«Каждому правдой и честью воздайте!»(Урок литературы по поэме М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 7класс).
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Материал содержит конспект урока-обобщения по поэме М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_._lermontov_pesnya_pro_tsarya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Каждому правдой и честью воздайте!»
(Урок литературы по поэме М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 7класс).
Цель: 1) раскрытие идейного содержания поэмы;
2) определение роли художественных средств в раскрытии идейного содержания поэмы;
3) развитие навыка работы с критической статьей;
4) воспитание любви к родине, интереса к истории народа.
Каждому правдой и честью воздайте!
М.Ю Лермонтов
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М.И. Лермонтов
I.- Русские писатели и поэты всегда обращались к историческому прошлому Родины, пытались найти ответы на самые главные вопросы о судьбе России, ибо настоящее и будущее народа невозможно постичь без знания его прошлого. Произведения, основанные на истории, мы встретим у Пушкина.
-Назовите их . ( «Полтава», «Арап Петра Великого», « Борис Годунов»)
-У Петра 1 в русской истории есть нешуточный соперник, не менее загадочный, чем Петр 1, и , пожалуй, не менее великий государь- Иван Грозный.
-Сегодня мы поговорим о героях поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Всильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова»…» их характерах, воздадим всем «правдой и честью», попытаемся представить лермонтовский идеал человека и постичь мастерство поэта в создании незабываемых образов.
Для этого нам понадобятся следующие понятия:
Композиция
Конфликт
Поэма
Трагедия
Честь
II. - В чем необычность произведения М.Ю.Лермонтова ?
Какой литературный жанр вам напомнил? Почему?(песню народную)
-Назовите элементы народно-поэтического творчества(постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения)
- В чем своеобразие композиции поэмы? (повторы, зачины, песенность )
-Почему Лермонтов выбрал народно-поэтический склад?
(выражает отношение народа к происходящим событиям)
III.1) Великие русские художники И.Е.Репин и В.Васнецов тоже обращались к образу царя.
-Каким предстает Иван Грозный на полотнах живописцев?
-Какое изображение больше соответствует вашему представлению о царе?
-Перекликаются ли изображения царя в поэзии и живописи. Найдите подтверждение в тексте.
-А в чем своеобразие лермонтовского героя?
2)-Кто еще привлекает внимание во вступлении? (Кирибеевич)
-Из чего складывается образ героя? (речь, отношения с другими персонажами, поступки, портрет)
-Каков, по-вашему, герой?(натура могучая, способная на сильные чувства, может идти до конца в достижении цели)
-Почему Кирибеевич утаил правду от царя? (понимает порочность мыслей, греховность, но стремление достичь цели оказывается сильней)
IV.1) Какую сцену в поэме можно считать кульминационной? Почему?
(сцена поединка, ней полностью раскрылся характеры героев)
2.Чтение отрывка (в исп. Н. Мордвинова)
-Его сопровождает дивная музыка русского композитора Ню Мусоргского из оперы «Хованщина»- тоже произведение об истории России.
-Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
-Какими худ. средствами создаются?
3)-Как ведет себя Кирибеевич? Как автор выражает свое отношение?
4)-Сравните поведение Калашникова?
Как его это характеризует?
-Каково авторское отношение?
-Мог ли Калашников спасти свою жизнь?
-Почему он не сделал этого?
-За что казнен Калашников?
Справедлив ли царский суд?
-Кто является победителем в конфликте? Докажите.(осталась память в народе)
-Почему осталась память?
5)-Как композиция произведения помогает понять эту мысль?
После всего, что мы говорили, остается ощущение трагичности персонажей.
-В чем трагизм каждого из них?
V.Работа с отрывками из статьи В.Г. Белинского(задание учебника).
-Определите, к кому относится характеристика.
-Совпадает ли она с авторским, народным и вашим мнением?
VI. Воздал ли Лермонтов устами гусляров «всем по чести»?
Честь- понятие, часто встречающееся у Лермонтова,например,
кумир Пушкин-«невольник чести».
-Кого из героев можно назвать «невольником чести»?
-А самого Лермонтова?
-Каков лермонтовский идеал человека?
(человек честный, полный чувства собственного достоинства, способный отстоять свою честь даже ценою собственной жизни)
Д/з. Отрывок наизусть с обоснованием выбора,
к уроку внеклассного чтения: А.К.Толстой. «Князь Серебряный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Презентация к открытому уроку 30.10.14. Нравственный идеал М.Ю. Лермонтова в поэме "Песня про про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
Презентация представляет собой иллюстративный и учебный материал для обсуждения на уроке....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...
Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....