Исследовательская работа. «Почитание святых – часть русской национальной культуры»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Почитание святых – это часть нашей национальной культуры.  Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека к Богу, его обоженности, его преображении под действием Божьей благодати. В православной церкви святой  -  это всякий раз явление спасения, милости Божьей к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. Святой открывает путь к Богу и в этом качестве  выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом и людьми.
      Автор представляемой работы «Почитание святых – часть русской национальной культуры» считает, что почитание святых, поклонение им  духовно обогащает нашу культуру, помогает людям стать чище, благороднее. В качестве аргумента автор приводит  почитание  преподобного Серафима Саровского.    
      В продолжение семидесяти лет со дня кончины старца отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника,  находя здесь утешение в своих скорбях и облегчение в страданиях. Ожидание прославления и уверенность в этом были столь сильны в народе, что задолго до канонизации в честь Саровского чудотворца готовились престолы, создавались его жизнеописание и церковный образ. Верующий народ увидел в старце Серафиме  самые дорогие и сокровенные черты подвижника Православия. Преподобного Серафима Саровского  канонизировали в 1903 году.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://counter.rambler.ru/top100.cnt?802647

 

Нижегородская область

Администрация Шатковского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

                           Исследовательская работа.

«Почитание святых –

часть русской национальной культуры»

                                                                                                          Работу выполнила:

                     Чередниченко Н.В.

р.п. Лесогорск

2012 год

 Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть. Почитание святых  - часть русской национальной культуры.
    1. Житие преподобного  Серафима Саровского.

2.Почитание  икон  преподобного Серафима Саровского.

3. Почитание  мощей  преподобного Серафима Саровского.
4. Места поклонения преподобному Серафиму Саровскому.
5. Чудеса Серафима Саровского.
6. Молитвы  преподобному  Серафиму Саровскому.

      III. Заключение.

                                                      Вступление.

Почитание святых – это часть нашей национальной культуры.  Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека к Богу, его обоженности, его преображении под действием Божьей благодати. В православной церкви святой  -  это всякий раз явление спасения, милости Божьей к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. Святой открывает путь к Богу и в этом качестве  выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом и людьми.
     Автор представляемой работы «Почитание святых – часть русской национальной культуры» считает, что почитание святых, поклонение им  духовно обогащает нашу культуру, помогает людям стать чище, благороднее. В качестве аргумента автор приводит  почитание  преподобного Серафима Саровского.    
     В продолжение семидесяти лет со дня кончины старца отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника,  находя здесь утешение в своих скорбях и облегчение в страданиях. Ожидание прославления и уверенность в этом были столь сильны в народе, что задолго до канонизации в честь Саровского чудотворца готовились престолы, создавались его жизнеописание и церковный образ. Верующий народ увидел в старце Серафиме  самые дорогие и сокровенные черты подвижника Православия. Преподобного Серафима Саровского  канонизировали в 1903 году.

                                                 
Основная часть.                                                                                                                                                                                                                                Почитание святого - это, прежде всего, преклонение перед его жизненным  подвигом, описанном в  житие святого, созданием которого обязательно сопровождается официальное признание его святости. В житие сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если  таковая была), а также об особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек  (к ним относятся, в частности, жизненные и посмертные чудеса).                                                                                                                                                                                       Серафим Саровский –« современник екатерининского века, великой революции, наполеоновских войн, двенадцатого года, декабристов - на все эти события не отозвался он ничем; все они прошли мимо него, как тени летних облаков. «Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал», - говаривал Серафим. - Он действительно и «не существовал в жизни сей» - у него, собственно, и не было жизни, а было только «житие». И ничем не отличается это житие русского святого в XIX веке от житий синайских и фиваидских отцов в V или VI веках.
    Дух Божий и дух тьмы столкнулись, как два урагана, в крутящемся смерче революции, и рушились царства, гибли народы, а он стоял тысячу дней на камнях в безмолвной молитве. Люди боролись с людьми за будущность мира, а он боролся с бесами за себя одного», - так писал Д. Мережковский  в книге «На аршин от земли».
    Автор представляет отрывки из   жития о Серафиме Саровском.

