Мастерская творческого письма. 6 класс
учебно-методическое пособие по литературе (6 класс) на тему
Помощь учащимся при написании сочинения в 6 классе. Удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_1_gruppy.docx | 16.17 КБ |
rekomendatsii_1_gruppe.docx | 14.2 КБ |
zadaniya_dlya_2_gruppy.docx | 15.63 КБ |
rekomendatsii_2_gruppe.docx | 13.99 КБ |
zadaniya_dlya_3_gruppy.docx | 15.72 КБ |
rekomendatsii_3_gruppe.docx | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
К уроку № 32
Работа первой группы.
Задание 1.
Выберите фамилию для героя. Объяснение сделанного выбора.
Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Величко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Козленко, Кириенко.
Фамилии, произошедшие от названия птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонский.
Задание 2.
Портрет героя. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте словесный портрет героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите своего героя.
Гладко выбритая голова и длинный чуб хохол (его ещё называют «чупрына», «оседелец») были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» - гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось как «хохол». Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товарищества» и во всём соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.
Задание 3.
Как герой рассказа стал казаком-сечевиком. Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю расскажите в классе.
В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называется Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытание новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём», - шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!
Задание 4.
О чём рассказал старый казак?
Расскажите о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
Составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю расскажите в классе.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
Предварительный просмотр:
для написания сочинения.
1 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
для написания сочинения.
1 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
для написания сочинения.
1 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Предварительный просмотр:
Работа второй группы.
Задание 1.
Выберите фамилию для героя. Объяснение сделанного выбора.
Фамилии, указывающие на старинные, порой забытые профессии: Коваль, Коновал, Крамарь, Пономарь, Подшиваль, Починок, Гонтарь, Бондарь, Винокур, Цымбаларь, Дегтив, Куянец, Чумак, Макогон, Колымбет, Гайдамак.
Фамилии, отражающие места рождения: Задунайский, Загоровский, Черкасский, Луговской, Подтынный, Подгорный, Поддубный, Котовский, Колодяжный, Яровой.
Задание 2.
Портрет героя. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте словесный портрет героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите своего героя.
Просторные шаровары были приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли быть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар. Для пошива казацких штанов использовали двенадцать аршин (аршин - русская мера длины, равная 0,71 метра). Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило ещё больше сукна – до пятнадцати аршин. Казак иногда выхвалялся шароварами: «Как идёт казак, так и след за собой метёт».
Важна была и маскировка. Порою издали и не поймёшь, кто перед тобой – «точно баба в юбке стоит». Очевидцы свидетельствовали, что «в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить». В шаровары обычно прятали саблю или пистоль. Врагу невдомёк было, что базарный зевака, или крикливый торговец, или жалкий попрошайка могли, превратившись в ловких воинов, выхватить из шаровар кинжалы или пистоли…
Задание 3.
Как герой рассказа стал казаком-сечевиком. Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю расскажите в классе.
Серьёзным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно через горные пороги. Экзамен продолжался и под водой. Сидел на круче старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него – толпа «новобранцев». Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил на дне Днепра, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях.
Задание 4.
О чём рассказал старый казак?
Расскажите о Тарасе Бульбе, включив оценку событий.
Составьте рассказ старого казака по данному началу, включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю расскажите в классе.
«Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало…»
Предварительный просмотр:
Рекомендации
для написания сочинения.
2 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о Тарасе Бульбе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
для написания сочинения.
2 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о Тарасе Бульбе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
2 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о Тарасе Бульбе, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Предварительный просмотр:
К уроку № 32
Работа третьей группы.
Задание 1.
Выберите фамилию для героя. Объяснение сделанного выбора.
Украинские фамилии: Гнатюк, Кондратюк, Гайдук, Кныш, Приймак, Сердюк, Дидовец, Мотуз, Дорощ, Вакула, Шеремент, Стецура, Стриха, Мытэлыця, Рудыка, Набока, Солоха.
Необычные фамилии: Завыртайло, Голынус, Молыбога, Шкворэнь, Скопытарь, Вырвызуб, Дырыглаз, Чирывань, Мочиморда, Добрыдэнь, Свырбыгуз, Помогайбог, Красноморд, Попандопола.
Задание 2.
Портрет героя. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте словесный портрет героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите своего героя.
Вот как в одной легенде описываются казацкие здоровяки: «У каждого по семь пудов голова (пуд - русская мера веса, равная 16,38 кг), у каждого такие усища, что, бывало, как возьмёт он их в обе руки да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в неё целая тройка с повозкой проскочила». Внешнему виду казацких богатырей соответствовала и их исключительная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько человек справиться не могли, «играючи» один казак натягивал, другой толстенные железные полосы вокруг шеи врага скручивал, третий возы через броды на себе перетаскивал, ядра через самые широкие реки запросто перебрасывал. Сохранилось множество преданий о казацких богатырях. Особой силой отличались казацкие предводители.
Задание 3.
Как герой рассказа стал казаком-сечевиком. Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю расскажите в классе.
Существовало у запорожцев одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул.
О чём рассказал старый казак?
Расскажите о казаках-сечевиках, включив оценку событий.
Составьте рассказ старого казака по данному началу, включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю расскажите в классе.
«В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович… Добрые были казаки… жаль, что в живых мало осталось… Сложили они буйны головушки во славу родины милой. А было это так…»
Предварительный просмотр:
Рекомендации
для написания сочинения.
3 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о казаках-сечевиках, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович… Добрые были казаки… жаль, что в живых мало осталось… Сложили они буйны головушки во славу родины милой. А было это так…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
для написания сочинения.
3 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о казаках-сечевиках, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович… Добрые были казаки… жаль, что в живых мало осталось… Сложили они буйны головушки во славу родины милой. А было это так…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
Рекомендации
для написания сочинения.
3 группа.
Напишите небольшое сочинение-рассказ о казаках-сечевиках, включив оценку событий.
В завязке вам необходимо воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
- дать имя герою, описать его внешность, качества характера;
- рассказать, через какие испытания прошёл герой, прежде чем стать настоящим казаком.
В основной части составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи.
«В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович… Добрые были казаки… жаль, что в живых мало осталось… Сложили они буйны головушки во славу родины милой. А было это так…»
Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу: «И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Мастерская творческого письма"
Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс
В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...
Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"
Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...