Урок литературы в старших классах. "Метареализм как литературное направление. Елена Шварц как поэт-метареалист"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок «Метареализм как литературное направление.
Елена Шварц как поэт-метареалист».
Класс: 11
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
Обучающая:
– знакомство с течением метареалистов, существовавшим в поэзии конца 20 столетия; рассмотрение его основных принципов на примере творчества Елены Шварц.
Развивающая:
– создание условия для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
Воспитательная:
– воспитание стремления быть по-настоящему знающим литературу человеком.
Оборудование:
1. Раздаточный материал (после конспекта).
2. Сборники стихов Елены Шварц.
Подготовка к уроку:
· Предварительно одному из учащихся было дано задание подготовить небольшое выступление на тему: «Метареализм как течение в русской литературе».
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Проверка индивидуального домашнего задания.
4. Лекция учителя с элементами беседы.
5. Подведение итогов урока.
6. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока.
Этапы урока и отводимое на них время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный момент. 2-3 мин | Приветствует учащихся, проверяет присутствующих на уроке | Организуют рабочие места, приветствуют учителя. |
|
2. Вступительное слово учителя. 3-4 мин. | Оглашение темы и целей урока. | Записывают в тетради тему урока. |
|
3. Проверка индивидуального домашнего задания. 5-7 мин. | Теперь мы прослушаем сообщение вашего товарища на тему: «Метареализм как литературное направление». Запишите основные положения доклада к себе в тетради. | Примерное сообщение ученика:
Метареализм является одним из проявлений литературного постмодернизма. В конце 70-х годов 20 столетия образуется школа метаметафористов (термин предложен К.А.Кедровым). В школу под руководством К.А.Кедрова входили И.Жданов, А.Парщиков, А.Еременко. Впоследствии к ним примыкают другие поэты, образуя направление. В 1982 году возникло второе название поэтов данного направления: метереалисты (М.Н.Эпштейн). Метареалисты не написали ни одного собственного манифеста. Одним из теоретиков выступает М.Н.Эпштейн. В метареализме существует множество реальностей, для связи которых служит образ-метабола. В послдние десятилетия основные участники школы метареализма публикуют свои стихи редко, в основном, ограничиваясь написанием автокомментариев к своим ранним работам. | Один из учащихся у доски рассказывает о метареализме. Остальные пишут опорные конспекты у себя в тетрадях. |
4. Лекция учителя с элементами беседы. 18-20 мин. | Елену Андреевну Шварц относят к кругу поэтов-метареалистов. За все время своей литературной деятельности ей было выпущено более 20-ти книг стихов и прозы, было получено несколько значимых премий. Нас интересует творчество Елены Шварц как поэта-метареалиста. Для начала обозначим основные черты этого литературного направления: 1. многомирие; 2. восприятие мира как хаоса; 3. существование нескольких реальностей; 4. присутствие лирического «ты» как выразителя иной точки зрения; 5. типичные мотивы: мотив зрения, мотив памяти, мотив веры;
В стихотворениях Е.Шварц миры при помощи метафоры перетекают в друг друга. Метареализм поэта построен на принципе взаимопроникновения многих реальностей. Пример тому мы найдем в стихотворении «Утки в Павловске». Как поэт-метареалист Елена Шварц использует в своих стихотворениях лирическое «ты» как образец другого сознания. Это свидетельствует о диалогической природе метареализма. Пример тому мы можем найти в стихотворениях «Ваше сердце плачет ночью…», «Ангел-хранитель». В стихотворениях Елены Шварц нетрудно найти характерные для метареализма мотивы памяти («В трапезной»), веры, зрения («Бабье лето – мертвых весна…»).
|
Записывают опорный конспект. Выразительное чтение стихотворений по требованию учителя. |
|
5. Подведение итогов урока. 5-7 мин. | Итак, наш урок подходит к концу. Хотелось бы услышать от вас, с чем вы познакомились, что узнали новое. | Познакомились с метареализмом как литературным направлением, и его основными принципами на примере творчества Елены Шварц. |
|
6. Инструктаж домашнего задания. 2-3 мин. | Домашнее задание – просмотреть конспект урока в тетрадях. Подготовиться к небольшому тексту по пройденной теме. |
|
|
Раздаточный материал к уроку.
«Утки в Павловске».