    Житие Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 (по другим данным - 1754) года в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. В Святом Крещении был наречен Прохором. Родители его, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием. Незадолго до своей кончины  Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского. Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге…
   Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет: Господь сохранил младенца невредимым, когда отрок оступился и упал со строящейся колокольни. Отроком он был чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»: во время болезни Прохор был удостоен видения Божией Матери, Которая обещала вскоре вновь посетить и исцелить его. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.
    После болезни Прохор с усердием продолжил учение. Более всего Прохор возлюбил постоянное пребывание в храме, сердечную молитву и непрестанное размышление о Боге, предпочитая суете мира уединение и безмолвие. Возрастало его стремление к иноческой жизни. Благочестивая мать не противилась этому и благословила сына медным Распятием, которое он всегда открыто носил на груди до самой кончины.
    Прежде чем принять постриг, Прохор вместе с пятью сверстниками, из которых четверо по его примеру посвятили жизнь служению Богу, отправился в Киев на поклонение святым угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Подвизавшийся близ Лавры прозорливый старец-затворник Досифей , которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши принять иночество и указал на Саровскую пустынь, как место его опасения и подвигов…
   20 ноября 1778 года, накануне праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где с любовью был принят как послушник её настоятеля, кротким и  иеромонахом Пахомием, и в научение отдан старцу иеромонаху Иосифу, казначею. Подражая старцам, Прохор раньше других приходил в храм, неподвижно, с закрытыми глазами выстаивал богослужение до конца и уходил последним, жалея, что человек не может беспрерывно, подобно Ангелам, служить Богу…
   Его подвижничество обратило на себя внимание братии и снискало отеческую любовь старцев. Так, во время тяжелой болезни Прохора они неотлучно находились при нем, заботясь о его выздоровлении. Почти три года безропотно выносил он сильные страдания, отклонив врачебную помощь и предав себя всецело «Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Когда состояние Прохора значительно ухудшилось, о его здравии были отслужены всенощное бдение и божественная литургия. Причастившись Святых Христовых Таин, он вскоре сподобился чудесного видения Пресвятой Богородицы. Возложив на голову больного руку, Она даровала ему выздоровление, сказав сопровождавшим Её Апостолам Петру и Иоанну Богослову: «Сей - от рода Нашего»…
  18 августа 1786 года Прохор был пострижен настоятелем обители иеромонахом Пахомием в монашество с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его горячую любовь ко Господу. Господь укреплял его Небесными видениями: неоднократно созерцал преподобный Святых Ангелов, сослужащих братии и поющих в храме, а за Божественной литургией в великий четверток удостоился лицезреть Господа Иисуса Христа в окружении Небесных Бесплотных Сил. Видение это усилило ревность подвижника к отшельничеству: днем он трудился в обители, а вечером удалялся в лес, где в пустынной кельи ночью предавался молитве и богомыслию...

