Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-tarasova_2.docx11.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Учитель Тарасова М. В.
Цели урока:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
- формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП с опорой на текст романа Лермонтова «Герой нашего времени»;
- развитие пунктуационных навыков;
-развитие творческих способностей (лингвистической речи, мышления, умения конструировать текст, интерпретировать его, анализировать изобразительно-выразительные средства).
Ход урока.
- Оргмомент.
Самостоятельная формулировка учащимися темы урока с опорой на эпиграф.
Та..лант Лермонтова пор..жа..т (не)вольно уди..влением всякого, так как его п..эзия – это в..ликая мощ(ь), н..полне(нн,н)ая силой отр..цания.
В. Г. Белинский
Учитель:
-Итак, глядя на эпиграф, скажите о ком и о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Запись темы занятия, формулировка целей.
- Актуализация знаний.
- Глядя на тему урока, учащиеся выделяют ключевые понятия (сложное предложение, средства связи, пунктуация) предстоящего разговора и проводят по рядам парную беседу по повторению изученного материала.Параллельно с беседой на доске составляется опорная схема-кластер, отражающая изученный материал.
2) Работа со слайдами презентации с помощью сигнальных карточек (определение видов предложений, взятых из романа Лермонтова, с подробным объяснением, выделением грамматических основ и поиском средств связи).
- Практическая работа.
Работа с эпиграфом – подготовка к ОГЭ (у доски уч-ся обрабатывают предложение синтаксически, орфографически, пунктуационно, выписывают с/с с указанием типа связи в них).
- Физкультразминка.
- Введение новой темы.
- Итак, глядя на представленное предложение, найдите в нем обстоятельство и укажите его вид.
-Вспомните, какие виды обстоятелств нам уже известны? Как вы определяете их вид? (По вопросу, союзам, союзным словам)
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры | |||
Места | где? куда? откуда? докуда? | появились вдали | |||
Времени | когда? с каких пор? до каких пор? | приехали накануне | |||
Причины | почему? отчего? | задержался из-за непогоды | |||
Цели | зачем? для чего? | сделать назло | |||
Образа действия | как? каким образом? | приплыли быстро | |||
Меры | сколько раз? как много? как долго? | звонил дважды | |||
Степени | в какой мере? в какой степени? | весьма удивлен | |||
Условия | при каком условии? | при желании научитесь | |||
Уступки | вопреки чему? | вопреки желанию не успел |
-Итак, точно также определяются и виды придаточных обстоятельственных предложений.
Обращение к слайдам презентации и схемам учебника.
Вывод:
- Значение придаточных в сложноподчиненных предложениях можно определить по вопросу, по союзу, союзному слову или по синтаксической роли указательных слов.
- Знание сложноподчиненных предложений помогает строить выразительные и объемные предложения!
- Закрепление темы.
Закрепление темы идет в групповой работе (уч-ся разбиваются на 3 группы, каждая из них ищет в романе Лермонтова CПП с указанными типами придаточных обстоятельственных, выписывает, указывает его тип, составляет схему, анализирует тропы, указывает их роль в поэтическом тексте). Затем капитаны команд представляют итоговый продукт у доски.
- Творческая работа.
Учитель:
-Из шести простых предложений (работа по 3 рядам) вам нужно составить три CПП с различными типами придаточных обстоятельственных, расставить знаки препинания между частями сложного предложения. Кроме того, вы должны будете раскрыть скобки и определить, сколько Н и НН пишется в словах.
Судьба Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза(н,нн)ы. Это наложило отпечаток и на образ его лирического героя.
Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова романтик. Потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, соверше(н,нн)ого мира населё(н,нн)ого «чистейшими, лучшими существами».
Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собстве(н,нн)ого катастрофического опыта.
- Рефлексия.
(на слайде презентации нужно будет закончить предложения)
- Сегодня на уроке я узнала…
- Самым интересным для меня было…
- Для себя я возьму…
- М.Ю.Лермонтов стал для меня…
- Меня удивило(и)…
- Сегодня я задумалась (лся)о…
- Сегодня я открыл(а) в себе…
- Итог урока.
Учитель: - Ювелирное мастерство стихосложения Лермонтову помогало шлифовать и использование СПП. С помощью них поэт умело передавал грандиозность своих замыслов и внутренний мир лирического героя.
Как писал известный русский литературовед И. Розанов: «В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины».
Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения, в частности сложноподчинённые.
10. Домашнее задание.
Выписать из текста романа «Герой нашего времени» по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных (9 предложений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"
Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...
Проверочная работа в 9 классе по теме: Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений.
проверочная работа по теме: "СПП. Виды придаточных предложений". Данный материал поможет проверить знания обучающихся по данной теме....
Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...
Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Дата проведения урока 6 декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...
Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"
Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...
Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»
Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...