КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Гущина Татьяна Ивановна

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее частых методических приёмов, позволяющих решить поставленные задачи урока, является работа в группах. Этот приём позволяет учителю дать возможность каждому обучающемуся высказаться, выразить собственную точку зрения, научиться слышать друг друга,  выработать коллективное мнение  в решение проблемы.

    Так, в 11 классе я использовала данный приём на уроке-семинаре «Солнце русской поэзии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_solntse_russkoy_poezii.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ

«СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).

Цели урока: 1) выявить духовную связь поколений, взаимовлияние произведений художественной литературы разных эпох,

2) изучить особенности художественного мира поэтов XX века в свете их отношения к Пушкину,

3) развить умение творчески мыслить,

4) развить навык выразительного чтения наизусть стихотворения,

5) формировать эстетический вкус.

 Оборудование:

 1) компьютерная презентация или

 2) портрет Пушкина

 3) портреты Маяковского, Есенина, Блока

 4) цитаты Горького, Гоголя, Григорьева

 5) распечатки стихотворений.

Тип урока: семинар

Учащиеся работали в 3 группах и готовили развёрнутые ответы на вопросы.

                                                                Ход урока.

 Пушкин - наше всё.

 А.Григорьев.

 Пушкин у нас – начало всех начал.

 А.М.Горький.

 Пушкин есть явление чрезвычайное…

 Н.В.Гоголь.

I. Вступительное слово учителя о роли Пушкина в русской литературе.

 А.С. Пушкин вошёл в русскую литературу как новатор:

- основоположник русского литературного языка

- основоположник метода критического реализма

- универсальный художник слова: поэт, прозаик, драматург

- основатель новых жанров литературы (роман в стихах…)

- новатор русского стихосложения (онегинская строфа)

Безусловно, его вклад в отечественную культуру огромен, а влияние на творчество поэтов-потомков безгранично.

 С именем Пушкина связано выражение «золотой век» русской литературы.

- Как вы понимаете это выражение?

- Откуда оно появилось в языке?

- Как связан с аналогичным выражением термин «серебряный век»?

(Термин «золотой век» восходит к античности. «Золотым веком» русской поэзии (1800-1830) считают творчество Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова.., поднявших отечественную поэзию до мирового уровня, а II половину XX века – «золотым веком» русской прозы (Л.Толстой, И.Тургенев, Ф.Достоевский….

Термин «серебряный век» связывают с именем выдающегося русского мыслителя Н.А.Бердяева – это эпоха рубежа XIX-XX веков (~30 лет). Он возник по аналогии с существовавшими в истории культуры характеристиками латинского языка и литературы, где на смену «золотой» латыни (I век до н.э.) пришла «серебряная», длившаяся ~200 лет.)

 - Перечитайте эпиграфы к уроку и прокомментируйте их. Запишите 1 из них в тетрадь.

 - Как они перекликаются с метафорой, вынесенной в название темы урока и с понятием «золотой век»?

(Солнце - источник тепла, света, энергии, жизни. Жёлтый цвет солнца и золота – символ достатка, богатства).

 - А вот как сказал о Пушкине К.Бальмонт в статье «Мысли о творчестве. Тургенев»: «…Пушкин был первым поэтом, превратившим русские слова в крылья бабочек и крылья птиц и заставившим размерные русские строки сверкать золотом и звенеть серебром…».

II. Духовная связь поколений. Отношение к Пушкину поэтов начала XX века: Блока, Маяковского, Есенина.

 - Почему поэты XX века, относившиеся к разным модернистским течениям, с любовью и благоговением говорят о своём предшественнике?

Ответы I группы.

 

 Выразительное чтение наизусть стихотворения «Пушкинскому дому».

 - Объясните смысл названия стихотворения. На какие 2 части оно распадается?

Пушкинский дом- это Институт русской литературы Российской Академии наук.

 Глядя на это здание, лирический герой стихотворения Блока в 1 части размышляет о Петербурге, о реке Неве, о сфинксах, памятнике Петру I («всадник бронзовый»), а во 2 части - о Пушкине, напрямую обращаясь к нему.

Благодаря Пушкину, основателю русского литературного языка, в Российской Академии наук появился Институт русской литературы.

 - С чем у Блока ассоциируется имя Пушкина? Какой приём использует поэт?

«Звук понятный и знакомый», «не пустой для сердца звук», «знакомый и родной для сердца звук». Приём звукописи – аллитерация на «з», «с».

 - Чем дорог и близок лирическому герою Блока Пушкин? Как он сохраняет верность идеалам Пушкина?