    1794 год отмечен скорбным для обители событием: скончался настоятель пустыни иеромонах Пахомий.  По желанию почившего настоятеля преподобный Серафим принимает на себя попечение о Дивеевской женской общине и не оставляет её сестер без духовного окормления и материального обеспечения.
    20 ноября 1794 года, в годовщину своего прибытия в Саровскую обитель, преподобный испрашивает у настоятеля иеромонаха Исаии  благословение на новый подвиг - пустынножительство и поселяется в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В «дальней пустыньке», как любил называть свое уединенное жилище святой старец, он ежедневно совершал молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножительных обителей, а также по чинопоследованию, им самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая при этом до 1000 поклонов.
   Сам добывая себе пропитание, преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки преимущественно овощами да черствым хлебом, небольшими запасами которого он делился с птицами и дикими животными. Не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему. Ни вкушая пищу в среду и пятницу и в первую седмицу Святой Великой Четыредесятницы, преподобный Серафим со временем отказался от помощи со стороны обители, усилил воздержание и пост, питаясь около трех лет лишь травой снитью, которую он сам сушил, заготавливая на зиму…
     Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг - столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». С наступлением утра он возвращался в келию и в ней, чтобы уровнять ночные подвиги с дневными, вставал на другой, малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Тысячу дней и ночей  продолжал он это молитвенное стояние. Посрамленный диавол, оказавшись бессильным духовно препобедить старца, задумал умертвить его и наслал разбойников, которые, угрожая расправой, стали требовать у него денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем, все сокрушив в келии и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния.
     Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли… И когда надежда на выздоровление, казалось, исчезла, Пресвятая Богородица явилась старцу в тонком сне в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна Богослова и даровала ему исцеление, произнеся слова: «Сей - от рода Моего». В тот же день преподобный встал с постели и еще пять месяцев пробыл в монастыре до полного выздоровления. Старец остался навсегда согбенным и ходил, опираясь на топорик или на посох, однако обидчиков простил и просил не наказывать.
    Возвратившись в «дальнюю пустыньку», преподобный Серафим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исаии он принял обет молчания, сравнивая его с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». … В безмолвии преподобный провел около трех лет. Обеспокоенные долгим отсутствием старца, новый настоятель игумен Нифон  и старшие из братии пустыни предложили преподобному Серафиму или приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения Святых Христовых Таин, или совсем вернуться в обитель. Старец избрал последнее, будучи не в силах преодолевать большие расстояния. Но, поселившись спустя 15 лет в прежней келии, он продолжил подвиг молчания, никуда не выходя и никого не принимая, кроме больничного служки и священника, приносившего ему Святое Причастие.
    Началась жизнь в затворе перед иконой Божией Матери «Умиление», которую преподобный с любовью называл «Всех Радостей Радость». Дубовый гроб, установленный по его просьбе в сенях, напоминал ему о часе смертном…
    После пяти лет затвора преподобный, по особому ему откровению, раскрыл двери своей келии для всех ищущих духовного руководства, но еще не скоро снял обет молчания. Поучая приходящих лишь примером безмолвного жития, он стал готовить себя к служению людям.
    25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителей Римского Климента и Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму в сонном видении и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество. К тому времени преподобный Серафим стяжал чистоту души и сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Он рано провидел прошедшее и будущее и давал советы, исполненные духа премудрости и добра…
    Получив откровение о грядущей кончине, преподобный стал к ней усердно готовиться. Силы старца заметно слабели, он не мог каждый день, как прежде, ходить в свою пустыньку и принимать многочисленных посетителей. «Мы не увидимся больше с вами, - говорил он своим духовным детям. - Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв». Он искал уединения, подолгу предаваясь горестным размышлениям о несовершенстве земной жизни, сидя у гроба, приготовленного на случай его кончины…
     Несколько раз в  день кончины он подходил к месту у собора, которое выбрал для своего погребения, и подолгу там молился. Вечером из его келии доносились пасхальные песнопения, а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками перед иконой Божией Матери «Умиление».
   Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле с правой, южной стороны от алтаря Успенского собора».
   
Все иконы Серафима  Саровского  следует рассматривать не только с точки зрения художественной, эстетической, исторической, иконологической и т.п.; основной критерий оценки определяется духовными традициями. Значение икон Серафима Саровского велико, все они являются святынями, объектом молитвенного поклонения.
   Впервые материалы по иконографии Серафима Саровского встречаются в работах Л.И.Денисова в начале XX столетия, переизданных в Москве в 1997 году. Материалы этого автора являются ценным источником для современных исследователей. В 1993 году, после  обретения мощей Серафима Саровского, А.Н.Стрижев опубликовал статью посвященную изображению святого, в которой повторил сведения Л.И.Денисова, а также включил новые материалы.
   «В соответствии с традициями, сложившимися в средневековый период в Византии и Древней Руси, в Новое время широкое распространение получили иконы Серафима Саровского с его поясным и ростовым изображением, а также на фоне монастыря, житийные образы. В рамках каждого иконографического вида наблюдается разнообразие изводов образа святого...
   Особенностью церковных художеств России Нового времени явилось широкое бытование икон на отдельные сюжеты из Жития Серафима Саровского; в средневековый период подобные композиции входили лишь в состав клейм житийных икон. Отличительной особенностью иконографических решений образа Серафима Саровского являлось то, что в ряд композиций включались события новейшей российской истории (преподобный Серафим и святой Государь-страстотерпец Николай II со своей семьей). Большинство образов Саровского старца выполнено в новой, не традиционной для средневековой иконописи технике.
  К образу Серафима Саровского обращались как прославленные столичные иконописцы, живописцы, так и неизвестные провинциальные авторы из различных регионов России, в XX столетии -зарубежные авторы. Особая роль в создании икон Саровского старца принадлежала сестрам художественной мастерской Серафима-Дивееского монастыря.
  Наличие большего количества икон с разнообразными сюжетами из Жития преподобного Серафима объясняется особым почитанием Саровского старца в России, его духовным подвигом» (А.Н. Стрижев. Из диссертации».

