Урок литературы по поэме М.Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Бородина Галина Николаевна

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова "Мцыри" по теме "Изображение свободолюбивой личности» разработан в форме педмастерской. В нём присутствуют все необходимые для этой технологии этапы: индукция, самоконструкция,прослушивание информации, выполнение заданий по карточкам, социоконструкция, афиширование, проект учителя, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-педмастерская по литературе (7 класс)

Тема урока: Изображение свободолюбивой личности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Эскизы М.Лермонтова.
  2. Музыка в записи.
  3. Выучивание  наизусть «Синие горы Кавказа…»
  4. Подготовить сообщения: 1) Причины отъезда на Кавказ;

                                            2) История создания поэмы;

                                            3) Кавказ на картинах Лермонтова.

     5. Карточки с заданиями.

     6. Выучивание отрывков из поэмы наизусть (главы 4,5,8).

     7. Цветные карточки для рефлексии.

     8. Учительский проект эссе.

Цели урока:

  1. Выявить характерные черты личности главного героя.
  2. Выяснить, в чём заключается смысл жизни для Мцыри.

                                                                                         Эпиграф  к уроку:

                                                                                              «Ты хочешь знать, что делал я

                                                                                               На воле? Жил – и жизнь моя

                                                                                                  Без этих трёх блаженных дней

 Была б печальней и мрачней…»

1 этап урока – Индукция

- Что значит для Мцыри «жить»?

- Анализ эскизов Лермонтова.

- Чтение наизусть стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа…»

2 этап урока – Самоконструкция (2-3 минуты)

- Обсудите, обменяйтесь мыслями, дополните записи.

3этап урока – Прослушивание информации:

  1. Причины отъезда Лермонтова на Кавказ;
  2. История создания поэмы;

Странствуя в 1837 году по старой Военно-Грузинской дороге, Лермонтов наткнулся в Мцхете на одинокого монаха или вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последним из живших в близлежащем монастыре. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время похода. Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монахам. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику-монаху. Любопытный и живой рассказ бэри произвёл на Лермонтова впечатление.

  1.  Кавказ на картинах Лермонтова.

4этап урока – Выполнение заданий на карточках. (работа в группах).

Выполняя задание карточки, мысленно перенеситесь в то время и на ту землю, о которой мы узнали из биографии М.Лермонтова, из его стихов и рисунков.

Карточка 1.(Работа на 10 минут).

- Найдите в поэме описание мест, где происходят события, чтобы мы могли их представить глазами Мцыри. Какие художественно-выразительные средства использует при этом автор?

- Проследите по тексту душевное состояние Мцыри, оказавшегося в лесу (глава 11). Сравните его с состоянием на второй день (глава 15). Почему оно так изменилось? (глава 21).

- Каким вы представляете себе Мцыри (его возраст, знания и представления о мире, о родине)? Подобрать примеры из текста.

Карточка 2. (Работа на 10 минут).

Перед выполнением задания по карточке – чтение наизусть отрывков из поэмы (главы 4,5,8).

- Каким вы видите Мцыри в бою с барсом? (главы 20-26).

- Что узнал о себе Мцыри во время скитаний? Подберите примеры из текста.

- Раскаялся ли он перед смертью в своих стремлениях и поступках? Доказать строчками из поэмы.

- Какой момент жизни Мцыри был самым счастливым для него? Докажите текстом.

5 этап урока . Социоконструкция.

Используя  материал на листках, написать творческую работу (эссе) на тему «Что значит для Мцыри «жить»? (приблизительно 1 лист). Работа в группах.

6 этап урока. Афиширование.

- Предлагается форма: эссе, дневник, письмо.

- Заслушивание работ.

7 этап урока. Проект учителя.

     В поэме «Мцыри» события происходят на фоне романтического пейзажа. Природа здесь необыкновенна, экзотична: «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Природа показана глазами героя и передаёт его мысли и чувства.

     Передо мной прошла история короткой и трагической жизни юноши – горца Мцыри. Он стремился на родину, что значило для него – стремление к свободе, к настоящей жизни, так как он хотел быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребёнком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное – лица, голоса родных людей (отца, сестёр) – ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.

     Самым ярким событием за три дня на свободе я считаю битву Мцыри с барсом. Мцыри предстаёт здесь человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчёркивает, что его герой чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим («как зверь степной»).

     Несмотря на гибель героя, я не воспринимаю поэму как произведение мрачное. Мцыри ждёт своей смерти, чтобы прохладный ветерок донёс до его могилы привет из родных мест.

8 этап урока. Домашнее задание: используя материал урока, написать сочинение по одной из предложенных тем и форм.

  1. «…Что делал я на воле? Жил…» (М.Лермонтов) – дневник
  2. Моё отношение к образу Мцыри. – эссе
  3. Любимые страницы поэмы. – письмо

9 этап урока. Рефлексия.

Красный – переживание.

Жёлтый – интерес.

Синий – скука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Конспект и презентация к уроку литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"

В материале содержится конспект урока и презентация по теме "За что наказан Демон?"....

Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" по теме : "Чичиков - первый российский предприниматель".

Образ главного героя поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" - делец и "подлец" в одном лице: история Чичикова, деятельный характер, полная безнравственность, омертвение души; тайна имени...

Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....