Ветер дохнул, и вдруг
Речка Славянка
Обратилась
В Диану Эфесскую.
Бугорками пошла,
Мелкой грудью заволновалась,
Из каждого сверкающего соска
Утки пьют молоко, как младенцы.
Птицы, вскормленные осенним
Оловянным молоком,
Солдатами когда-то были
Игральным павловским полком.
Всё ждут — вернется повелитель
И, скинув перья свои серые,
Мундиры синие наденут
Как будто горлышки у селезней.
И будет он наш вечный зритель.
Как скучно было в утках жить!
«Ваше сердце плачет ночью…»
Ваше сердце плачет ночью,
Отчего - оно не знает,
А мое-то знает точно -
От кого и с кем гуляет.
Потому уж и не плачет,
Но оно стыдится очень -
Что душа моя царица
Спит со львом чернорабочим.
«Ангел-Хранитель».
Мук моих зритель,
Ангел-хранитель,
Ты ведь устал.
Сколько смятенья,
Сколько сомненья,
Слез наводненье —
Ты их считал.
Бедный мой, белый,
Весь как в снегу,
Ты мне поможешь.
Тебе — не смогу.
Скоро расстанемся.
Бедный мой, что ж!
Ты среди смертных
За гробом пойдешь.
«В трапезной».
Тень от графина с морсом. Скатерть
Краснеет веще. Пейте. Ешьте.
Когда уж надобно заплакать,
То и чик-чик скворца зловеще.
И мясо черной виноградинки
Как сонный глаз, как в детстве Жизнь,
А я и ягодки не съела,
И жизнь видением чужим
Смотрела.
Что-то есть не хочется,
А уж тем более под пенье.
Я хлеб крошу и вспоминаю
Свои протекшие рожденья.
Не дай Бог птицей –свист крыла
Как вспомню и ночевку на волне,
Боль в клюве и как кровь текла
Скачками. Птичьего не надо мне!
Была я пастором и магом,
Мундир носила разных армий,
Цыганкой…Больше и не надо!
Сотлела нить на бусах Кармы.
«Бабье лето – мертвых весна…»
«Бабье лето — мертвых весна», —
Говорят в Тоскане, говорят со сна,
Выглянув в окно, где солнце веет,
И, как чахоточный, молодеет
Городской клен и уже краснеет
При каждом взгляде
В обреченно сползающем вниз
Наряде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Метареализм как литературное направление.
Елена Шварц как поэт-метареалист».
Класс: 11
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
Обучающая:
– знакомство с течением метареалистов, существовавшим в поэзии конца 20 столетия; рассмотрение его основных принципов на примере творчества Елены Шварц.
Развивающая:
– создание условия для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
Воспитательная:
– воспитание стремления быть по-настоящему знающим литературу человеком.
Оборудование:
- Раздаточный материал (после конспекта).
- Сборники стихов Елены Шварц.
Подготовка к уроку:
- Предварительно одному из учащихся было дано задание подготовить небольшое выступление на тему: «Метареализм как течение в русской литературе».
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Проверка индивидуального домашнего задания.
- Лекция учителя с элементами беседы.
- Подведение итогов урока.
- Инструктаж домашнего задания.
Ход урока.
