Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_den_v_belogorskoy_kreposti_analiz_11-12_glav.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
в 8 классе
Тема: Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
Цели урока:
- Образовательная: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; формирование понятий «художественный образ», «приемы раскрытия образа».
- Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, составления характеристики героя через поступки, поведение, речь; умения высказывать и аргументировать свое мнение.
- Воспитательная: формирование умения видеть честь и бесчестие; способствовать осознанию таких категорий, как «милосердие», «добро», «благородство».
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности на уроке: слушание, аналитическое чтение, говорение, сравнительный, сопоставительный анализ.
Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Ход урока.
- Оргмомент. Введение в тему.
Запись в тетради темы, эпиграфа урока.
- Актуализация знаний.
Учитель: Дома вы познакомились еще с двумя главами романа, событиями, которые позволили, я надеюсь, открыть что-то новое в характерах героев, их нравственном выборе: воспитание жизнью продолжается. Назовите главных действующих лиц? (Пугачев, Гринев, Маша, Швабрин).
На основании прочитанного текста составьте характеристику героев. Какими вы увидели их в 11-12 главах? Из предложенных слов выберите по 4 в отношении каждого героя и запишите в таблицу (Приложение №1). Учащиеся читают свои ответы, аргументируя выбор.
Учитель: Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке – Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев. О чем их разговор?
- Как отреагировал Пугачев на сообщение, что обижают сироту?
- Каковы замыслы Пугачева?
- Верит ли он в успех своего восстания?
- Что ответил Пугачев на предложение Гринева покаяться?(«Пугачев горько усмехнулся. «Нет, отвечал он, поздно мне каяться…»).
- В чем аллегорический смысл калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым? (прочитать сказку)
- Что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку к Пугачеву? Чего он боялся? (Гринев переживал за жизнь Маши Мироновой, ведь она дочь погибшего капитана. Что с ней могут сделать мятежники, когда узнают правду?... Швабрину тоже верить нельзя).
3. Работа с эпиграфом.
Критик В. Шкловский, исследовавший творчество русских писателей, отмечает, что «песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста – сирота и ее выдают замуж посаженый отец и мать. В данном случае посаженым отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой»
- Работа с текстом (главы 11 – 12).
- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? ( Героиня проявляет удивительную силу характера. Она готова погибнуть, нежели согласиться стать женой человека, которого не любит и не уважает. А может, ей более ненавистен Швабрин потому, что примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
- Какова была причина ее обморока после милостивых слов Пугачева, вынесенных в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей).
- Сопоставительный анализ эпизодов (7 – 12 главы). Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны и освобождения Марьи Ивановны? (Вывод: «Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой», Беленький Г.И.).
В центре их – Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя женщину, а в другом – как герой из волшебной сказки «освобождает» «красну девицу» из заточения.
Основой натуры Пугачева, как изображает его Пушкин в «Капитанской дочке», является не кровожадность, а нечто другое. Что же?
Вспомним: больше всего Гринева страшила мысль, что Пугачев не пощадит Машу, если узнает, кто она. И вот самое страшное свершилось: то, чего боялся Гринев, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.
- Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца откровенным?
Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева «омрачилось», он «устремил» на Гринева «огненные глаза». Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
- Что же спасло влюбленных? (Твердость и честность Гринева: «Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли...
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…»
Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице.
Гринев опять говорит о чести, совести и покаянии. А в ответ слышит сказочную формулу: «казнить – так казнить, жаловать – так жаловать: таков мой обычай. Возьми свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»
После этого поистине царского жеста Пугачев «оборотился» к Швабрину.
- Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над униженным врагом? (Гринев не злопамятен, он вообще предпочитает не думать о нем).
- Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, лишен Швабрин?
- Что испытывает он? (Унижение, ревность, а главное – зависть).
- Что такое зависть? Зависть – досада по поводу чужого добра и блага, нежелание добра другому, а одному лишь себе… (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка). Она рождает ненависть и желание причинить зло. Ею продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.
5. Итоги урока.
- Какие нравственные открытия приносит Гриневу встреча с Пугачевым, Машей, Швабриным? (При любых обстоятельствах оставаться человеком, не нарушая нравственные законы).
Петр Андреевич Гринев и Маша Миронова навсегда покидают Белогорскую крепость. Чем стала она для героев? (Домом, дорогим местом, где навсегда остались близкие люди. Важным этапом жизни, благодаря которому герои учатся жить, сохраняя в себе чувства любви, долга, чести, совести, милосердия).
Пушкин помогает нам понять за внешним, бытовым лицом жизни человека мудрую суть происходящих событий, разгадать тайну человеческой души. Сегодня мы вновь прикоснулись к этой тайне, и это постижение будет продолжено.
6.Рефлексия.
Закончить предложение.
Сегодня на уроке я узнал…
Меня удивило….
Урок дал мне для жизни…
Я понял, что…
Дочитать роман, по вариантам дать письменный развернутый ответ на вопрос.
- Какой образ Пугачева сложился у вас по прочтении романа?
- Какие черты Гринева могли бы стать актуальными в 21 веке?
Индивидуальное задание: выделить в тексте уроки отца Гринева, которые он получает в родительском доме.
Приложение №1
Характеристика героев
Петр Гринев | Емельян Пугачев | Маша Миронова | Швабрин |
Слова для характеристики героев: прямодушие, предательство, храбрость, впечатлительность, храбрость, изворотливость, жестокость, трусость, одиночество, подлость, властолюбие, потребность в любви, хитрость, благодарность, смелость, преданность, великодушие, милосердие, решительность, искренность, ответственность, сила воли, авантюризм, рискованность.
Можно использовать свои слова для характеристики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.
Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....
"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."
Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, твор...
Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»
В предложенном материале анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны...
Порядки Белогорской крепости
Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
«ПОРЯДКИ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. ПЁТР ГРИНЁВ В ИСПЫТАНИЯХ ЛЮБОВЬЮ И «ДРУЖБОЙ»
Урок литературы в 8 классе (авторская программа Г. С. Меркина)...
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения...
АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА: ГРИНЕВ И ОБИТАТЕЛИ БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ
Конспект урока литературы в 8 классе...