«Моя душа, я помню, с детских лет/ Чудесного искала...» Мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе на тему
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение, озарила мир и погасла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Тема. «Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искал...»
Цель: выяснить причины трагического мировосприятия и глубокого одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова
Задачи :
- познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;
- развивать интерес к творчеству Лермонтова;
- воспитывать эстетический вкус учащихся средствами искусства: музыки, живописи, поэзии
Как рано он умер!
Какие силы у этого человека!
Что бы сделать он мог!
Л.Н.Толстой
Стихотворение «К портрету Лермонтова»
В.Брюсов. .
Учитель
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Его называли наследником Пушкина. О нем, 27-летнем мальчике с долей досады и восхищения отзывался Л.Н.Толстой: «Если бы этот прожил подольше, то ни мне, ни Чехову нечего было бы делать в русской литературе»
Непревзойденный стилист Иван Бунин за 2 дня до смерти сделал удивительное признание: «Я всегда считал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб 27-и лет».
Ученица. Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение и погасла. Многие биографы, описывая факты из жизни Лермонтовых, утверждают, что их семью преследовал злой рок. Его дедушка, Михаил Васильевич Арсеньев, по одной из версий выпил смертельный яд прямо за семейным столом. На что жена его (бабушка Михаила Юрьевича) отреагировала своеобразно: «Собаке – собачья смерть». Могла ли она знать, что в свое время те же слова повторит государь, узнав о гибели ее внука.
Семейный врач вспоминал, что в момент рождения Михаила акушерка сказала почему-то: «Этот ребенок не умрет своей смертью». И еще много зловещих знаков и предзнаменований витало над семьей. Мать Лермонтова умерла в 21 год, когда он был еще трехлетним ребенком, повторив судьбу своей матери: болезнь, несчастливая жизнь, измены мужа. А отец умер в возрасте 44-х лет. Это трагические факты, во многом предопределившие его судьбу и многое объясняющие в его образе и творчестве.
Учитель
На сегодняшнем мероприятии мы не будем обращаться к биографии поэта. Мы попытаемся проникнуть в его внутренний мир, прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу»
От всей его жизни, от каждой строчки веяло смертельной тоской, одиночеством и нежеланием жить. Он предчувствовал скорую и трагическую смерть и не раз писал об этом в стихах. А ему было всего 26 лет! В чем причины такого трагического мироощущения поэта, глубокой грусти и одиночества в его стихах? Попробуем ответить на этот вопрос.
В кресло садится ученик, перед ним столик, раскрытая книга.
Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.
Лермонтов. Мать свою я не помню, но она постоянно грезилась мне как сквозь сон. Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать. А я написал свою – «Ангел»
Звучит романс «Ангел»
Лермонтов. У моей бабки, моей воспитательницы — жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадает. Она винила в смерти матери отца, и вскоре он покинул Тарханы. Она запрещала ему видеться со мной. Я от этого страдал не менее чем он. Душа моя металась между отцом и бабушкой: и папеньку было до слез жалко, и бабушку покинуть совестно. Отец не вынес разлуки, запил и вскоре умер. Ему было всего 44 года.
Стихотворение «Ужасная судьба отца и сына…»
Лермонтов. После смерти матери всю свою любовь бабушка перенесла на меня, она не расставалась со мной ни днем ни ночью, я спал в ее комнате. Она меня обожала, исполняла все мои капризы, ни в чем мне не отказывала. Вседозволенность развивала во мне деспотические наклонности, необузданное своеволие, привычку ни в чем себе не отказывать, не терпеть ни малейшего отпора своим прихотям и капризам и даже некоторую жестокость. Несмотря на огромную любовь бабушки, я чувствовал себя одиноким: мне не хватало матери и отца!
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я…
Я был болезненным ребенком, поэтому лишен был ребяческих игр. Я разлюбил игрушки и начал мечтать. Шести лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уже волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно в детскую кроватку; я любил смотреть на луну, мысли мои уносились далеко-далеко к самой яркой звезде.
Романс «Звезда»
Ученица. Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него распри между отцом и бабушкой, всё же эта тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В нем появилось обыкновение скрывать от людей все, что было ему особенно близко и свято, выставляя себя весельчаком, шутником, когда на душе у него были мрачные мысли. Сложные отношения в семье, раннее сиротство, трагическая судьба с рождения сказались на его характере и во многом определили настроение его поэзии. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов вышел в свет, одержимый чувством одиночества и грусти. Он отправился в путь как одинокий парус по океану жизни с неразрешимыми вопросами: «Поймет ли его свет?», «Что ожидает в будущем?», «Почему под туманным небом ждет его кровавая могила?»
Романс «Белеет парус одинокий»
Ученица. А как же приняло светское общество молодого талантливого человека, готового «любить весь мир»? Оно испугалось его стихов, в которых звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов открыто выступает против «жадной толпы, стоящей у трона», которая убивает любое проявление свободной мысли. Светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора, против бездушных представителей высшего света, лица которых стянуты маской приличия. Лермонтов писал о стране рабов и господ в своих стиха.