Этапы урока и отводимое на них время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
2-3 мин | Приветствует учащихся, проверяет присутствующих на уроке | Организуют рабочие места, приветствуют учителя. | |
3-4 мин. | Оглашение темы и целей урока. | Записывают в тетради тему урока. | |
5-7 мин. | Теперь мы прослушаем сообщение вашего товарища на тему: «Метареализм как литературное направление». Запишите основные положения доклада к себе в тетради. | Примерное сообщение ученика: Метареализм является одним из проявлений литературного постмодернизма. В конце 70-х годов 20 столетия образуется школа метаметафористов (термин предложен К.А.Кедровым). В школу под руководством К.А.Кедрова входили И.Жданов, А.Парщиков, А.Еременко. Впоследствии к ним примыкают другие поэты, образуя направление. В 1982 году возникло второе название поэтов данного направления: метереалисты (М.Н.Эпштейн). Метареалисты не написали ни одного собственного манифеста. Одним из теоретиков выступает М.Н.Эпштейн. В метареализме существует множество реальностей, для связи которых служит образ-метабола. В послдние десятилетия основные участники школы метареализма публикуют свои стихи редко, в основном, ограничиваясь написанием автокомментариев к своим ранним работам. | Один из учащихся у доски рассказывает о метареализме. Остальные пишут опорные конспекты у себя в тетрадях. |
18-20 мин. | Елену Андреевну Шварц относят к кругу поэтов-метареалистов. За все время своей литературной деятельности ей было выпущено более 20-ти книг стихов и прозы, было получено несколько значимых премий. Нас интересует творчество Елены Шварц как поэта-метареалиста. Для начала обозначим основные черты этого литературного направления:
В стихотворениях Е.Шварц миры при помощи метафоры перетекают в друг друга. Метареализм поэта построен на принципе взаимопроникновения многих реальностей. Пример тому мы найдем в стихотворении «Утки в Павловске». Как поэт-метареалист Елена Шварц использует в своих стихотворениях лирическое «ты» как образец другого сознания. Это свидетельствует о диалогической природе метареализма. Пример тому мы можем найти в стихотворениях «Ваше сердце плачет ночью…», «Ангел-хранитель». В стихотворениях Елены Шварц нетрудно найти характерные для метареализма мотивы памяти («В трапезной»), веры, зрения («Бабье лето – мертвых весна…»). | Записывают опорный конспект. Выразительное чтение стихотворений по требованию учителя. | |
5-7 мин. | Итак, наш урок подходит к концу. Хотелось бы услышать от вас, с чем вы познакомились, что узнали новое. | Познакомились с метареализмом как литературным направлением, и его основными принципами на примере творчества Елены Шварц. | |
2-3 мин. | Домашнее задание – просмотреть конспект урока в тетрадях. Подготовиться к небольшому тексту по пройденной теме. |
Раздаточный материал к уроку.
«Утки в Павловске».
Ветер дохнул, и вдруг
Речка Славянка
Обратилась
В Диану Эфесскую.
Бугорками пошла,
Мелкой грудью заволновалась,
Из каждого сверкающего соска
Утки пьют молоко, как младенцы.
Птицы, вскормленные осенним
Оловянным молоком,
Солдатами когда-то были
Игральным павловским полком.
Всё ждут — вернется повелитель
И, скинув перья свои серые,
Мундиры синие наденут
Как будто горлышки у селезней.
И будет он наш вечный зритель.
Как скучно было в утках жить!
«Ваше сердце плачет ночью…»
Ваше сердце плачет ночью,
Отчего - оно не знает,
А мое-то знает точно -
От кого и с кем гуляет.
Потому уж и не плачет,
Но оно стыдится очень -
Что душа моя царица
Спит со львом чернорабочим.
«Ангел-Хранитель».
Мук моих зритель,
Ангел-хранитель,
Ты ведь устал.
Сколько смятенья,
Сколько сомненья,
Слез наводненье —
Ты их считал.
Бедный мой, белый,
Весь как в снегу,
Ты мне поможешь.
Тебе — не смогу.
Скоро расстанемся.
Бедный мой, что ж!
Ты среди смертных
За гробом пойдешь.
«В трапезной».
Тень от графина с морсом. Скатерть
Краснеет веще. Пейте. Ешьте.
Когда уж надобно заплакать,
То и чик-чик скворца зловеще.
И мясо черной виноградинки
Как сонный глаз, как в детстве Жизнь,
А я и ягодки не съела,
И жизнь видением чужим
Смотрела.
Что-то есть не хочется,
А уж тем более под пенье.
Я хлеб крошу и вспоминаю
Свои протекшие рожденья.
Не дай Бог птицей –свист крыла
Как вспомню и ночевку на волне,
Боль в клюве и как кровь текла
Скачками. Птичьего не надо мне!
Была я пастором и магом,
Мундир носила разных армий,
Цыганкой…Больше и не надо!
Сотлела нить на бусах Кармы.
«Бабье лето – мертвых весна…»
«Бабье лето — мертвых весна», —
Говорят в Тоскане, говорят со сна,
Выглянув в окно, где солнце веет,
И, как чахоточный, молодеет
Городской клен и уже краснеет
При каждом взгляде
В обреченно сползающем вниз
Наряде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока литературы в 9 классе в форме литературной гостиной. "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина".
"Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"
"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева. Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах
Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...
Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....
Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...