Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Бурая Оксана Анатольевна

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ

по повести «Капитанская дочка»

А. С. Пушкина

Учитель                Бурая Оксана Анатольевна

                        (I квалификационная категория, 2010)

Тема: Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Цели.

Общеобразовательная:

Формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом.

Воспитательная:

Воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности.

Развивающая:

Развитие памяти, речи.

Формы работы.

Коллективная, самостоятельная.

Оборудование.

  1. Презентация.
  2. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.
  3. Репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева», Иванова

Ход урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Слово учителя. На прошлом уроке мы увидели, как повлияла жизнь в Белогорской крепости на нравственное возмужание  Гринева.  Сегодня предстоит обсудить поведение Петруши и защитников крепости во время ее осады и взятия, а также взглянуть на фигуру Пугачева. К этому уроку все должны были прочитать главы VI, VII, VIII. Подготовить краткий пересказ главы VI, чтение по ролям эпизодов из глав VII, VIII. Отдельные ученики получили индивидуальные задания.

  1. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой

объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.

Давайте вспомним, как  нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос.

        Ответ ученика. Краткий пересказ VI главы.

  1. Аналитическая беседа.

  1. В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение.  Какие?
  1. Письмо генерала
  2. Схвачен башкирец с возмутительными листами
  3. Взята Нижнеозерная крепость

  1. О чем думает Петруша? Как это его характеризует?
  1. Петруша думает о Маше: «Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло»  (стр. 152) Петруша – человек чести, его беспокоит судьба самых незащищенных, о себе он не думает.
  1. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?
  1. Василиса Егоровна предана мужу: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать» (стр. 153)
  1. Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию.

Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла …

*Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей.

Предполагаемый ответ ученицы. «Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узкие глаза его сверкали еще огнем» (стр. 150)  А. С. Пушкин обращает внимание на глаза башкирца, в них огонь ненависти несмирившегося человека.

  1. Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша?
  1. Петруша мечтает о подвиге: «Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты» (стр. 155)
  1. Но, увы, жизнь опять разбила все романтические мечты героя: все вышло гораздо проще и менее эффектно, чем рисовало воображение. И вот Пугачев принимает присягу: «Пугачев сидел в креслах… Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом…» (стр.157 - 158)

Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:

  1. Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?
  2. Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?
  3. В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?

(просмотр кинофрагмента и обсуждение)

Предполагаемый ответ ученика. Пугачев не смотрит на тех, кого отправляет на казнь, ему безрачличны судьбы людей. Глаза его сверкают ненавистью, удалью. Комендант, Петруша, Василиса Егоровна ведут себя смело, дерзко. Режиссер подчеркнул удальство этих героев такими деталями: комендант плюет в самозванца, Василиса Егоровна сама выходит к месту казни, вступает в схватку с урядником)

  1. К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла …

Предполагаемый ответ ученика. Художники по-разному подают образ вождя крестьянской войны. Трактовка Иванова ближе к официальной хронике. Пугачев предстает злодеем, главное в его образе – месть. Не случайно на заднем плане изображена виселица с взобравшимся на нее башкирцем. Аркадий Пластов, на мой взгляд, несколько по-иному смотрит на Пугачева. Поза вождя, его взгляд говорят о том, что он узнал Петрушу. Черты лица его более мягкие, человечные. Мне кажется, трактовка Пластова ближе к замыслу А. С. Пушкина.

  1.  К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф?  Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие - вызывают гнев Пугачева? Над этими вопросами работала дома …

Предполагаемый ответ ученицы. К VII главе А. С. Пушкин избрал эпиграфом народную песню:

Голова моя, головушка,

Голова моя послуживая!

Послужила моя головушка,

Ровно тридцать лет и три года…

Относится эпиграф к капитану Миронову.  Капитан Миронов проявил бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно и смерть свою встретил так же достойно. В плаче Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом следующие слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули ни штыки прусские,  ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот».

  1. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
  1. Численное преимущество восставших, нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, бедственное положение угнетенного народа, заставившее поверить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливого счастья – очевидные причины победы пугачевцев.

  1. По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?
  1. Пугачев казнит только тех, кто отверг его предложение о сдаче, кто обозвал его вором и самозванцем. То есть, казнит своих врагов.

  1. Почему же тогда Пугачев помиловал Гринева?
  1. Пугачев щадит Гринева, помня его доброту, и даже выводит его из затруднительного положения грубоватой шуткой. Но Гринев еще не узнал Пугачева. О сходстве «Великого государя» с вожатым позднее надоумил Петрушу Савельич.
  1. И вот «государь» требует Гринева к себе. Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»? Над этими вопросами дома размышляла…

Предполагаемый ответ ученицы. Гринев отмечает у Пугачева приятные черты лица, не изъявляющие ничего свирепого. Петруша становится невольным свидетелем «странного военного совета», где все обходятся между собой как товарищи, свободно высказывают свое мнение, спорят с Пугачевым. «Пиитический ужас» произвела на Гринева простонародная песня про виселицу, которую распевали люди, обреченные на смерть, но имеющие силу духа об этом говорить.

  1. Для чего Пугачев пригласил Гринева?
  1. Пугачев пытается переманить Гринева на свою сторону, но Петруша остается верен присяге.
  1. Как это случай характеризует Гринева?
  1. Гринев – человек чести.
  1. Почему Пугачев отпускает Петрушу?
  1. Пугачев отпускает Гринева, пораженный его искренностью. Будучи сам человеком прямым и открытым, он уважает прямых и мужественных людей.

  1. Чтение по ролям эпизода

 из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева».

  1. Как должен держаться Гринев во время этого разговора?
  2. Каким тоном говорит Пугачев?

Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов  удастся более правильно передать характер своего персонажа?

  1. Подведение итогов урока.

  1. Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым?
  2. Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву?
  3. Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?

Вывод. В главах, рассказывающих  о падении Белогорской крепости, показан нравственный поединок двух противоборствующих сторон. Защитники Белогорской крепости, вместе с ними и Петруша Гринев, поставили свою человеческую дворянскую честь выше жизни. Но и Пугачев поднялся на большую высоту, восприняв не только душевную красоту Гринева, но и найдя в себе силы принести ей в жертву собственное себялюбие.

  1. Домашнее задание.

Главы IX-XI  (знать содержание)

Индивидуальные задания:

  1. Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева?
  2. Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями?

Индивидуальное задание.

  1. Почему автор в качестве эпиграфа к  VI главе избрал слова из народной песни?
  2. К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф?  Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие - вызывают гнев Пугачева?

Индивидуальное задание.

  1. Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор?
  2. Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»?

Индивидуальное задание.

  1. Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Суд Пугачева». Каким увидел Пугачева художник? Сходна ли трактовка образа художником и режиссером?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)...

Порядки Белогорской крепости

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка": Четыре встречи Гринева и Пугачева.

Рассмотрение сюжетной линии о встречах Гринёва и Пугачёва...

«ПОРЯДКИ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. ПЁТР ГРИНЁВ В ИСПЫТАНИЯХ ЛЮБОВЬЮ И «ДРУЖБОЙ»

Урок литературы в 8 классе (авторская программа Г. С. Меркина)...

«Итоговая проектная работа: «Использование сетевых сообществ и ЦОР в процессе преподавания историко-обществоведческих предметов»Тема : «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева. Народы Поволжья в восстание Е.И.Пугачева.

Цель: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в периодцарствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян, атакже проследить взаимосвязь между усилением кре...