Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Карачёва Елена Валентиновна

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, узнают, почему у Октябрины такое имя, выяснят, где она родилась и как переводится её родной посёлок. Учащиеся попытаются разгадать кроссворд, смастерят гномика "Чахкли", составят новые слова из букв имени, отчества и фамилии поэтессы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever_darit_vdokhnovenie.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий

Литературного праздника,

посвященного творчеству саамской писательницы – Октябрины Вороновой,

«СЕВЕР ДАРИТ ВДОХНОВЕНИЕ»

Звучит красивая музыка

На заставке «Северная природа»

  Вед.1.  Под сполохи полярного сиянья

               Лаптями стежку протоптав в снегу,

               Однажды к морю вышли россияне

               И замерли, толпясь на берегу.

               Они дивились шири необъятной,

               Могучим глыбам голубого льда

               И порешили не ходить обратно,

               У моря поселиться навсегда.

Вед. 2. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем литературном празднике, который посвящен творчеству замечательной саамской поэтессы – Октябрины Вороновой.

Слайд

Вед.1. Я думаю, что многие ребята впервые слышат о такой писательнице, но сегодня мы

            постараемся  исправить это и расскажем о замечательной поэтессе, которая написала

            огромное количество стихов, пронизанных любовью и теплотой к своему краю – к Кольскому

            полуострову.

Вед.2.  А как его не любить? Ведь Кольский полуостров - окраинный кусочек сердца России.

            Заполярный край, где первозданное величие и суровость природы по сей день изумляют

            путника.

Вед.1. Сама природа выбрала Заполярье, чтобы демонстрировать здесь свои чудеса: полярное

            сияние, полуночное солнце, летние снегопады, ягоды морошки, напоминающей по виду

            малину, а по вкусу – ананас. И может быть, поэтому любовь к этому краю и рождает в чутких

            сердцах необыкновенные строки.

Вед.2. Таким чутким сердцем отличалась и Октябрина Воронова. Она родилась 6 октября 1934 года.            

            По совету матроса, гостившего в этих краях, девочку назвали Октябрина. «С таким именем  

            нельзя оставаться неизвестной. Погодите. Октябрина ваша станет ещё всему Северу

            известной», - пророчествовал матрос с Балтики. Гость уехал, а девочка стала расти и носить

            небывалое в этих местах имя.

Вед.1. Очень интересно. Действительно, этот матрос предсказал будущее этой поэтессы. Правда,

            ребята? Но и это еще не всё! Деревня, в которой родилась Октябрина, носит название

            Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского языка означает «глаза лесов». Октябрина

            Воронова очень дорожила своей маленькой родиной и говорила о ней так:

                           Вы глядите, не мигая, в душу светлую мою,

                           Вас, зрачки родного края, я повсюду узнаю.

Вед.2.  А кем же были родители Октябрины? Какого она роду-племени?

Вед.1. Октябрина  происходит из старинного саамского рода Григория  Матрехина и Михаила

            Распутина, ловозерского священника. Отец Октябрины, Владимир Михайлович, был

            оленеводом, мать, Клавдия Григорьевна, - домохозяйка.

Вед.2. Получив начальное образование в родном поселке, а затем закончив школу в Ловозере,

           Октябрина едет учиться в Ленинградский педагогический институт. Окончив институт по

           специальности учитель русского языка и литературы, девушка устраивается работать в школу.  

           Почти 30 лет она  работала учителем в школе, а потом библиотекарем (до1990 года) в поселке

           Ревда. И все это время Октябрина Воронова писала стихи.

Вед.1. Любовь к саамскому народу она пронесла через всю свою жизнь и старалась сделать для

            своего народа что-то очень важное и нужное. Таким важным делом стало ее  участие  в

            составлении букваря и учебников на саамском языке.

Вед.2. Октябрина - скромная, стеснительная женщина, глядя  на которую никогда бы  не подумал,

            что она поэтесса, явилась одной из основоположниц на Мурмане праздника Славянской

            письменности и культуры в 1986 году  и   саамского слова в 1989. Она и первая саамская

            поэтесса, принятая в Союз  писателей СССР. Стихи Октябрина писала на родном саамском

            языке.

