КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее частых методических приёмов, позволяющих решить поставленные задачи урока, является работа в группах. Этот приём позволяет учителю дать возможность каждому обучающемуся высказаться, выразить собственную точку зрения, научиться слышать друг друга, выработать коллективное мнение в решение проблемы.
Так, в 11 классе я использовала данный приём на уроке-семинаре «Солнце русской поэзии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_solntse_russkoy_poezii.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ
«СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).
Цели урока: 1) выявить духовную связь поколений, взаимовлияние произведений художественной литературы разных эпох,
2) изучить особенности художественного мира поэтов XX века в свете их отношения к Пушкину,
3) развить умение творчески мыслить,
4) развить навык выразительного чтения наизусть стихотворения,
5) формировать эстетический вкус.
Оборудование:
1) компьютерная презентация или
2) портрет Пушкина
3) портреты Маяковского, Есенина, Блока
4) цитаты Горького, Гоголя, Григорьева
5) распечатки стихотворений.
Тип урока: семинар
Учащиеся работали в 3 группах и готовили развёрнутые ответы на вопросы.
Ход урока.
Пушкин - наше всё.
А.Григорьев.
Пушкин у нас – начало всех начал.
А.М.Горький.
Пушкин есть явление чрезвычайное…
Н.В.Гоголь.
I. Вступительное слово учителя о роли Пушкина в русской литературе.
А.С. Пушкин вошёл в русскую литературу как новатор:
- основоположник русского литературного языка
- основоположник метода критического реализма
- универсальный художник слова: поэт, прозаик, драматург
- основатель новых жанров литературы (роман в стихах…)
- новатор русского стихосложения (онегинская строфа)
Безусловно, его вклад в отечественную культуру огромен, а влияние на творчество поэтов-потомков безгранично.
С именем Пушкина связано выражение «золотой век» русской литературы.
- Как вы понимаете это выражение?
- Откуда оно появилось в языке?
- Как связан с аналогичным выражением термин «серебряный век»?
(Термин «золотой век» восходит к античности. «Золотым веком» русской поэзии (1800-1830) считают творчество Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова.., поднявших отечественную поэзию до мирового уровня, а II половину XX века – «золотым веком» русской прозы (Л.Толстой, И.Тургенев, Ф.Достоевский….
Термин «серебряный век» связывают с именем выдающегося русского мыслителя Н.А.Бердяева – это эпоха рубежа XIX-XX веков (~30 лет). Он возник по аналогии с существовавшими в истории культуры характеристиками латинского языка и литературы, где на смену «золотой» латыни (I век до н.э.) пришла «серебряная», длившаяся ~200 лет.)
- Перечитайте эпиграфы к уроку и прокомментируйте их. Запишите 1 из них в тетрадь.
- Как они перекликаются с метафорой, вынесенной в название темы урока и с понятием «золотой век»?
(Солнце - источник тепла, света, энергии, жизни. Жёлтый цвет солнца и золота – символ достатка, богатства).
- А вот как сказал о Пушкине К.Бальмонт в статье «Мысли о творчестве. Тургенев»: «…Пушкин был первым поэтом, превратившим русские слова в крылья бабочек и крылья птиц и заставившим размерные русские строки сверкать золотом и звенеть серебром…».
II. Духовная связь поколений. Отношение к Пушкину поэтов начала XX века: Блока, Маяковского, Есенина.
- Почему поэты XX века, относившиеся к разным модернистским течениям, с любовью и благоговением говорят о своём предшественнике?
Ответы I группы.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Пушкинскому дому».
- Объясните смысл названия стихотворения. На какие 2 части оно распадается?
Пушкинский дом- это Институт русской литературы Российской Академии наук.
Глядя на это здание, лирический герой стихотворения Блока в 1 части размышляет о Петербурге, о реке Неве, о сфинксах, памятнике Петру I («всадник бронзовый»), а во 2 части - о Пушкине, напрямую обращаясь к нему.
Благодаря Пушкину, основателю русского литературного языка, в Российской Академии наук появился Институт русской литературы.
- С чем у Блока ассоциируется имя Пушкина? Какой приём использует поэт?
«Звук понятный и знакомый», «не пустой для сердца звук», «знакомый и родной для сердца звук». Приём звукописи – аллитерация на «з», «с».
- Чем дорог и близок лирическому герою Блока Пушкин? Как он сохраняет верность идеалам Пушкина?
Это борец, опора в трудные периоды жизни: «Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе»
Это свободолюбивая личность: «тайную свободу Пели мы вослед тебе»
Это талантливый поэт: «звуков сладость вдохновляла» (красота слога)
Это светлый, жизнеутверждающий человек: «Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?»
- Что даёт право лирическому герою стихотворения обращаться к Пушкину на «ты»?
Демократизм в общении, простота и открытость Пушкина, не терпящего фальши и преклонения перед авторитетами. Эту же манеру перенимает и лирический герой Блока.
Поэт хочет передать родство душ и в то же время преклонение.
- Какие реминисценции при создании образа великого поэта использует в своём стихотворении Блок?
Реминисценция- напоминание о другом произведении, намёк, смутное воспоминание, отзвук иного произведения; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо.
«всадник бронзовый»
«тайную свободу»
«звуков сладость»
Вывод: в 1921 году Блок пишет стихотворение «Пушкинскому дому» не случайно, он как бы подводит итог своего творчества и «тихо кланяется» великому поэту.
Ответы II группы.
Учитель:
- Эти 2 выдающиеся личности в русской литературе сколь равновелики, столь и различны, даже противоположны. И всё-таки их многое связывает. Ранний Маяковский настолько эпатажный поэт, что, казалось бы, ничего общего с поэтами 19 века у него просто быть не может. Поэт, который подписал в 1912 году скандально известный манифест русских футуристов под названием «Пощёчина общественному вкусу», требует отказаться от старой культуры - «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности». Почему же спустя 12 лет, в1924 году, Маяковский пишет стихотворение «Юбилейное»? И хотя поэта не раз обвиняли в «неуважении к предкам», это стихотворение явилось поэтической декларацией величайшего уважения и любви к Пушкину, к наследию русской классической литературы.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Юбилейное».
- Объясните смысл названия стихотворения. Какова история его создания?
Стихотворение было написано в связи со 125-летием со дня рождения А.С.Пушкина.
Маяковский на одном из диспутов так отзывался о творчестве Пушкина: «Вот Анатолий Васильевич [Луначарский] упрекает в неуважении к предкам, а я месяц тому назад, во время работы, когда Брик начал читать «Евгения Онегина», которого я знаю наизусть, не мог оторваться и слушал и два дня ходил под обаянием четверостишия:
Я знаю: жребий мой измерен.
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.
Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, и даже в тот момент, когда смерть будет накладывать нам петлю на шею, тысячи раз…»
- Какие черты личности и творчества Пушкина ценит Маяковский? Какой тон выбирает поэт?
Маяковский выбирает доброжелательно-шутливую, дружески доверительную интонацию.
Лирический герой, неся в руках книги стихов Пушкина, разговаривает с ним как с живым человеком, а в конце стихотворения - с человеком – памятником, сошедшим с пьедестала. Есенин обращается к Пушкину на «вы», по имени – отчеству («Александр Сергеевич», «дайте руку», «слушайте», «я тащу вас», «удивляйтесь», «извините, дорогой»), а потом открыто признаётся:
Мне приятно с вами,-
рад,
что вы у столика.
И «Я люблю вас…»
Лирический герой ценит Пушкина за талант:
Муза это
ловко
за язык вас тянет,
используя при этом не высокий стиль, а разговорный, порой даже просторечный, любит Пушкина-человека за его страстность, эмоциональность, естественность, живость.
Вы
по-моему
при жизни
-думаю-
Тоже бушевали.
Африканец!..
Пушкин, которому потомки поставили памятник, для Маяковского живой, реальный, во плоти человек, который мог ошибаться, любить, ненавидеть…
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
- Как связаны в стихотворении любовная тема, строки о Пушкине, о современниках и современной жизни?
Естественна или искусственна концовка стихотворения, звучащая как лозунг?
Ведя «беседу» с Пушкиным, «болтая свободно и раскованно», Маяковский невольно проводит параллель между его собственной жизненной ситуацией («Я теперь свободен от любви и от плакатов») и личной драмой героев романа Пушкина «Евгений Онегин»- Онегина и Татьяны. Видимо, оба поэта, как и герои их произведений, не раз переживали подобное, да и обстановка вокруг («весна», «вода», «луна») способствует такому доверительному разговору о любви.
Переведя разговор с Пушкина и любви на современную действительность («Хорошо у нас в Стране Советов»), Маяковский тем не менее сетует на то, что настоящих поэтов, таких, как Пушкин, «к сожаленью, нету», а на самого поэта «Навели хрестоматийный глянец», то есть приукрасили его творчество и личность.
Поэтому так естественна, в духе Маяковского, концовка стихотворения, когда лирическим героем овладевает желание взорвать эту затхлую жизнь. Поэт открыто заявляет:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую
жизнь!
Вывод: Так стихотворение о Пушкине превращается в программное произведение Маяковского о назначении поэта и поэзии, в нём звучит прямая перекличка с Пушкиным (тема памятника поэту после смерти).
Ответы III группы.
Учитель:
- Стихотворение перекликается со стихотворением Маяковского «Юбилейное».
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Пушкину».
- В какой форме написано стихотворение?
Это беседа лирического героя с памятником Пушкину на Тверском бульваре.
- Почему лирический герой Есенина на равных ведёт разговор с Пушкиным?
(Он чувствует родство душ: «ты был повеса, Как я сегодня хулиган»; они оба поэты, «обречённые на гоненье»; наблюдается даже внешнее сходство поэтов: «блондинистый, почти белёсый» Пушкин- памятник и светловолосый, кудрявый Есенин.)
- Кем является Пушкин для Есенина? Какой стиль выбирает поэт?
Несмотря на то, что Есенин обращается к Пушкину на «ты» ( О Александр!»), всё-таки стихотворение написано высоким стилем. Лирический герой Есенина чувствует превосходство и значимость Пушкина, ведь он «русской стал судьбой», обладал «могучим даром», и даже «милые забавы Не затемнили образ» великого поэта. Есенин проводит параллель между собственной судьбой и судьбой Пушкина. Пушкин явно превозносится Есениным, он величественен и горд. Поэтому используется высокая книжная лексика: «выкованной», «сподобленный», «обречённый», «пред причастьем», «гоненье», «судьба».
- Как раскрывается в стихотворении тема памятника?
Лирический герой у подножия памятника Пушкину размышляет о собственной судьбе, говорит сам с собой. Это откровенный и правдивый разговор, как «пред причастьем». Памятник как будто слушает эти излияния. Лирический герой верит, что его голос («степное пенье») будет услышан потомками, его талант оценён, а стихи останутся в памяти людей.
Вывод: Таким образом, Есенин в этом стихотворении незадолго до своей смерти боготворит Пушкина и размышляет о схожести их судеб.
III. Подведение итогов урока.
- Выслушав сообщения всех 3 групп, подытожим сказанное.
- Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?
- Что объединяет эти 3 стихотворения?
1. время создания стихотворений
2. общая тема – любовь к Пушкину
3. мотивация написания стихов – потребность сказать о духовной связи поэта 19 века с поэтом 20 века
4. уважительное отношение поэтов 20 века ко всему наследию русской классической литературы.
- Кто из русских поэтов XX века также ощущал своё духовное родство с Пушкиным? Дополните опорную схему «солнышко» именами этих людей. (Например, А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», М.Цветаева «Встреча с Пушкиным», Б. Пастернак «Тема», А.Твардовский «К портрету Пушкина»…)
Закончить наш урок я бы хотела высказыванием Л.Успенского: «Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломлённых каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его».
Домашнее задание: 1) выучите 1 стихотворение о Пушкине М.Цветаевой или А.Ахматовой,
2) выпишите из стихов поэтов 20 века о Пушкине цитаты, характеризующие отношение поэтов к Пушкину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Пушкин и поэты Серебряного века
В презентации представлен материал, показывающий отношение В.Маяковского, К.Бальмонта, И.Северянина, А.Ахматовой, М.Цветаевой и И.Анненского к А.Пушкину. Приведены строчки из стихотворений поэтов Сере...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.
Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....
Конспект урока литературы «ТЕБЯ Ж, КАК ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ,…» (поэты Серебряного века о Пушкине). 9 класс.
Урок разработан в форме Литературного салона....
Пушкин и поэты Серебряного века
Урок посвящен отношению поэтов Серебряного века к творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Используется материал литературных статей поэтов Анненского, Блока, Ахматовой, Бальм...
Литературная гостиная в 11 классе "Поэты Серебряного века в Царском Селе"
Сценарий для постановки на школьной сцене для учащихся 11-х классов создан в форме литературной гостиной, где разыгрывается сцена из жизни русских поэтов начала 20-ого века, творчество которых связано...