Исследовательская работа "Не святые,святые"
творческая работа учащихся по краеведению (6 класс) на тему

Исследовательская работа "Не святые,святые. Житие священномученика протоиерея Феоктиста Александро-Невского (Хоперской) 1874-1938гг" Феоктист пострадал за христианскую веру во время гонений советской властью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тамбовская область Пичаевский район Липовский филиал МБОУ « Пичаевская СОШ» Не святые, святые. Житие священномученика протоиерея Феоктиста Александро-Невского ( Хоперской ) (1874-1938гг) Работу выполнил ученик 6 класса Липовского филиала МБОУ « Пичаевская СОШ» Соколин Евгений Руководитель Артамонова Нина Николаевна.

Слайд 2

Предметом нашего исследования стала жизнь протоиерея Феоктиста Арсеньевича Хоперского

Слайд 3

Актуальность данной темы о бращение к историческим корням православной церкви может дать нам много нового и поучительного для понимания глубин русской духовности и национального самосознания. Важность выбора темы поможет нам в стремлении быть нужными своей Родине, открывать и воспитывать себя, чтобы быть достойными своей страны. Проблема данной темы: честно ответить себе – как мы отзываемся на память о людях нашего села, как храним и растим в себе их духовное наследие.

Слайд 4

Задачи: - изучение архивных материалов по истории гонения на Русскую Православную Церковь; - анализ литературных источников, данных интернета по означенной теме; -опрос старожилов и родственников с.Питим ;

Слайд 5

В нашем непростом современном мире православная вера очень важна, она наполняет людей надеждой, является опорой, помогает нам расти духовно, придает силы и уверенность в жизни. С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. семидесяти лет.

Слайд 6

Феоктист Арсеньевич Хоперсков родился в селе Питим Рудовского района Тамбовской области в семье благочестивых крестьян в декабре 1874 года. Семья Хоперских насчитывала 35 человек. У Арсения Хоперского, отца священномученика, было 5 старших братьев, и жили они со своими семьями все вместе. Арсений служил в церкви священником, а его жена Ирина занималась хозяйством. В декабре 1874 года у Арсения и Ирины родился их первый и единственный сын, которому они дали имя Феоктист – в честь святителя, архиепископа Новгородского, память которого церковь совершает 23 декабря. С малых лет Феоктист посещал с родителями церковь, а его отец начал обучать сына богослужебному уставу и послушанию псаломщика.

Слайд 7

Настоятелем Питимской церкви в то время был священник Петр Рождественский, который уже много лет служил в этом церкви. Один из сыновей о.Петра- священномученик Евсевий (Рождественский), архиепископ Шадринский, в миру носивший имя Евгений. Феоктист и Евгений были знакомы и дружны с детства, так как их отцы долгое время служили вместе в Питимской церкви. Оба они остались верны тому пути, который избрали по примеру своих отцов, оба сподобились венцов мученических. Архиепископ Шадринский Евсевий ( Рождественский) был расстрелян 23 октября ( 5 ноября н. ст.) 1937 года в Новосибирске. Этой же участи сподобился и Феоктист Хоперсков в г. Рязани, будучи уже в священном сане.

Слайд 8

Когда Феоктист достиг возраста зрелости, то встал вопрос о его дальнейшей судьбе и учебе. Родители хотели, чтобы он выучился на врача или учителя, но он ответил родителям: « Меня очень тянет в храм и больше никуда». В 1900 году Феоктист женился на скромной девушке из глубоко верующей семьи соседнего села Липовка –Евдокии Григорьевне Сёминой . В течении первых двух лет совместной жизни у них рождаются дети – сын Николай и дочь Евдокия. С 1903 по 1906 годы Феоктист обучался в Тамбовском духовном миссионерском училище. Отец его, будучи уже преклонного возраста, с трудом исполнял в церкви обязанности псаломщика, и Ф еоктист стал на его место. Он пробыл регентом- псаломщиком в Питимской церкви с 1906 по 1928 годы . Послушание Феоктиста в родном храме прерывалось в 1915- 1917 годах, во время Первой мировой войны, когда он служил в рядах русской армии, в качестве писаря ротной канцелярии.

Слайд 9

В 1922 году семья Феоктиста и Евдокии Хоперских состояла уже из 9 детей и его престарелых родителей. Чтобы прокормить семью, Феоктист вел свое крестьянское хозяйство, в котором имелись лошадь, корова и сельскохозяйственный инвентарь, необходимый для обработки нескольких гектаров земли, которые он имел в аренде. Прихожане Питимской церкви очень любили своего регента — псаломщика за его доброе и отзывчивое к ним отношение. Он умел выслушать каждого обращающегося и дать исчерпывающий ответ на многие вопросы. Сказалось образование, полученное в миссионерском училище и его природная любовь к познанию и чтению духовной литературы. Его стараниями в церкви было введено общенародное пение за богослужениями, тогда как клирос, задавая тон, пел по нотам. Его супруга Евдокия постоянно присутствовала на богослужениях вместе со всеми их детьми. Феоктист , будучи псаломщиком, продолжал свое духовное образование, заочно обучаясь в Московской духовной семинарии, которая в то время была насильно перемещена из Сергиева Посада в Москву, где с трудом продолжала свою деятельность, размещаясь в нескольких помещениях в разных концах города. Из Москвы Феоктист привозил много духовной литературы и икон для своего родного храма.