Вед.1. Первый сборник стихов Октябрины назывался «Снежница». Он принес Октябрине

           Вороновой известность.

                                В апреле начинает таять снег.

                                И хоть покрыта тундра белизною,

                                И хоть еще не скоро быть весне,

                                Но все уже наполнено весною….

           Так начинается одноименное стихотворение.

Вед.2.  Очень интересной была жизнь Октябрины Вороновой, но наши ребята что-то приуныли, тебе

             не кажется?

Вед.1. Я думаю, настало время закрепить ту информацию, которую мы ребятам дали. А сделать это можно, разгадав кроссворд.

Слайд

Вопросы кроссворда:

  1. Кем был отец Октябрины Вороновой?
  2. Какой полуостров был самым дорогим для поэтессы?
  3. Кто предложил дать девочке такое необычное имя?
  4. В каком месяце родилась поэтесса?
  5. В составлении какого учебника на саамском языке Октябрина Воронова приняла участие?
  6. В каком поселке поэтесса долгое время проработала библиотекарем?
  7. Какую профессию она получила после института?
  8. Как назывался первый сборник стихов Октябрины?
  9. Как переводится название родной деревни с саамского языка?

о

л

е

н

е

в

о

д

к

о

л

ь

с

к

и

й

м

а

т

р

о

с

о

к

т

я

б

р

ь

б

у

к

в

а

р

ь

р

е

в

д

а

        

у

ч

и

т

е

л

ь

с

н

е

ж

н

и

ц

а

г

л

а

з

а

л

е

с

о

в

Вед.1. Молодцы! Какие же у нас внимательные дети.

Вед.2. И это радует! Очень радовали дети и саамскую поэтессу. Она очень любила детей. Своих

           детей у нее было двое (мальчик и девочка), еще он воспитывала свою племянницу, дочь рано

           умершей сестры.

Вед.1. Октябрина Воронова дружила с ребятами из апатитских школ. Однажды побывав у них в

            гостях, она стала переписываться с ребятами, встречаться. Она написала много

            стихов, которые потом вошли в детскую книгу – это «Волшебное кино», «Родничок»,

           «Воробей» и многие другие. А называется эта книга «Чахкли».

Вед.2. Вот ведь какое странное название. А кто такой этот Чахкли?

Вед.1. ЧАХКЛИ - существо в саамской мифологии, живущее под землёй и владеющее подземными

            богатствами. Эти существа небольшого роста, с детскими голосами,  очень похожи на наших

            гномов, но не всегда дружелюбные... Чахкли очень любят  повторять за  человеком фразы или

            слова.

 Вед.1. Вот про такого гномика-Чахкли Октябрина Воронова написала свое стихотворение,

             послушайте:

Когда заскучается в доме,

Ты выберись в дебри тайги.

Там маленький сказочный гномик

Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,

Он зла никому не творит.

Но что бы в тайге ты ни делал -

Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви -

Такой же услышишь ты стук.

А крикнешь - он эхом ответит,

И звук улетит за версту.

Когда же по небу заносят

Дождливые тучи ветра,

Расстелет постель ему осень

Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою

Ты вновь заберешься сюда,

Увидишь пространство немое,

А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,

Своею дорогой иди.

Нет, маленький чахкли не умер.

Он спит.

Ты его не буди.

Вед.2. Октябрина Воронова сделала его добрым от большого сердца и доброты, от большой любви к

            детям. И маленький саамский человечек ожил, стал смешным и наивным, как сами саамские

            ребятишки. Про него сложено много сказок, я думаю, что теперь ребятам будет интересно и

            они почитают сказки про маленького гномика, который живет в наших краях, ведь Кольский

            полуостров – это и его родина.

