Урок по литературе в 10 классе "А.А. Фет. Поэт - музыкант. Поэт - художник"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Разработка урока по литературе в 10 классе с элементами интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_s_elementami_integratsii.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Урок литературы с элементами интеграции

          на тему :

                   «А.А.Фет. Поэт-музыкант.

                                     Поэт-художник»

    Цели урока : ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; проанализировать приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике; стремиться воспитывать любовь к природе, искусству, музыке, поэзии.

    Оборудование: портрет  А. А.Фета, запись романса на стихи поэта, пейзажные работы художников-импрессионистов.

                                          Ход урока.

                             Как беден наш язык! –Хочу и не могу-

                             Не передать того ни другу, ни врагу,

                             Что буйствует в груди прозрачною волною.

    1.Музыкальность поэзии Фета.

    Звучит романс на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».

    Учитель. Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков. М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью ,а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…-заметил П.И.Чайковский.-Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом».

    Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал ,что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка.  Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.

    (Сообщения учащихся о роли и месте музыки в жизни А.Фета.)

    Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно-там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие. Сравним:  «И мукой блаженства исполнены звуки,

                                                   В которых сказаться так хочется счастью…

                                              И « Но ни следов, ни звуков. Все молчит

                                                    Как в царстве смерти сказочного мира».

Или в другом стихотворении: «Сады молчат. Унылыми глазами

                                                     С унынием в душе гляжу вокруг».

    Поэт ищет в природе гармонию, музыку, красоту.

    Сравним: «Уж давно поет синичка» и «Истерзался песней соловей без розы».

    Даже явления неживой природы Фет одушевляет и заставляет звучать: «Этот листок, что упал и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…»

     Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой: «Сияла ночь», «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Певице».

       

       (Чтение стихотворений учениками )

-Какой темой связаны стихотворения?

-Какие слова повторяются в стихотворных текстах? Почему?

    Учитель.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня, пою, певец, певица, звук, хоровод, слух, струна, трель, рояль, гитара.

    Звуки и тембр рояля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым, вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль:

                           Какое счастье хоть на миг

                           Залюбоваться жизни далью,

                           Призыв заслышать над роялью,-

                           Я все познал и все постиг.

    Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном небесном хоре, на таинственную красоту ночного сада:

                         Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

                         Лучи у наших ног в гостиной без огней.

                         Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

                         Как и сердца у нас за песнею твоей

    Благодаря мастерству владения звуком, поэт достигает приглушенности этих строк, словно прошептанных, чтобы не нарушать гармонию мира. Поэтому они так поражают. Не правда ли, мы словно слышим переборы струн: у поэта они воркуют, ласково шепчут, они на самом деле робкие, как человек, которому намек скажет больше, чем слово.

    Душевный лад вызывают и мягкие звуки гитары, обещающие призывы любви:

                            И меняются звуков отдельный удар,

                            Так ласкательно шепчут струи,

                            Словно робкие струны гитар,

                             Напевая призывы любви.

                                     

   

    Скрипка вызывает у поэта щемящую тоску и душевный отклик. Атмосфера ожидания, таинственности, недосказанности, созданная ею, ближе автору:

                            Исполнена тайной жестокой

                            Душа замирающих скрипок,

                            Средь шума толпы неизвестной

                            Те звуки понятны мне вдвое…

    В озвучивании предметов и явлений окружающего мира Фет использует эпитеты, метафоры, сравнения, часто употребляет слова песнь и пою.

    -Случайно ли это?

    В стихотворениях поэта главное место занимает песенное начало, мелодия, которая легко поется, даже не будучи положенной на музыку.

                                Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

                                Лучи у наших ног в гостиной без огней.

                                 Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

                                 Как и сердца у нас за песнею твоей.

                                 Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

                                 Что ты одна-любовь, что нет любви иной,

                                 И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

                                 Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

                                 И много лет прошло, томительных и скучных,

                                 И вот в тени ночной твой голос слышу вновь,

                                 И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

                                 Что ты одна-вся жизнь, вся жизнь, что ты одна-любовь,

                                  Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

                                  А жизни нет конца, и цели нет иной,

                                  Как только веровать в рыдающие звуки,

                                  Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

                                                                                       1877

   - Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? Чем они похоже? Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?

  1. История создания стихотворения «Сияла ночь».

    Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузминской, женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал: «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».

    О своей встрече с Фетом Татьяна Андреевна писала в книге.6 «Уже стемнело, и лунный майский свет, ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того, как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай ,и мы пошли в залу.Там стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно ,как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

    -Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно,- сказал поэт.  

    Было два часа ночи, когда мы разошлись На другое утро, когда мы все сидели за столом, вошел Фет, подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.

    -Это вам в память эдемского вечера,- сказал он.

    Но напечатано стихотворение «Сияла ночь» было лишь в 1877 г..-десять лет после моего замужества, потом на него написана была музыка.

3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».

   - Назовите темы стихотворения текста Фета.(В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета- самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство-самое прекрасное. Значит, стихотворение о двойне прекрасном, о самой полной красоте.)

    -Какие картины вы представляете, читая стихотворение? (Живо представляется затемненная гостиница, а за ее окнами сад-полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

  -  Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине? (У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это- явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода- многозначные, музыкальные- не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом. А в поэтическом восприятии.

   - Какие средства языковой выразительности использует автором  для создания поэтического образа?(Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л –с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.

Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.

И много лет прошло…

Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Тебя любить , обнять и плакать над тобой !

Также автор использует синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, сравнения, эпитеты. Для создания мелодического образа преобладают фонетические приемы.)

   - Какие чувства испытали при прослушивании стихотворения?

  1. Живописность поэзии Фета.

Вторая особенность творческой палитры Фета-умение видеть мир и вместе с тем художественно воплотить свое видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.

    (Рассказ уч-ся об импрессионизме как художественном направлении рубежа 19-20 века.

    (Рассказ уч-ся об импрессионистических пейзажах Фета и приемах создания образа природы.)

    Чтение учащихся стихотворений Фета о природе.

  1. «Уснуло озеро; безмолвен черный лес».
  2. «Сентябрьская роза».
  3. «Ель рукавом мне тропинку завесила».
  4. «Вечер».

       -В чем особенность пейзажной лирики Фета? (В пейзажной лирике предмет не изображается ,а фиксируется обрывками, и не складывается в отдельную картину).

5.Анализ пейзажного стихотворения Фета.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

И воздухом чистым усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени – вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.

А мы- мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука

Туда, где блестя чешуей,

Вдоль сонного озера быстро река

Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах…

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!

-Какова композиция стихотворения?

-Назовите мимолетные картины, выхваченные из окружающей действительности.

-Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы.

-Назовите лексику цветообозначения в стихотворении.

-Назовите средства языковой выразительности.

-Имеют ли образы природы, переживания завершенность в развитии?

Вывод.

    А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая. Формальная сторона фетовского стиха.

    Восприятие Фетом окружающего мира было субъективным, импрессионистическим. Это повлияло на манеру изображения реалий действительности в его творчестве, а в особенности на лирику природы. Поэтому важно не точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них. Поэтому система средств, характерных для пейзажной лирики Фета, приближается к приемам создания импрессионистического образа природы в живописи.

Д.з.

Письменный анализ стихотворения А.А.Фета.

   

   

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"

Урок по литературе на тему: "Две бабушки поэта (Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758-1828))"...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...