Слайд 10

В 1928 году священномучеником Вассианом ( Пятницким), епископом Козловским ( с 9.04.1930 г. – архиепископ Тамбовский и Шацкий) псаломщик Феоктист Арсеньевич Хоперсков был рукоположен сначала во диакона, а затем и во священника к церкви своего родного села Питим. Прихожане были очень рады этому назначению. Однако вскоре отец Феоктист разделил участь многих пострадавших в те кровавые годы. В сельской местности шел процесс раскулачивания, с целью загнать в колхозы крестьян, ставших неимущими. Имеющий лошадь уже считался середняком и подлежал раскулачиванию. В 1930 году за несдачу « твердого задания», иначе сказать – непомерных налогов, отец Феоктист был раскулачен и его небольшое крестьянское хозяйство было полностью изъято. Однако первоначально власти предложили ему компромисс. Они обещали оставить нетронутым его хозяйство, но взамен этого о. Феоктист должен был согласиться работать учителем в школе, и кроме обучения детей грамоте, вести уроки атеизма, на что отец Феоктист ответил: « Я очень люблю детей, но против Бога их учить не буду. Это даже страшно слышать».

Слайд 11

После этого весной 1930 года церковь села Питим была закрыта за невыполнение «твердого задания», а ее настоятель священник Феоктист Хоперсков был арестован и сначала посажен со старшим сыном Сергеем в амбар, служивший власти тюрьмой. Знаменательны слова, сказанные отцом Феоктистом своей дочери Анне, когда она однажды тайком его проведывала: « Детки мои милые, не плачьте, молитесь на храм и просите у Спасителя помощи, пришло такое смутное время, ничего не поделаешь, надо все терпеть!» С 1930 по 1933 года отец Феоктист находился в ссылке в Сибири. По возвращении из ссылки в родное село он остановился у старшей дочери Евдокии на ночлег. Но в первую - же ночь его вновь арестовали. Однако помог сын одного из его бывших прихожан, который выпустил отца Феоктиста. Помолившись, батюшка отправился в Рязань к священно мученику Иувеналию ( Масловскому) , архиепископу Рязанскому и Касимовскому, который, сам уже пройдя неоднократные аресты и заключения, а также Соловецкое заточение, принимал гонимое в то время духовенство и старался определить его на приходы.

Слайд 12

Указом Управляющего Рязанской епархией отец Феоктист был возведен в сан протоирея и назначен настоятелем Сергиевской церкви села Боровок, Ново-Деревенского района Рязанской области, в пяти километрах от поселка Александро- Невский. Здесь протоиерей Феоктист Хоперсков совершал свое пастырское служение с 1933 по 1937 годы. Все это время Божественная литургия и вечерние службы в Сергиевском храме совершались ежедневно. В ответ на жестокие и кровавые гонения отец Феоктист усилил свой молитвенный подвиг. Однако безбожные власти не унимались, налагали на еще действующие храмы непосильные налоги, в случае неуплаты которых арестовали священников и закрывали храм. Такая же участь ожидала и Сергиевский храм. Зная, что уже определена дата ареста, отец Феоктист тайком побывал у себя на родине в селе Питим Тамбовской области, последний раз увиделся с супругой и детьми, простился с ними и вновь вернулся на свой приход в село Боровк, продолжив ежедневное служение в храме.

Слайд 13

12 декабря 1937 года протоиерей Феоктист Хоперсков был арестован, обвинен в антисоветской и контрреволюционной деятельности по ст.58 и отправлен в рязанскую тюрьму. Никаких вещественных доказательств по делу не было. Все обвинения, выдвинутые следствием отцу Феоктисту, он категорически отверг. Несмотря на это, постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 26 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 января 1938 года в городе Рязани. Место захоронения протоиерея Феоктиста временно не известно. Протоиерей Феоктист Хоперсков реабилитирован прокуратурой Рязанской области 12 июня 1989 года. 1 октября 2004 года определением Священного Синода Русской П равославной Церкви протоиерея Феоктиста Хоперскова прославлен в лике святых и включён в Собор новомучеников и исповедников Российских 20 века, как священномученик для общецерковного почитания.

Слайд 14

Священномученик Феоктист Александро-Невский (Хоперский)

Слайд 15

Церковь с.Питим

Слайд 16

Феоктист Арсеньевич Хоперской

Слайд 17

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел с родственниками священномученика Феоктиста

Слайд 18

Сподвижники священномученика Феоктиста

Слайд 19

Феоктист Новгородский, в честь него был назван Феоктист Хоперской

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Любовь святая… (Святые Пётр и Феврония Муромские)

Урок-презентация по древнерусской литературе (7 класс). "Любовь святая... (Святые Пётр и Феврония Муромские)". Цель урока: способствовать пониманию взглядов, идеалов народа, отраженных в «Повести о Пе...

Родительское собрание«СВЯТАЯ СВЯТЫХ-РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»

Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям должно привив...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...