Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_den_v_belogorskoy_kreposti_analiz_11-12_glav.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Конспект урока по литературе

                                                       в 8 классе

Тема: Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Цели урока:

  1. Образовательная: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; формирование понятий «художественный образ», «приемы раскрытия образа».
  2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, составления характеристики героя через поступки, поведение, речь; умения высказывать и аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: формирование умения видеть честь и бесчестие; способствовать осознанию  таких категорий, как «милосердие», «добро», «благородство».

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности на уроке: слушание, аналитическое чтение, говорение, сравнительный, сопоставительный анализ.

                                        Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь.

                                                                            А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

                                            Ход урока.

  1. Оргмомент. Введение в тему.

Запись в тетради темы, эпиграфа урока.

  1. Актуализация знаний.

   Учитель:  Дома вы  познакомились еще с двумя главами романа, событиями, которые позволили, я надеюсь, открыть что-то новое в характерах героев, их нравственном выборе: воспитание жизнью продолжается.  Назовите главных действующих лиц? (Пугачев, Гринев, Маша, Швабрин).

   На основании прочитанного текста составьте характеристику героев. Какими вы увидели их в 11-12 главах? Из предложенных слов выберите по 4 в отношении каждого героя и запишите в таблицу (Приложение №1).  Учащиеся читают свои ответы, аргументируя выбор.

   Учитель: Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке – Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев. О чем их разговор?

 - Как отреагировал Пугачев на сообщение, что обижают сироту?

 - Каковы замыслы Пугачева?

 - Верит ли он в успех своего восстания?

 - Что ответил Пугачев на предложение Гринева покаяться?(«Пугачев горько усмехнулся. «Нет, отвечал он, поздно мне каяться…»).

- В чем аллегорический смысл калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым? (прочитать сказку)

- Что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку к Пугачеву? Чего он боялся? (Гринев переживал за жизнь Маши Мироновой, ведь она дочь погибшего капитана. Что с ней могут сделать мятежники, когда узнают правду?... Швабрину тоже верить нельзя).

3. Работа с эпиграфом.

         Критик В. Шкловский, исследовавший творчество русских писателей, отмечает, что «песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста – сирота и ее выдают замуж посаженый отец и мать. В данном случае посаженым отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой»

  1. Работа с текстом (главы 11 – 12).

- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? ( Героиня проявляет удивительную силу характера. Она готова погибнуть, нежели согласиться стать женой человека, которого не любит и не уважает. А может, ей более ненавистен  Швабрин потому, что примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

          - Какова была  причина ее обморока после милостивых слов Пугачева,   вынесенных в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей).

        - Сопоставительный анализ эпизодов (7 – 12 главы). Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны и освобождения Марьи Ивановны? (Вывод: «Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой», Беленький Г.И.).

   В центре их – Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя женщину, а в другом – как герой из волшебной сказки  «освобождает» «красну девицу» из заточения.

   Основой натуры Пугачева, как изображает его Пушкин в «Капитанской дочке», является не кровожадность, а нечто другое. Что же?

   Вспомним: больше всего Гринева страшила мысль, что Пугачев не пощадит Машу, если узнает, кто она.  И вот самое страшное свершилось: то, чего боялся Гринев, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.

  - Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца откровенным?

   Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева «омрачилось», он «устремил» на Гринева «огненные глаза». Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…

   - Что же спасло влюбленных? (Твердость и честность Гринева: «Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… -  Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли...

- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…»

  Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице.

   Гринев опять говорит о чести, совести и покаянии. А в ответ слышит сказочную формулу: «казнить – так казнить, жаловать – так жаловать: таков мой обычай. Возьми свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»

  После этого поистине царского жеста Пугачев «оборотился» к Швабрину.

  - Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над униженным врагом? (Гринев не злопамятен, он вообще предпочитает не думать о нем).

  - Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, лишен Швабрин?

  -  Что испытывает он? (Унижение, ревность, а главное – зависть).

 - Что такое зависть? Зависть – досада по поводу чужого добра и блага, нежелание добра другому, а одному лишь себе… (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка). Она рождает ненависть и желание причинить зло. Ею продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.

5. Итоги урока.

   -  Какие нравственные открытия приносит Гриневу встреча с Пугачевым, Машей, Швабриным? (При любых обстоятельствах оставаться человеком, не нарушая нравственные законы).

   Петр Андреевич Гринев и Маша Миронова навсегда покидают Белогорскую крепость. Чем стала она для героев? (Домом, дорогим местом, где навсегда остались близкие люди. Важным этапом жизни, благодаря которому герои учатся жить, сохраняя в себе чувства любви, долга, чести, совести, милосердия).

   Пушкин помогает нам понять за внешним, бытовым лицом  жизни  человека мудрую суть происходящих событий, разгадать тайну человеческой души. Сегодня мы вновь прикоснулись к этой  тайне, и это постижение будет продолжено.

6.Рефлексия.

Закончить предложение.

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило….

Урок дал мне для жизни…

Я понял, что…

7. Домашнее задание.

Дочитать роман, по вариантам дать письменный развернутый ответ на вопрос.

  1. Какой образ Пугачева сложился у вас по прочтении романа?
  2. Какие черты Гринева могли бы стать актуальными в 21 веке?

Индивидуальное задание: выделить в тексте уроки отца Гринева, которые он получает в родительском доме.

                                                                                                                  Приложение №1

                                                 Характеристика героев

       Петр Гринев

     Емельян      

      Пугачев

         Маша  

    Миронова

       Швабрин

Слова для характеристики героев:  прямодушие, предательство, храбрость, впечатлительность, храбрость, изворотливость, жестокость, трусость, одиночество, подлость, властолюбие, потребность в любви, хитрость, благодарность, смелость, преданность, великодушие, милосердие, решительность, искренность, ответственность, сила воли, авантюризм, рискованность.

Можно использовать свои слова для характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....

"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."

Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, твор...

Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»

В предложенном материале  анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны...

Порядки Белогорской крепости

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

«ПОРЯДКИ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. ПЁТР ГРИНЁВ В ИСПЫТАНИЯХ ЛЮБОВЬЮ И «ДРУЖБОЙ»

Урок литературы в 8 классе (авторская программа Г. С. Меркина)...