Это борец, опора в трудные периоды жизни: «Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе»

Это свободолюбивая личность: «тайную свободу Пели мы вослед тебе»

Это талантливый поэт: «звуков сладость вдохновляла» (красота слога)

Это светлый, жизнеутверждающий человек: «Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?»

 - Что даёт право лирическому герою стихотворения обращаться к Пушкину на «ты»?

Демократизм в общении, простота и открытость Пушкина, не терпящего фальши и преклонения перед авторитетами. Эту же манеру перенимает и лирический герой Блока.

Поэт хочет передать родство душ и в то же время преклонение.

 - Какие реминисценции при создании образа великого поэта использует в своём стихотворении Блок?

Реминисценция- напоминание о другом произведении, намёк, смутное воспоминание, отзвук иного произведения; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо.
«всадник бронзовый»

 «тайную свободу»

 «звуков сладость»

Вывод: в 1921 году Блок пишет стихотворение «Пушкинскому дому» не случайно, он как бы подводит итог своего творчества и «тихо кланяется» великому поэту.

Ответы II группы.

 Учитель:

 - Эти 2 выдающиеся личности в русской литературе сколь равновелики, столь и различны, даже противоположны. И всё-таки их многое связывает. Ранний Маяковский настолько эпатажный поэт, что, казалось бы, ничего общего с поэтами 19 века у него просто быть не может. Поэт, который подписал в 1912 году скандально известный манифест русских футуристов под названием «Пощёчина общественному вкусу», требует отказаться от старой культуры - «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности». Почему же спустя 12 лет, в1924 году, Маяковский пишет стихотворение «Юбилейное»? И хотя поэта не раз обвиняли в «неуважении к предкам», это стихотворение явилось поэтической декларацией величайшего уважения и любви к Пушкину, к наследию русской классической литературы.

 Выразительное чтение наизусть стихотворения «Юбилейное».

 - Объясните смысл названия стихотворения. Какова история его создания?

Стихотворение было написано в связи со 125-летием со дня рождения А.С.Пушкина.

 Маяковский на одном из диспутов так отзывался о творчестве Пушкина: «Вот Анатолий Васильевич [Луначарский] упрекает в неуважении к предкам, а я месяц тому назад, во время работы, когда Брик начал читать «Евгения Онегина», которого я знаю наизусть, не мог оторваться и слушал и два дня ходил под обаянием четверостишия:

 Я знаю: жребий мой измерен.

 Но чтоб продлилась жизнь моя,

 Я утром должен быть уверен,

 Что с вами днём увижусь я.

 Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, и даже в тот момент, когда смерть будет накладывать нам петлю на шею, тысячи раз…»

 - Какие черты личности и творчества Пушкина ценит Маяковский? Какой тон выбирает поэт?

 Маяковский выбирает доброжелательно-шутливую, дружески доверительную интонацию.

 Лирический герой, неся в руках книги стихов Пушкина, разговаривает с ним как с живым человеком, а в конце стихотворения - с человеком – памятником, сошедшим с пьедестала. Есенин обращается к Пушкину на «вы», по имени – отчеству («Александр Сергеевич», «дайте руку», «слушайте», «я тащу вас», «удивляйтесь», «извините, дорогой»), а потом открыто признаётся:

 Мне приятно с вами,-

 рад,

 что вы у столика.

И «Я люблю вас…»

 Лирический герой ценит Пушкина за талант:

 Муза это

 ловко

 за язык вас тянет,

используя при этом не высокий стиль, а разговорный, порой даже просторечный, любит Пушкина-человека за его страстность, эмоциональность, естественность, живость.
Вы

 по-моему

 при жизни

 -думаю-

 Тоже бушевали.

 Африканец!..

 Пушкин, которому потомки поставили памятник, для Маяковского живой, реальный, во плоти человек, который мог ошибаться, любить, ненавидеть…

 Я люблю вас,

 но живого,

 а не мумию.

 - Как связаны в стихотворении любовная тема, строки о Пушкине, о современниках и современной жизни?

Естественна или искусственна концовка стихотворения, звучащая как лозунг?

Ведя «беседу» с Пушкиным, «болтая свободно и раскованно», Маяковский невольно проводит параллель между его собственной жизненной ситуацией («Я теперь свободен от любви и от плакатов») и личной драмой героев романа Пушкина «Евгений Онегин»- Онегина и Татьяны. Видимо, оба поэта, как и герои их произведений, не раз переживали подобное, да и обстановка вокруг («весна», «вода», «луна») способствует такому доверительному разговору о любви.

 Переведя разговор с Пушкина и любви на современную действительность («Хорошо у нас в Стране Советов»), Маяковский тем не менее сетует на то, что настоящих поэтов, таких, как Пушкин, «к сожаленью, нету», а на самого поэта «Навели хрестоматийный глянец», то есть приукрасили его творчество и личность.

 Поэтому так естественна, в духе Маяковского, концовка стихотворения, когда лирическим героем овладевает желание взорвать эту затхлую жизнь. Поэт открыто заявляет:

 Ненавижу

 всяческую мертвечину!

 Обожаю

 всяческую

 жизнь!

 

Вывод: Так стихотворение о Пушкине превращается в программное произведение Маяковского о назначении поэта и поэзии, в нём звучит прямая перекличка с Пушкиным (тема памятника поэту после смерти).

Ответы III группы. 

 Учитель:

 - Стихотворение перекликается со стихотворением Маяковского «Юбилейное».

 Выразительное чтение наизусть стихотворения «Пушкину».

 - В какой форме написано стихотворение?

Это беседа лирического героя с памятником Пушкину на Тверском бульваре.

 - Почему лирический герой Есенина на равных ведёт разговор с Пушкиным?

(Он чувствует родство душ: «ты был повеса, Как я сегодня хулиган»; они оба поэты, «обречённые на гоненье»; наблюдается даже внешнее сходство поэтов: «блондинистый, почти белёсый» Пушкин- памятник и светловолосый, кудрявый Есенин.)

 - Кем является Пушкин для Есенина? Какой стиль выбирает поэт?

Несмотря на то, что Есенин обращается к Пушкину на «ты» ( О Александр!»), всё-таки стихотворение написано высоким стилем. Лирический герой Есенина чувствует превосходство и значимость Пушкина, ведь он «русской стал судьбой», обладал «могучим даром», и даже «милые забавы Не затемнили образ» великого поэта. Есенин проводит параллель между собственной судьбой и судьбой Пушкина. Пушкин явно превозносится Есениным, он величественен и горд. Поэтому используется высокая книжная лексика: «выкованной», «сподобленный», «обречённый», «пред причастьем», «гоненье», «судьба».

 - Как раскрывается в стихотворении тема памятника?

Лирический герой у подножия памятника Пушкину размышляет о собственной судьбе, говорит сам с собой. Это откровенный и правдивый разговор, как «пред причастьем». Памятник как будто слушает эти излияния. Лирический герой верит, что его голос («степное пенье») будет услышан потомками, его талант оценён, а стихи останутся в памяти людей.

Вывод: Таким образом, Есенин в этом стихотворении незадолго до своей смерти боготворит Пушкина и размышляет о схожести их судеб.

 III. Подведение итогов урока.

 - Выслушав сообщения всех 3 групп, подытожим сказанное.

 - Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

 - Что объединяет эти 3 стихотворения?

1. время создания стихотворений

2. общая тема – любовь к Пушкину

3. мотивация написания стихов – потребность сказать о духовной связи поэта 19 века с поэтом 20 века

4. уважительное отношение поэтов 20 века ко всему наследию русской классической литературы.

 - Кто из русских поэтов XX века также ощущал своё духовное родство с Пушкиным? Дополните опорную схему «солнышко» именами этих людей. (Например, А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», М.Цветаева «Встреча с Пушкиным», Б. Пастернак «Тема», А.Твардовский «К портрету Пушкина»…)

 Закончить наш урок я бы хотела высказыванием Л.Успенского: «Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломлённых каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его».

Домашнее задание: 1) выучите 1 стихотворение о Пушкине М.Цветаевой или А.Ахматовой,

2) выпишите из стихов поэтов 20 века о Пушкине цитаты, характеризующие отношение поэтов к Пушкину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Пушкин и поэты Серебряного века

В презентации представлен материал, показывающий отношение В.Маяковского, К.Бальмонта, И.Северянина, А.Ахматовой, М.Цветаевой и И.Анненского к А.Пушкину. Приведены строчки из стихотворений поэтов Сере...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.

Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....

Пушкин и поэты Серебряного века

Урок посвящен отношению поэтов Серебряного века к творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Используется материал литературных статей поэтов Анненского, Блока, Ахматовой, Бальм...

Литературная гостиная в 11 классе "Поэты Серебряного века в Царском Селе"

Сценарий для постановки на школьной сцене для учащихся 11-х классов создан в форме литературной гостиной, где разыгрывается сцена из жизни русских поэтов начала 20-ого века, творчество которых связано...