Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
классный час по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный 200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
«Он обладал пылающей душой»
Ведущий: 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Но сила лермонтовского таланта, его кипучая, вечно молодая поэзия продолжают волновать и восхищать нас. Несмотря на время, отделяющее нас от Лермонтова, его творчество, рисунки, письма и воспоминания современников помогают нам воссоздать образ поэта и познакомиться с людьми из лермонтовского окружения (презентация, слайд 1).
Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
(На сцене, слева от зрителей, находится небольшой низкий стол, на нём – подсвечник, томик стихов Лермонтова. За столом расположились несколько чтецов стихотворений, Ведущий перелистывает лермонтовские страницы, и они оживают перед зрителями в исполнении чтецов).
Ведущий (будто продолжая начатую беседу, произносит): стихотворение "Смерть поэта" Горький справедливо признал "одним из сильнейших стихотворений в русской поэзии".
(Один из сидящих за столиком встаёт, подходит немного ближе и начинает читать стихотворение).
Ведущий (повторяет вполголоса последние строчки только что прочитанного стихотворения):
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Ведущий. Лермонтову тогда было только 23 года! Родился Лермонтов в Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии (презентация, слайд 2).
Лермонтов: (Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”).
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.
Ведущий: Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
Лермонтов. Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, ее певала мне покойная мать.
(Тихо звучит русская колыбельная песня, ученица исполняет стихотворение “Казачья колыбельная”).
Ведущий. У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места (презентация, слайд 3).
(Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение "Как часто, пёстрою толпою окружён").
Ведущий. Вызовом этому обществу "бездушных" масок звучат последние строки стихотворения:
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
(Но вот через минуту-другую раздаются звуки пианино, скорбные интонации слышатся в романсе "И скучно и грустно").
Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой узничества, которая знакома нам по стихам поэтов-декабристов. Но по-новому звучит эта тема у Лермонтова: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе (презентация, слайд 4).
К рампе подходит ученик и читает стихотворение "Желание" ("Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня»)
Ведущий. Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась "тучка золотая"; оторвавшегося дубового листка (презентация, слайд 5).
(Учащиеся исполняют стихотворения “Утес”, «На севере диком стоит одиноко». Кто-то из сидящих за столом повторяет вполголоса два последних стиха):
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Ведущий. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека (презентация, слайд 6).
(Одно за другим исполняются учащимися стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива", романс "Горные вершины", затем отрывок из романа "Герой нашего времени" (от слов "Вчера я приехал в Пятигорск" до слов: "Зачем тут страсти, желания, сожаления?")
Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта "смиряется души тревога", не всегда "расходятся морщины на челе", не всегда сулят отдых "тихие долины". Вспомните стихотворение "Выхожу один я на дорогу": спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно. Это одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году (презентация, слайд 7).
(ученик исполняет стихотворение "Выхожу один я на дорогу". Снова кто-то из сидящих за столиком произносит две строки, желая подчеркнуть, что поэт всё же противится холодному сну могилы):
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь:
Ведущий. Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения "Бородино" является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа (презентация, слайд 8).
(Ученик исполняет стихотворение "Бородино").
Ведущий. Не случайно Лев Николаевич Толстой говорил, что его "Война и мир" выросла из Лермонтовского произведения. Любовь к Родине поэт называл странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной природе с её скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и прежде всего, ему дорог сам русский народ.
(К рампе подходит учащийся. Он читает стихотворение "Родина").
Ведущий повторяет строчки из прочитанного стихотворения:
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям:
Ведущий: Возникает ощущение огромных просторов России, холодной весны, долгих дорог. Каждое слово здесь необычайно и сильно. Сколько выражено одной лишь фразой: "Дрожавшие огни печальных деревень"! Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»
В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....
«Моя душа, я помню, с детских лет/ Чудесного искала...» Мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение, озарила мир и погасла....
Сценарий бала, посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Мероприятие предполагает вовлечение большого количества учащихся старших классов. Кроме эстетического воздействия, оно предполагает воспитательную направленность, напоминая учащимся основные осо...
Сценарий интеллектуального турнира "Своя игра .... про день Бородина", посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Совсем недавно исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика М.Ю. Лермонтова. Он прожил очень короткую жизнь, но успел создать огромный литературный мир, во ...
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонт
Молодцы!!! Спасибо!!! Дальнейших успехов!!! Мне тоже нравится творчество Лермонтова.