"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Терентьевская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по теме:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Разработала: учитель русского языка и литературы В.А. Полещук
Прокопьевский район
2011 г.
Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.
Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
- А.С. Пушкин «История Пугачева».
- Иллюстрации к произведению.
- Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».
Ход урока:
- Сообщение темы урока.
- Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
- Биография А.С. Пушкина .
- Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
- История создания произведения.
- Исторические личности в произведении.
- Изучение нового материала.
Слово учителя.
Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица , в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
- Жанр произведения.
В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.
Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.
Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
- Герои произведения.
- Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
- Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
Историческая правда | Художественный вымысел |
1. Исторические герои. | 1. Вымышленные лица. |
2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга. | 2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым. |
3. Казнь Пугачева и его сподвижников | 3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II. |
- Анализ I-II главы.
- Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
- Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
- Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
- Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
- Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
- А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
- Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.
Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.
«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».
- Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
- Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
- Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
- В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
- Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
- С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?
Рассказ о встрече с Зуриным.
любовь прямота честность |
- Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
- На кого похож Зурин? На Бопре
- Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
- Почему II глава называется «Вожатый»?
- Объясните смысл эпиграфа.
- Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
- Как реагирует бродяга на барский подарок?
- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
- Что такое милосердие?
- Почему Гринева застал буран в степи?
- Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
- Какое значение имеет сон Гринева?
Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.
Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
- Блиц – опрос.
- Имя отца Гринева? Андрей Петрович
- Служил при графе? Минихе
- Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
- Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
- Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
- И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
- Был нанят француз мосье Бопре.
- Который в отечестве своем был парикмахером.
- В Пруссии солдатом.
- А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
- Батюшка вошел на урок географии.
- В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
- А Бопре? Спал на кровати сном невинности
- Встреча с героями.
Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?
- Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
- Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
- Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
- Ветреный, беспутный. Бопре.
- Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
- Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
- Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.
«4» - назвать, из какого эпизода вещь.
«5» - рассказать эпизод.
- Придворный календарь.
- Топор.
- Бильярд.
- Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
- О чем говорят цифры?
6 июня 1799 – родился Пушкин.
19 октября 1836 – завершил «Капитанскую дочку».
9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.
17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.
100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.
40 – вожатый был лет 40-а.
40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.
XI. Итоги.
- В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
- Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
- Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,
Домашнее задание: Главы III – V.
Неспокойная совесть
Безмолвное раскаянье
Напился и проиграл 100 р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе "Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка. Истоки формирования личности Петра Гриднева"" 8 класс
Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва. (8 класс) Учитель русского языка и литературы Жуков Алексей Иванович ...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
Конспект урока литературы в 8 классе Анализ первой главы повести А.С. Пушкина Капитанская дочка
Конспект урока...
презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...
«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...