Тема: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Конограй Ольга Валентиновна

 

Сформулированная тема позволяет учащимся увидеть героя с неожиданной стороны. Оказывается, даже «железный» Базаров  с его аскетическим образом жизни и нигилизмом способен полюбить. Это очень важно как для понимания такого сложного литературного образа, как Базаров, так и для самопознания и самоутверждения учащихся (многие из ребят уже испытали первое чувство, и им интересно, как переживают любовь другие люди, в частности, литературные герои).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx136.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели и задачи урока: рассказать об истории любви Полины  Виардо и И. С. Тургенева; выяснить, как Базаров раскрывается в любви; какое значение имеет любовь в жизни других героев романа.

Оборудование урока: мультимедиа, презентация, музыкальное оформление (романс «Утро туманное, утро седое…»)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Новый материал.

       Звучит первый куплет романса «Утро туманное, утро седое». На фоне мелодии - слово учителя.

        Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

       

          Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге.  Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал  Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу… Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…»

         Дорогих воспоминаний будет еще много. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19 века.  Природа наделила её многим: умом, артистическим талантом, божественным голосом, сильным характером, но…многие считали ее некрасивой. Генрих Гейне, например, сравнивал ее внешность с экзотическим и чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой. Но как  певица преображалась на сцене!!!! Глаза становились пламенными и выразительными, а большой рот, казалось, был создан для того, чтобы издавать волшебные звуки.

 Великий французский композитора Сен-Санса писал:  «Её голос, не бархатистый и не кристально - чистый, но скорее горький, как померанц, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий».

       Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо».  Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе. « Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный»,- пишет он в письме к Полине. Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни.  Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого», рядом с Полиной и Луи Виардо.

     Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. Даже в романе «Отцы и дети», который нельзя  назвать романом о любви, мы можем выделить четыре любовные сюжета.

Беседа с классом.

  • Какие любовные сюжеты мы можем выделить в романе?

  1. Павел  Петрович и княгиня Р.
  • От чьего лица ведётся повествование о трагической любви Павла Петровича? Почему?
  • Как автор описывает княгиню Р?
  • Как вы думаете, что обозначает крест на  кольце со сфинксом, который поставила княгиня Р, возвращая кольцо Павлу Петровичу?
  • Как изменился Павел Петрович после смерти княгини?

Слово учителя. Многие исследователи Тургенева считают прототипом княгини Р  Полину Виардо.  Интересно отметить и эпизод с кольцом, на котором изображен Сфинкс.  У этого талисмана тоже есть прототип. Графиня Воронцова подарила А. С. Пушкину кольцо с восточными письменами. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине - Виардо. « От женщины - к поэту и от поэта - к женщине, круг завершился. Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу не напрасно». Так писал Константин Бальмонт в  своём эссе о Тургеневе.

Итак, любовная линия Павел Петрович и княгиня Р.

  • Принесла ли любовь счастье Павлу Петровичу?

Вывод: это любовь – наваждение, которая сломала жизнь.

  1. Аркадий и Катя.
  • Как бы вы могли охарактеризовать чувство, которое возникает между двумя этими героями.

Вывод: это любовь тихая, семейная, без бурь и потрясений.

  • Чувства, каких героев романа сродни этой любви?

  1. Николай Петрович и Фенечка.
  • Вкратце расскажите историю этой любви.
  • Что, на ваш взгляд, значит эта любовь для Фенечки?
  • Чем является эта любовь для Павла Петровича?

  1. Базаров и Одинцова.
  • Как относится Базаров к любви до встречи с Одинцовой?
  • Первая реакция героя на появление Одинцовой на приёме.  ( Читаем отрывок  с.84-85)
  • Чем привлекла, на ваш взгляд, Одинцова Базарова?
  • Что удивляет Аркадия в поведении Базарова, когда друзья посещают Одинцову в гостинице?
  • А почему, на ваш взгляд, Базаров кривляется?  Цинично отзывается об Одинцовой?
  • Как изменяется герой с приездом в поместье к Одинцовой.
  • Давайте прочитаем сцену любовного объяснения Базарова.  (  с. 114-115)
  • Как автор характеризует чувство, которое вспыхнуло в душе героя?
  • Как ведет себя в этой сцене Одинцова?
  • Чего пугается Анна Сергеевна?
  • Почему она не принимает любовь Базарова?
  • Укрупняется или умаляется, на ваш взгляд, фигура Базарова на фоне Одинцовой, в истории взаимоотношений с ней?
  • Нигилистом или романтиком выходит Базаров из этой любви?

Слово учителя. Базаров не может справиться с чувством, которое его охватило. Он рассеян, потерян.  Он с головой уходит в работу, но не думать о любимой не может. Он  худеет, бледнеет, мысли его бродят где-то далеко. Отец с тревогой замечает, что сын печален, тоскует.  Из рассеянности он порезал палец, на вскрытии мужика, который умер от тифа. Мы с вами можем догадываться о причине его рассеянности.  Так Одинцова невольно становится причиной его гибели.

  • Как вы думаете, ребята, а почему перед смертью герой просит послать за  Одинцовой?
  • Как  вы можете охарактеризовать любовь Базарова к Одинцовой?

Вывод: это любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее.

  • Ребята, мы сегодня говорили с вами о разной любви. А  если бы вам предложили изваять памятник любви, каким бы он был?

(Учащиеся показывают памятники любви, которые они нарисовали дома и рассказывают о них) После рассказов на мультимедиа появляется памятник любви Полины Виардо и И. С. Тургенева.

Слово учителя. 14 октября у здания МГИМО появился памятник Тургеневу и Виардо. Скульптор этого памятника Григорий Потоцкий  мечтал поставить в Москве и России памятник любви. Скульптура овеяна романтикой и очень динамична. От прикосновения руки она вращается. По силуэту это лист ясеня, который очень любил Тургенев. На одной стороне листа изображен Тургенев с пером в руке и в окружении книг. На другой стороне листа Полина Виардо, усыпанная розами и с лирой в руках. Лист пробит насквозь в том месте, где лира у Виардо и сердце у писателя. Это символично. Виардо разбила сердце Тургенева и всю жизнь была его музой. Любовь бывает жестокой.

И сегодняшний наш урок хотелось бы закончить стихотворением:

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любви не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит

И несчастной  любви не стоит.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ № 36

ВСЕРОССИЙСКИЙ  КОНКУРС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  

МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

НАПРАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЕ

ТЕМА УРОКА: «ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

БЕЛОУСОВА  СВЕТЛАНА  ЮРЬЕВНА

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»...

Урок литературы в 10 классе по теме "Любовь - незваная гостья" ( по роману .И.С. Тургенева "Отцы и дети").

Урок в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети". Занятие интегрированное....

Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»...

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")...

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Мы часто завершаем изучение творчества писателя сочинением. Бывает трудно придумать нестандартные формулировки, тем более, что в Интернете мы легко можем найти не только привычные темы, но и готовые с...