Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._literatura_vneklassnoe_chtenie_noch_istseleniya_karina.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Цели урока: 1. Образовательные: знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого; формирование умения анализа стихотворения.
Предметные результаты: умение анализировать текст, определять идею текста; владение базовой литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2. Воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству Н.А. Заболоцкого; воспитывать у учащихся бережливое отношение к природе, к ее богатству.
Личностный результат: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
3. Развивающие: развивать навыки анализа текста; развивать читательскую культуру учащихся и творческие способности, воображение учащихся.
Метапредметные результаты: сотрудничество и коммуникация, самоорганизация, рефлексия; умение самостоятельно организовывать свою деятельность; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оборудование: текст стихотворения, презентация с портретом Н.А. Заболоцкого и иллюстрации к стихотворению, памятки.
Методические приемы: работа с раздаточным материалом, аналитическая беседа, презентация.
Структура урока:
- Организационный момент. 1 минуты
- Проверка домашнего задания. 12 минут
- Работа по теме урока. 24 минут
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 5 минут
- Домашнее задание. 2 минуты
- Оценивание. 1 минута
Ход урока:
Эпиграф:
… не бывает совсем
не пострадавших
от войны…
(Из стихотворения Н. Стручковой)
Организационный момент. 1 минуты
Организационная подготовка учащихся к работе на уроке, приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:
- Здравствуйте, ребята! Давайте прочитаем эпиграф на доске. В конце урока мы обсудим, почему именно эти строки мы записали, как эпиграф.
-Сегодня на занятии мы поговорим о рассказе «Ночь исцеления». Но прежде, чем мы приступим к анализу рассказа, давайте поговорим об авторе.
- Проверка домашнего задания. 12 минут
Слово учителя: «Дома вы подготовили сообщение о биографии автора, кто хотел бы рассказать?»
Сообщения учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя с показом портретов писателя.
(Биография Николая Алексеевича Заболоцкого
- Работа по теме урока. 24 минут
Работа с портретом. Беседа с учащимися:
а) Какого человека вы здесь видите?
б) Каков его взгляд?
в) На кого он устремлен?
Слово учителя: «Ребята, на доске даны слова, которые нам сегодня встретятся на уроке. Как вы понимаете их значения. Запишите в тетрадь (попутно объясняю значение слов).»
Словарная работа:
Гармония - Согласованность, стройность, в сочетании чего-нибудь.
Мироздание -Вселенная.
Знять - Быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал!
Символ -Условный знак.
Метафора - Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова.
Анализ стихотворения «журавли».
- Чтение учителем.
Журавли
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
2. Подготовьте выразительное чтение текста.
3. Подумайте, с какой интонацией будете читать начало стихотворения, где вы будете повышать или понижать голос, как будете читать предложения с восклицательными знаками?
Разбор стихотворения по строчкам. Обсуждение интонаций с обучающимися.
а) Понравилось ли вам стихотворение?
б) Какую картину увидели?
в) Кого вы видите на фоне пейзажа?
г) В чем трагедия картины, нарисованной поэтом
(На фоне прекрасной картины природы гибнет птица – часть мироздания).
д) Только ли гибель птицы создает ощущение неповторимости происходящего.
(Рушится гармония мироздания, гибнет жизнь, «частица дивного величья»).
е) Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония?
(И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Стремительно упала, с силой устремилась вниз. Смерть настигла внезапно).
ж) Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение?
(Здание построенного мира – весь мир, космос, окружающая нас вселенная).
Задание: Некоторые ученики выразительно читают стихотворение.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 5 минут
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?
- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки, прочитав данное стихотворение?
- О чем это стихотворение? Чему оно учит?
- О красоте, о прекрасном в жизни, оно учит беречь каждую частицу природы, не нарушать ее гармонию.
-Почему мы же мы выбрали данный эпиграф?
- Домашнее задание. 2 минуты
Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н.А. Заболоцкого.
- Оценивание. 1 минута
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....
Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"
Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....
Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""
Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:· Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.· Обучен...
Конспект урока по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
Конспект урока по рассказу "Ночь исцеления"...
Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...