Почитание святых выражено также в почитании мощей. Мощи – останки святых, почитаемые церковью как исполненные благодати и обладающие даром чудотворения святыни. В древнейший период христианства сохранение мощей мученика воспринималось как его продолжающееся соприсутствие в церковной общине, как манифестация победы над смертью, совершенной Христом, подавшим святому благодать спасения, и повторенной в мученическом подвиге. Это восприятие обусловливало празднование памяти мученика, совершение трапезы и евхаристии над его могилой. Сохранение и почитание мощей было также тесно связано с утверждением веры в воскресение во плоти.
    19 июля 1903года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, с великим торжеством, в присутствии царской семьи и при многочисленном стечении народа, совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей. Святой старец провидел это событие еще при жизни, как и судьбу России, предупреждая ее о грядущих тяжелых испытаниях и гонениях на православный народ: "У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то - со всех сторон!". И, немного помолчав, добавил: "Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души". При этих словах слезы текли у него из глаз.
   Несмотря на то, что после революции были закрыты Саровская и Дивеевская обители и исчезли мощи преподобного Серафима, православный народ жил надеждой, что рано или поздно бесценная святыня будет обретена вновь…
    11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи преподобного Серафима были вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.                                                                                                              
                     Места поклонения,  связанные с памятью о святых.
С именем Серафима Саровского связаны  Саровский монастырь, Серафимо -  Дивеевский монастырь,  Серафимо – Понетаевский монастырь. Возникший из-за раздора в связи с выборами начальницы Серафимо – Дивеевской  обители, Серафимо-Понетаевский монастырь стал еще одной обителью любви, добра и терпения.  Понетаевская община была утверждена государем императором и Святейшим синодом 27 октября 1864 года. Это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская задолго  до  канонизации батюшки Серафима... ( Александр Инжутов «Краткий  исторический очерк»).
   
«Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь, 3 класса, общежительный, при селе Понетаевке, в 30 верстах от уездного города Арзамаса, в 42 верстах от Саровской пустыни, в 18 верстах от железнодорожной станции Шатки. Учрежден  в 1869 году из женской общины, открытой в своей усадьбе дочерью генерал-майора Е. А. Копьевой в 1869 году, в память почившего преподобного Серафима Саровского.     Здесь хранится Серафимо-Понетаевская чудотворная икона Знамения Божией Матери.     Эта святая икона была написана в 1879 году одною из сестер обители (Клавдией Войлошниковой). В 1885 году, 14 мая, эта святая икона прославилась чудесным сиянием изображенного на ней лика Богоматери и движением Ее глаз. С того времени последовали по молитвам перед этой святой иконой многие чудесные исцеления от разных болезней, особенно глазных, ревматических, нервных и других. Празднование в честь этой святой иконы совершается, кроме 27 ноября, еще 14 мая. В монастыре три небольших каменных церкви, все домовые. В них хранятся: часть ризы Господней, часть животворящего древа Господня и частицы мощей 12 святых (дар царевен Грузинских), частицы мощей 59 Киевских чудотворцев, — все это заключено в образ Успения Богоматери; части камня, на котором молился преподобный Серафим тысячу ночей, волоски его, части его мантии, белой рубашки, 2 полотенца и 3 восковых свечи из кельи. При монастыре 2 гостиницы, приют для сирот — девиц с церковно-приходской школой и мастерская художественной иконописи. Монастырь имеет подворье в Нижнем-Новгороде. Этому же монастырю принадлежит Введенский скит, в 15 верстах от местечка Сарова. Здесь на внутренней стене его ограды расположено множество картин, изображающих все главнейшие события из жизни преподобного Серафима.
(Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).
    «Сестры знаменитого Серафимо-Дивеева монастыря разошлись в кандидатке на завтрашнюю чрезвычайную над собою власть; и когда, наконец, игуменья, после всех волнений и борьбы, была выбрана, - несогласные не захотели ей повиноваться, ушли за 40 верст в сторону и основали со своей кандидаткой новый монастырь, Серафимо-Понетаевский. Теперь в нем более 700 сестер. В первый раз я видел пустынь. Это вот что такое: вы едете полями, лесами, кругом - хлеба и сосны, кругом - деревня на много десятков верст, иногда - на сотни верст. Все серо, грубо, бесприветно. Все - глубоко необразованно и, кроме вчерашнего и завтрашнего дня, ничего не помнит и ни о чем не заботится. И среди этой буквально пустыни, культурной и исторической, горит яркая точка истории, цивилизации, духа - забот самых отдаленных, воспоминаний самых древних. Сияют куполами и крестами великолепные храмы; позолота, книги, живопись, пение, самый нрав, обычай, весь внешний облик являют чрезвычайную тонкость, самый изощренный вкус, к созданию которого уже бессильно наше время и который умели выработать только великие творческие цивилизации древности и средних веков. Я в первый раз видел «пустынь» ; и как вообще я ни чужд идей монастыря и всего монашеского духа, я был очарован виденным; очарован, восхищен - и воображение мое закружилось идеями, совершенно противоположными тем, к каким я привык.
   Представляю себе, до чего же должно быть сильно влияние монастыря на народ, который не подходит к нему с тем специальным предубеждением, не скрою - почти с враждою, с каким подходил я. Влияние это должно быть колоссально, подавляюще; должно быть разбивающим всякое личное сопротивление. Недаром столько сильных и поэтических душ ушло в монастыри».  (Василий Розанов в книге «По тихим обителям». О Понетаевском  монастыре).  
    Дивеевская обитель.      
   Преподобный Серафим Саровский сам показывал Н.А. Мотовилову, «восставшему  с одра смерти» Симбирскому помещику, место, где ему явилась Божия Матерь и повелела устроить обетованную Ей обитель. Последние годы своей жизни преподобный Серафим постоянно заботился о Мельничной девичьей общине. Устроенная по повелению Пресвятой Богородицы в Дивееве, обитель эта явилась четвертым уделом Царицы Небесной на земле, местом Ее преимущественного благодатного попечения. По свидетельству старца, Божия Матерь Сама обошла эту землю, дав ему обещание быть всегдашней ее Игуменией. Впоследствии вокруг общины была проложена канавка, начал которую преподобный. «Канавка эта, - говорил он, - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до Небес высока. И как Антихрист придет, везде  пройдет, а канавки этой не перескочит».     Несмотря на преклонные годы, старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек - мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая для этого лес, купленный на пожертвования своих посетителей. Он же составил и устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и непрестанного подвига. Главная святыня Дивеевской обители - святые мощи преподобного Серафима Саровского.Саровского.
   Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со святыми мощами преподобного Серафима. Перед своей кончиной великий старец дал Прасковье Семеновне Мелюковой свечку, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась сестрами из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последнте годы - у единственно оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу 30 июля 1991 года вставили в большую дьяконскую свечу, которую нес протодиакон.Первый молебен на площади перед Троицким собором Святейший Патриарх Алексий II  служил с ладаном, переданным из рук преподобного Серафима.                                                                                                                                                
                    Вера в чудеса преподобного Серафима Саровского.
  По молитве преподобного исцелились многие, чьи тяжкие недуги не поддавались земному врачеванию. Первым, на ком проявилась его чудотворная сила, был Михаил Васильевич Мантуров - нижегородский помещик, вынужденный оставить военную службы из-за неизлечимой болезни.
  Получив от Мантурова искренние и горячие заверения в безусловной вере в Бога, преподобный обратился к нему со словами: "Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему все возможно от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь. А я, убогий Серафим, помолюсь". Знаменуя болящего елеем, святой старец произнес: "По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую". Тут же выздоровев, Мантуров с восторгом бросился к ногам подвижника, но был тотчас поднят преподобным, который строго сказал ему: "Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Это - дело Единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!"
  Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить
от угодника Божия благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь его келии в "ближней пустыньке" была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевных состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью: всех встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: "Радость моя, Христос Воскресе!"
    На склоне лет преподобный Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 года, в праздник Ее Благовещения, и явилось как бы указанием на его блаженную кончину: дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: "Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами".
   «Неземное видение - единственное событие земного жития Серафимова. Трижды являлась ему Царица Небесная и каждый раз повторяла, указывая на него: "Сей от рода Нашего". Он любил икону Умиление Божией Матери, "всех радостей Радость"; перед этою иконой на коленочках, во время молитвы, батюшка и отошел, как будто и не умер. От упавшей свечки загорелась келья, но тело почившего старца не тронул огонь; истлели только страницы книги, на которую он склонился лицом, как будто уснул, с крестообразно сложенными руками. Такова была огненная кончина Серафима Огненного.
   Жил, как будто не жил, умер, как будто не умер. Пролетел сквозь тьму земную светлым ангелом, и, глядя вслед ему, мы только можем сказать: "сей не от рода нашего". Однажды четыре сестры провожали батюшку в пустыньку и, тихонько идучи за ним, говорили вполголоса: "Глядите-ка, чулочки у батюшки спустились, а ноженьки-то какие белые!" Остановившись вдруг, о. Серафим приказал им идти вперед, а сам пошел сзади. "Идем это мы лугом, - рассказывает сестра Анна, - трава зеленая да высокая такая. Оглянулись, глядим, а батюшка и идет на аршин выше земли, даже не касаясь травы. Перепугались мы, заплакали и упали в ножки, а он и говорит нам: Радости мои, никому о сем не поведайте, пока я жив, а после моего отшествия от вас, пожалуй, и скажите.
    Все житие Серафима и есть хождение по воздуху, "на аршин от земли" - такое легкое, что тонкие травы не гнутся под ним, прозрачные звезды одуванчиков не осыпаются... А мы, тяжелые, усталые, по земле влачащиеся, с ногами, в земной грязи увязающими, израненными, окровавленными, можем только смотреть на это неземное видение и пугаться, и плакать, как бедные сестры дивеевские.
    "Аршин от земли" между ним и нами, между грешною землею и безземною святостью - вот несоизмеримость двух порядков, которая составляет сущность христианства».  (Д.Мережковский)

