте выводы, как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев мужчин?
  3. Каким видят свое будущее герои-мужчины Тургенева, и соответствует ли это реальной судьбе? Чья судьба, на ваш взгляд действительно счастливая и что такое счастье по мысли автора?
  4. Почему несчастлив Базаров?
  5. Обратитесь к последнему абзацу романа - описанию сельского кладбища. Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа?
  6. Какая жизненная ценность стояла у И.С.Тургенева на первом месте?

Дается время на обсуждение.

Ход урока.

Учитель:

Тема любви - вечная тема. Каждый писатель рассматривает ее по-своему. Не исключение и И.С.Тургенев. Обратите внимание на то, что все главные герои романа «проходят» испытание любовью». Все они влюблены и у каждого свое отношение к любви, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна.

Вопрос-разминка (отвечают все желающие без подготовки):

- Почему тема любви - вечная тема?

- Что такое любовь, по вашему мнению, и каково ее место в жизни человека?

Начинаем работу в группах. На обсуждение вопросов дается определенное время.

Примерный ответ на 1-й вопрос: (Цитаты из текста не записываю)

Для Аркадия любовь и семья – синонимы, любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы. (примерная цитата: «… я не богат и чувствую, что готов на все жертвы… и др.)

Для Павла Петровича – любовь-страсть и страдания, ломающие жизнь, это доказывает его любовь к княжне Р.

Для Николая Петровича – любовь-это мечта, сон, воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее-примирение с жизнью.

Для Базарова – это пустяки, романтизм, оказывается, что она - сила природная и естественная, способная сломать любого человека.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

Для Кати – семья и равенство б браке.

Для Фенечки – это служение «благодетелю, Николаю Петровичу».

Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.

Учитель:

Итак, мы видим, что любовь в жизни каждого героя занимает свое, особое место, и относятся они к любви по-разному. И это не случайно, т.к. это разные люди, разные судьбы.

Примерный ответ на 2-й вопрос:

Николай Петрович - добрый и скромный человек, он дважды выбирает один и тот же тип женщины. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие -настоящие матери, жены. Мария – более образованна, Фенечка - более проста. Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Для него главное в жизни – семья. Он не общественный человек.

Павел Петрович – две женщины, которые поразили его, слишком непохожи, объединяет их не сходство между собой, а отношение к нему: княгиня слишком непредсказуема в своих чувствах. А Фенечка даже не знает о его привязанности. Невозможность семьи, ответного чувства – вот что их объединяет. Старых холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Он самодостаточен. Для него любовь – загадка, которую невозможно разгадать.

Аркадий – очень похож на отца. Он любит то же: природу, красоту, поэзию, музыку. Его увлечение Анной Одинцовой понятно: она прекрасна, значительно. Но с Катей у него много общего; а для него важно, чтобы у мужа и жены были общие интересы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддается воле Кати. Для него семейная жизнь – главная ценность жизни.

Базаров – объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтоб женщина была молода и прекрасна, остальное неважно. Между Фенечкой и Одинцовой нет ничего общего. Базаров не признает брака , считая его явлением обветшалым. Любовь для него – неожиданность, потрясение, страсть, которой он захвачен. Он хочет, но не может освободиться от непривычного чувства. Не сразу, но постепенно осознает, что «спасовал» перед женщиной, перед чувством, и эта слабость глубоко травмирует его, приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь, как ненужное чувство. Убеждение, которое он проповедует, пошатнулось на практике, не выдержав испытания жизнью.

Учитель:

Сколько бы мы ни анализировали характеры, пристрастия героев, мы неизбежно придем к одному выводу: главное место в их жизни занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относился к своим родителям, к их семейному согласию, к дому, как к месту вдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и не близкие по духу. При этом для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл жизни в другом, они созданы для великих дел.

Примерный ответ на 2-й вопрос:

Отвечая на этот вопрос, можно составить следующую таблицу:

Герои

Мечты о будущем

Реальное будущее

Николай Петрович

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой, о дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством, и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить.

Еще лучше, чем он себе представлял! Женится на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще и попал в мировые посредники -чувствует свою нужность людям.

Павел Петрович

Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями.

Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов.

Аркадий

Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей.

Сделался рьяным хозяином, и «ферма уже приносит значительный доход».

Базаров

Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но говорит Одинцовой, что вскоре станет уездным лекарем, не желая, напрасно болтать о будущем, которое не от нас зависит.

Умер, заразившись от больного тифом.

Вывод:

Тургенев дает на примеры мужских судеб, они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на судьбу другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Вот в чем счастье по Тургеневу. И соответственно, счастливы Николай Петрович и Аркадий.

Примерный ответ на 4-й вопрос:

В расцвете своей жизни он встречает женщину, которая обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. Его вера – нигилизм -не оправдывает себя. Как ни отрицай любовь – она сильнее, она тебя настигнет и сломает. Последнее открытие Базарова печально: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста». Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли (возлюбленная, а затем сама жизнь). Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, т.к. любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек, даже если он нигилист, даже если он такой сильный, как Базаров!

     Примерный ответ на 5-й вопрос:

Открывается описание печальной картины сельского кладбища. Но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких стариков. Она завершается риторическим вопросом: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны?» «Неужели любовь, светлая, преданная любовь не всесильна?», ведущим нас к философскому выводу о вечной жизни природы, о вечном спокойствии, о вечном примирении.

   Тургенев в последних строчках приоткрывает тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви.

   Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его идейные битвы, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой держится и движется жизнь. И только она права.

 Примерный ответ на 6-й вопрос:

На первом месте стояла любовь, семья. Эту мысль подтверждают и слова И.С.Тургенева взятые эпиграфом к уроку.

Учитель:

Таким образом, мы убедились, что роман Тургенева «Отцы и дети» о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.

 В заключении мне хотелось бы пожелать всем любить и быть любимыми и прочитать строки о любви, которые мне очень близки:

Любовь мне

Как блистание

Звезды над миром зла

Любовь мне-

Как признание

На добрые дела.

 Чтоб мир

Отмылся дочиста,

Душа тревогу бьет

Любовь мне-

Как пророчество,

Зовущее вперед

Любовь

Как жажда истины

Как право есть и пить

Я может быть, единственная,

Умеющая любить.

Подведение итога урока. Оценка и самооценка в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»...

Урок литературы в 10 классе по теме "Любовь - незваная гостья" ( по роману .И.С. Тургенева "Отцы и дети").

Урок в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети". Занятие интегрированное....

Тема: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Сформулированная тема позволяет учащимся увидеть героя с неожиданной стороны. Оказывается, даже «железный» Базаров  с его аскетическим образом жизни и нигилизмом способен полюбить. Это очен...

Урок «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс.

Цель урока. Выявить, в чём своеобразие концепции любви в романе .Задачи урока.Учебные задачи. Овладение навыками вдумчивого и внимательно чтения, умением кодировать текст в таблицы,, умением вести зап...

Испытание любовью, болезнью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Урок + презентация на тему: Испытание любовью, болезнью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»...

Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...