Вед. 1. А у меня для ребят небольшое задание. Мне хочется, чтобы каждый из них сегодня

            подружился с Чахкли, поэтому я приготовила для них вот такие бумажные заготовки. Если

            ребята постараются, то смогут превратить их в настоящих лесных гномиков.

Все мастерят гномика «ЧАХКЛИ»

                                                          Игра «Повторялки»

На первые 2 слова – 2 хлопка в ладоши, на следующие слова строчки – 2 хлопка по коленкам, потом движения повторяются. Сперва строчку говорит ведущий, а затем ее повторяют все играющие, не забывая делать движения.

Чика – бум – крутая песня,

Будем петь ее все вместе,

Если нужен классный шум,

Пойте с нами чика – бум.

Пою я бум, чика – бум,

Пою я бум, чика – бум,

Пою я бум, чика –бум, чика – чика - бум.

Еще раз

Вед.2. Молодцы. Думаю, теперь эти гномики будут вашими маленькими помощниками, я  даже

            поискала бы им домик где-нибудь в дневнике или в тетрадке…  А вдруг он будет вам

            помогать.

Вед.1. А мы вернёмся к нашей поэтессе. И у меня вот еще какое задание для ребят. Мы с вами

           выяснили, что имя у поэтессы очень интересное. Вот вслушайтесь, как звучно сочетание

           имени, отчества и фамилии поэтессы.

              А вот и задание. Попробуйте составить новые слова из букв имени,

              отчества и фамилии поэтессы.

Слайд

О-К-Т-Я-Б-Р-И-Н-А В-Л-А-Д-И-М-И-Р-О-В-Н-А В-О-Р-О-Н-О-В-А.

             Ну, например, рябина, диво….понятно? Продолжайте.

Вед.2. Вот какие хорошие слова, как сама поэтесса. Жаль только, что творческий

             путь её был недолгим. Но за пять неполных лет в литературе ею было

             сделано немало. Для саамов поэзия Октябрины Вороновой – чудо, а сама

             она «журавлиный чистый голосок».

Вед.1. В посёлке Ревда, где работала Октябрина Воронова, находится музей

             саамской письменности и литературы имени Октябрины Владимировны

             Вороновой, который открылся в 1995 году.

Слайды музея

Вед.2. Смысл жизни, вопросы бытия, для чего мы пришли на Землю, какой след

              мы оставим после себя. Октябрина Воронова думала об этом, переживала:

Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня.
Хоть малым лучиком во мгле -
Хочу остаться на земле

 Вед. 1. И она осталась в памяти людей первой саамской поэтессой, любимой и

                читаемой. Потому что стихи О. Вороновой тревожат чуткие сердца своей

                правдой, стремлением  к вечным истинам любви и добра. Они горят

                внутренним огнем красоты, потому что ее стихи – живые.

Вед.2. А я знаю, что наши ребята тоже пробовали свои силы в написании стихов.

              Ведь у нас был объявлен конкурс «Проба пера». Прежде чем мы наградим

              участников конкурса, нам хочется послушать некоторые стихотворения.

Выступление участников конкурса.

Награждение.

Вед.1.Ну вот, дорогие ребята, подошел к концу наш литературный праздник. Мы

             надеемся, что сегодня каждый из вас  узнал и открыл для себя новое  о

             саамской поэтессе Октябрине Вороновой и надеемся, что кто-нибудь

             теперь с удовольствием возьмет в руки её книги и  заинтересуется её

             поэзией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.

Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....

Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...

Литературный праздник, посвящённый творчеству Н.Носова.

Данный материал праздника помогает учащимся расширить свой читательский кругозор, проявить творческие способности....

Сценарий музыкально - литературного праздника, посвящённого Дню России "Нет другой на свете Родины такой!"

Цель: Закрепление знаний детей о нашей Родине - России.Задачи:- Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн.- Вызвать у детей разные эмоциональные переживания...

Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. "Моя Мадонна"

Цель мероприятия: углубленное изучение творчества А.С. Пушкина, создание условий для эмоционально-этического развития школьников, расширение кругозора. Задачи: формирование  читательского интерес...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...