                           Молитвы преподобному Серафиму Саровскому.
   
Почитание Серафима , Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях. Никто не уходит "тощ и неутешен" после молитвы преподобному Серафиму  Саровскому. Он незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.
    Молитвы преподобному Серафиму Саровскому,  чудотворцу.

   
 О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
    От юности Христа возлюбил еси, преподобне, и Тому Единому поработати пламенно вожделел еси, в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, умиленным сердцем любовь Христову стяжав, Небесным Серафимом в песнословии споборниче, в любви притекающим к тебе Христу подражателю, темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, радосте наша, теплый пред Богом заступниче, Серафиме блаженне.
                                                     
Заключение.
   Жития преподобного Серафима Саровского являются  неиссякаемым источником  мудрости, места поклонения преподобному Серафиму,  его святыни, его молитвы стали неисчерпаемым кладезем чудес и исцелений.
    Следовательно, почитание преподобного Серафима Саровского важно для православных, т. к. совокупностью молитвословий, обрядов и таинств, благодаря которым верующие люди воздают  честь, поклоняются святому и славят Бога, возводят очи горе…, они приобщаются к великой  культуре русского народа.

                                                      Литература.

  1. Булгаков С.В. Русские монастыри в 1913 году.
  2. Воскобойников В.Ф. Преподобный Серафим Саровский.- Н.Новгород, 2006.
  3. Воскобойников В.М. Серафим Саровский.-Москва., «РОСМЭН» 2003.
  4. Житие Серафима Саровского.
  5. Инжутов А. Краткий исторический очерк.
  6. Мережковский Д. И. На аршин от земли.
  7. Ожигов С.И. Толковый словарь русского языка.- Москва 2010.
  8. Религия России Романовский. В.К., Сомов В.А. , Гречухин Г.Б.- Н.Новгород Нижегородский гуманитарный центр 2007.
  9. Розанов В.В. По тихим обителям. О Понетаевском монастыре.
  10. Стрижев А.Н. Иконография Серафима Саровского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Сравнительный анализ основных особенностей национальных вариантов английского языка"

В работе содержится краткий анализ лексических, грамматических и фонетических особенностей американского, канадского, австрийского и новозеландского вариантов английского языка....

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...

Исследовательская работа "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской"

Данная исследовательская работа посвящена  жизни Святой Блаженной Матроны Анемнясевской. Не возможно не восхищаться её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением ...

Исследовательская работа "Не святые,святые"

Исследовательская работа "Не святые,святые. Житие священномученика протоиерея Феоктиста Александро-Невского (Хоперской) 1874-1938гг" Феоктист пострадал за христианскую веру во время гонений ...

Исследовательская работа "Образ змея в русской и татарской культуре"

Работа выполнена ученицей 6 класса Б МБОУ "СОШ №2" Балобановой Ксенией в рамках научно-практической конференции учащихся г. Елабуги "Традиции и современность"...

Проектная работа : «Юмор – важная часть английской национальной культуры»

Объектом исследования в данной работе выступает английский юмор и его лингвокультурные характеристики.Актуальность данного проекта объясняется тем, что онпозволяет более полно и всесторонне проникнуть...

Проектная работа «Футбол – важная часть английской национальной культуры»

Футбол – не просто национальный спорт в Великобритании, а нечто большее. Он настолько глубоко интегрировался в повседневную жизнь англичан, что стал важнейшей частью их культуры.Проект актуален ...