Стихотворение «Прощай, немытая Россия»
Лермонтов. Разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще годы, пассивность моего поколения, утрата истинных ценностей после поражения декабристов, — все это было истинной трагедией для меня. Меня, как и Печорина мучил вопрос: Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала..., потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. Моя бесцветная молодость процветала в борьбе с собой и светом.. Равнодушная, холодная светская толпа, лица, «стянутые масками», возбуждали во мне непримиримое желание бросить им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью». За это я попал в немилость и стал изгнанником, подобно великому Байрону, который был в моих глазах героем.
Стихотворение «Нет, я не Байрон..»
Ученица. В жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова огромную роль играет Кавказ. Первый раз Лермонтов был сослан на Кавказ в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А. С. Пушкина . Но Кавказ в жизни поэта стал многим больше, чем местом изгнания и местом службы. Кавказ, с его девственно величавой природой, был колыбелью его поэзии и живописи, стал основополагающей темой, проходящей через всю судьбу поэта. Большое значение в его жизни имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Самое яркое воспоминание об этой поездке – первая любовь. В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти. Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого…
Лермонтов. Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?
Мы были большим семейством на водах Кавказских. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так... с тех пор…я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны…
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Ученица. Страстный, чувственный, обделённый в детстве родительской любовью , юноша тянулся к прекрасному, к любви. Был ли он счастлив в любви ? Нет. Мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично и неразделимо. Поэт ищет любовь, жаждет ее, в любимой для него – вся жизнь, счастье, вдохновенье, но чувство лирического героя, как правило, остается безответным. Будучи студентом, он был влюблен в Екатерину Сушкову, но она не ответила ему взаимностью. Она заставила его испытать всю жестокость неразделенной любви. Михаил Юрьевич посвятил ей несколько стихотворений,
Стихотворение «Благодарность»
Романс «Я не люблю вас и люблю»
Лермонтов. Через всю свою жизнь я пронес одну-единственную, огромную, неизменную, глубокую любовь к одной женщине. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в моей душе, она одна отвечала душевному, чистому идеалу. Но никогда и ни разу я не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой. / Я не хочу, чтоб свет узнал / Мою таинственную повесть;/ Как я любил, как я страдал,/ Тому судья лишь Бог да совесть!./. Это была Варенька, Варенька Лопухина.
Романс «Я к вам пишу..»
Ученица. Лермонтов всю жизнь искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Любовь приносила ему горечь, разочарования, страдания, еще больше усугубили трагическое мировосприятие поэта. А были ли у Лермонтова друзья? Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу — поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал:
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Лермонтов. Во мне живут два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым у меня особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.
Большая часть моих современников говорят обо мне как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой со мной и выше всех других связей ценивших эту дружбу. Друзей у меня было мало, но это были люди высокими моральными и нравственными качествами: С.А.Раевский, Н.И.Поливанов, А.И.Одоевский.
Ученица. Лермонтов всегда с друзьями оставался доверчивым и неосторожным. И больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он иногда ошибался, как ошибся в Мартынове, с которым сблизился в юнкерской школе. Они долгое время были друзьями-соперниками. Они собирались дружить на равных. Они оба были честолюбивы, и оба увлекались женщинами. Они оба участвовали в юнкерском литературном журнале, легко шутили друг над другом. Но постепенно выяснялось: то, что давалось Мишелю естественно, что с каждым годом становилось у него ярче и талантливее, Мартынову давалось с большим напрягом, и он все более ясно понимал свою бездарность, свою подражательность. Не только в стихах, но и в поведении, в воинской славе, что и привело к роковой развязке.
Лермонтов.
Мои друзья вчерашние – враги,
Враги – мои друзья,
Но, да простит мне грех Господь благий,
Их презираю я…
Но я все-таки считал себя одиноким и в дружбе. Наверное, в силу своего характера я обречен был на гордое одиночество, как дух изгнанья в поэме «Демон».
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой…
Романс «Молитва»
Ученица. Глубочайший трагизм мировосприятия, одиночество человека среди бессмысленности и пустоты жизни, мертвящий застой общественной жизни, невыносимость страданий, вызванных повсеместным торжеством зла, тьмы над светом, тиранства над свободой, семейная трагедия, мучения неразделенной любви в ранней юности, политические преследования и жизнь изгнанника – вот главные причины духовного состояния поэта, которые усиливали трагический характер его поэзии..
Ираклий Андроников сказал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»
В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....
Презентация к мероприятию "Моя душа, я помню, с детских лет / Чудесного искала..."
К 200-летию со лня рождения М.Ю.Лермонтова. Презентация к мероприятию...
Сценарий бала, посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Мероприятие предполагает вовлечение большого количества учащихся старших классов. Кроме эстетического воздействия, оно предполагает воспитательную направленность, напоминая учащимся основные осо...
Сценарий интеллектуального турнира "Своя игра .... про день Бородина", посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Совсем недавно исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика М.Ю. Лермонтова. Он прожил очень короткую жизнь, но успел создать огромный литературный мир, во ...
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»
Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными....