Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»
учебно-методический материал по мхк на тему
В предложенном материале анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественно-педагогический анализ произведений:
Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Т. Жерико « Плот Медузы»
Плот "Медузы" является первой эпической картиной романтизма. В основу сюжета картины положено реальное событие. Жерико глубоко взволновала жизненная драма 149 матросов с фрегата "Медуза", потерпевших кораблекрушение. Они оставались на плоту в районе побережья Сенегала в течении 12 дней. Для более достоверной передачи этого трагического события Жерико разыскивает уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших. В это же время он ищет себе новую мастерскую поблизости от госпиталя, в которую ему приносят трупы и отсеченные части человеческих тел.
Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Это было для Жерико подлинной находкой, и он заказывает плотнику уменьшенную, но точную модель плота и делает с нее ряд художественных набросков и эскизов. Он лепит и расставляет на плоту восковые фигурки, пытаясь воспроизвести положение людей во время бедствия, чтобы в движениях, позах и мимике передать все разнообразие эмоций и страданий героев. Он хотел донести до зрителя чувства реальных людей, переживающих долгие дни страданий и лишений.
На первый взгляд может показаться, что фигуры расположены на плоту несколько хаотично, но это было глубоко продумано художником. На первом плане - фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию и страдания люди. И рядом с ними уже умершие... В безнадежном отчаянии сидит отец у трупа любимого сына, поддерживая его рукой, словно пытаясь уловить биение замершего сердца. Прекрасна в своем пластическом совершенстве фигура юноши на первом плане, упавшего ниц. Это, несомненно, условность, но условность, которая придает величие этой сцене. На втором плане картины расположилась группа верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда. Эта группа образует своего рода пирамиду, треугольник, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». А как мы знаем, такие фигуры как пирамида и треугольник, рождают у зрителя ощущение стремления.
Но корабль далеко, у самого горизонта, там ещё не заметили терпящих бедствие, а ветер относит их плот в противоположную сторону. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы».
Кроме того, Жерико удалось показать разную реакцию на происходящее всех участников трагедии. Это выражено и в колорите картины: если на в нижней точке полотна он темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. Сам плот показан вблизи от рамы, следовательно, и от зрителя, что невольно делает последнего как бы соучастником трагических событий.
Мрачные, тяжелые тучи нависли над океаном. Тяжелые, громадные волны вздымаются к небу, грозя залить плот и сгрудившихся на нем несчастных людей.
В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Четкость ритма нарастания динамики от группы к группе, красота обнаженных тел, темный колорит картины задают некую ноту условности изображения. И всё это помогает нам понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать.
К Брюллов « Последний день Помпеи»
Картина « Последний день Помпеи», написанная Брюлловым в Риме, принесла автору всеевропейскую известность. Сюжет картины был навеян художнику посещением раскопок Помпеи – старинного римского города, расположенного у подножья Везувия. В результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом весь город. Две тысячи жителей погибли на улицах города во время панического бегства. Город оставался погребённым под землёй и забытым более полутора тысяч лет. Лишь в конце 16 века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. Пролежавший почти 17 столетий под пеплом, город прекрасно сохранился, как бы застыл в своём расцвете.
Побывав на месте раскопок, Брюллов открыл для себя картины гибели людей, страшные человеческие драмы и тогда стал зримым ужасающий размах этой катастрофы и её внезапность. Потрясённый и взволнованный художник силой своего таланта и богатого воображения воссоздал его на огромном холсте. Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Фигуры и головы изображённых людей написаны, в основном, с натуры, с жителей Рима. Впервые в исторической картине изображено конкретное событие, в котором действуют не величавые герои, а обыкновенные люди.
Опору в создании картины Брюллов искал в продуманном анализе классических образцов. « Нужно было их всех проследить, запомнить все их хорошее и откинуть все дурное, надо было много вынести на плечах; надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать достойное нынешнего требовательного века » (так передает его слова Н. А. Рамазанов ).
Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен: композиция фронтальна, то есть развернута по длине холста, изображенные люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности образа, их чувства переданы языком жестов и пластикой драпировок. Стремление к исторической правде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя темой народного бедствия, страданий, нравственная красота человека как сила, противостоящая злу, - все это совершенно ново для исторической картины и соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе решено и живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального мира, сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный эмоциональный настрой. Грандиозная картина гибели Помпеи проникнута духом историзма, здесь показана смена одной исторической эпохи другой, подавление античного язычества и наступление новой христианской веры.
Композиция картины симметрична, фигуры размещены в основном на первом плане в группах по две или три, с подчеркнуто точными контурами. Единство обеспечено тем, что группы компонируются большими треугольниками, правым и левым, которые пересекаются основаниями, а на верху как бы связываются обращенными друг к другу руками мужчины и больного старика. Легко заметить стремление художника к идеально совершенному облику фигур, безупречно сложенных; пепел еще не трогает их. Есть противоречие между классической точностью и последовательностью построения первого плана и романтическим эффектом черно-багровых туч, прорезанных молнией.
Брюллов был последователен в индивидуализации образов, увлекаясь неповторимостью каждого человека, его характером. Мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные - юноши, ноги отца из группы слева - все они различны. Таковы же руки, черты и выражения лиц. Каждый участник сцены несет в себе нечто неповторимое, позволяет зрителю узнать что-то новое. Брюллов охотно применил неожиданные, подчас контрастные сопоставления : рядом изображены бегущие люди и парализованный старик ; разбившаяся мать и ребенок, воплощающее смотревший « на живую сцену смерти » ; нежное лицо этого ребенка и тут же, по сторонам его, узловатые пальцы ног старика.
Цветовое решение картины кажется неожиданным. Оно не просто более насыщено и едино - важно то, что оно живописно. Цвет эмоционально выразителен, он несет в себе ощущение гибели, смертельного ужаса. Достаточно посмотреть, как переливаются тона багровых туч, как на их фоне выступают фосфорически бледные массы архитектуры, как глубок темно-красный тон плаща, создающий мощный цветовой удар на первом плане. Взволнованно разбросаны пятна света и теней, стремительно проникает наш взор в глубину картины, а темная фигура жреца замечательно рельефна и почти выходит из плоскости эскиза.
Ход истории художник воспринимает драматически, смену эпох как потрясение человечества. В центре композиции упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина олицетворяла, по-видимому, кончину античного мира. Но возле тела матери художник поместил живого младенца. Изображая детей и родителей, юношу и старуху мать, сыновей и дряхлого отца, художник показывал старые, уходящие в историю поколения и новые, идущие им на смену. Рождение новой эры на обломках старого, рассыпающегося в прах мира - вот подлинная тема картины Брюллова.
В 1833 году, после напряженной работы, все было сделано на картине. Результатом становится величественная "картина-катастрофа", которая примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) -- произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Завершение труда нескольких лет не сразу принесло удовлетворение художнику: Картина казалась ему плоской, фигуры не были рельефны.
« Целые две недели »,- вспоминал Брюллов, « я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что моя картина была окончена…»
Итак, романтизм - направление в искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека. проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии людей и возникает в переломные моменты жизни.
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.
Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к
прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Если в целом говорить о полотнах двух величайших художников – романтиков Т. Жерико и К. Брюллова, то главная идея рассматриваемых произведений ( « Плот Медузы» и «Последний день Помпеи»)- тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, - излюбленная тема романтического искусства. Произведения посвящены не столько описанию конкретного события, сколько изображению страха и ужаса человека, столкнувшегося с проявлением стихии.
Но, несмотря на все переломы и трудности, которые приходилось и приходится приносить истории и обществу, существование человечества не прекращается, а его жажда жизни остается неувядаемой. И это главное!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...
"Последний день Войны-"
Последний день Войны! Победа!!!А на завтра был МИР!!!2 мая 1945.Штурм Берлина 21 апреля – 2 мая 1945 года относится к уникальным событиям в мировой истории войн. Это было сражение за очень крупный гор...
Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»
Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были ещё свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещ...