«Каждому правдой и честью воздайте!»(Урок литературы по поэме М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 7класс).
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кусаева Елена Муратовна

Материал содержит конспект урока-обобщения  по поэме М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_._lermontov_pesnya_pro_tsarya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Каждому правдой и честью воздайте!»

(Урок литературы  по поэме  М.Ю Лермонтова «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 7класс).

Цель: 1) раскрытие идейного содержания поэмы;

          2) определение роли  художественных средств в раскрытии идейного содержания поэмы;

          3) развитие навыка работы с критической статьей;

          4) воспитание любви к родине, интереса к истории народа.

                                                                 Каждому правдой и честью воздайте!

                                                                                                   М.Ю Лермонтов

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.                                                

М.И. Лермонтов

I.- Русские писатели и поэты всегда обращались к историческому прошлому Родины, пытались найти ответы на самые главные вопросы о судьбе России, ибо настоящее и будущее народа невозможно постичь без знания его прошлого. Произведения, основанные на истории, мы встретим у Пушкина.

-Назовите их . ( «Полтава», «Арап Петра Великого», « Борис Годунов»)

-У Петра 1 в русской истории есть нешуточный соперник, не менее загадочный, чем Петр 1, и , пожалуй, не менее великий государь- Иван Грозный.

-Сегодня мы поговорим о героях поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Всильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова»…» их характерах, воздадим всем «правдой и честью», попытаемся представить лермонтовский идеал человека и постичь мастерство поэта в создании незабываемых образов.

Для этого нам понадобятся следующие понятия:

Композиция

Конфликт

Поэма

Трагедия

Честь

II. - В чем необычность произведения М.Ю.Лермонтова ?

Какой литературный жанр вам напомнил? Почему?(песню народную)

-Назовите элементы народно-поэтического творчества(постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения)

- В чем своеобразие композиции поэмы? (повторы, зачины, песенность )

-Почему Лермонтов выбрал   народно-поэтический склад?

(выражает отношение народа к происходящим событиям)

III.1) Великие русские художники   И.Е.Репин и В.Васнецов тоже обращались к образу царя.

-Каким предстает Иван Грозный на полотнах живописцев?

-Какое изображение больше соответствует вашему представлению о царе?

-Перекликаются ли изображения царя в поэзии и живописи. Найдите подтверждение в тексте.

-А в чем своеобразие лермонтовского героя?

2)-Кто еще привлекает внимание во вступлении? (Кирибеевич)

-Из чего складывается образ героя? (речь, отношения с другими персонажами, поступки, портрет)

-Каков, по-вашему, герой?(натура могучая, способная на сильные чувства, может идти до конца в достижении цели)

-Почему Кирибеевич утаил правду от царя? (понимает порочность мыслей, греховность, но стремление достичь цели оказывается сильней)

IV.1) Какую сцену в поэме можно считать кульминационной? Почему?

(сцена поединка, ней полностью раскрылся характеры героев)

2.Чтение отрывка (в исп. Н. Мордвинова)

-Его сопровождает дивная музыка русского композитора Ню Мусоргского из оперы «Хованщина»- тоже произведение об истории России.

-Какова роль пейзажа в этом  эпизоде?

-Какими худ. средствами создаются?

3)-Как ведет себя Кирибеевич? Как автор выражает свое отношение?

4)-Сравните поведение Калашникова?

Как его это характеризует?

-Каково авторское отношение?

-Мог  ли Калашников спасти свою жизнь?

-Почему он не сделал этого?

-За что казнен Калашников?

Справедлив ли царский суд?

-Кто является победителем в конфликте? Докажите.(осталась память в народе)

-Почему осталась память?

5)-Как композиция произведения   помогает понять эту мысль?

После всего, что мы говорили, остается ощущение трагичности персонажей.

-В чем трагизм каждого из них?

V.Работа с отрывками из статьи  В.Г. Белинского(задание учебника).

-Определите, к кому относится характеристика.

-Совпадает ли она с авторским, народным и вашим мнением?

VI. Воздал ли Лермонтов устами гусляров «всем по чести»?

Честь- понятие, часто встречающееся у Лермонтова,например,

кумир Пушкин-«невольник чести».

-Кого из героев можно назвать «невольником чести»?

-А самого Лермонтова?

-Каков лермонтовский идеал человека?

(человек честный, полный чувства собственного достоинства, способный отстоять свою честь даже ценою собственной жизни)

Д/з. Отрывок наизусть с обоснованием выбора,

 к  уроку внеклассного  чтения: А.К.Толстой. «Князь Серебряный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....