Изучение лирики А. А. Фета в 6 - ом классе
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
В данной презентации содержится материал, который поможет учителю в проведении уроков по изучению лирики А.А. Фета в 6 - ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fet.pptx | 80.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Художественная деталь подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.
Художественные детали и их роль в стихотворении Фета Детали Цитаты Краски Звуки Состояние человека «Живописные слова» (олицетворения, метафоры, антитезы )
Смысловые части стихотворения 1-6 стихи 7-12 стихи Главное чувство – тревога одинокого странника в лесу, взволнованном ветром. Разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку Граница частей – устаревшее местоимение ЧУ Радостное и приподнятое настроение Слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостнен , приветствуешь… Появляются восклицательные интонации
Символический смысл стихотворения Жизнеутверждающий пафос: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход есть всегда, только нужно собраться и услышать звук спасительного рога.
«Ещё майская ночь» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви
Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется « Ещё майская ночь»?
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладнодушен , и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник -- ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-ой строфы? Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Что приводит поэта в восторг?
За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь? Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Почему майская ночь вызывает у лирического героя не только любовь, но и тревогу? Чего больше в стихотворении – грусти или восторга?
Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются? Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения: тревога и любовь, томить, с песней, невольной, последней? В чём необычность этого состояния? В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня « невольная » и, может быть, « последняя »?
Пейзажная лирика Лирика - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. Определение «пейзажная» подразумевает, что личное переживание автора в данном случае идет через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать, но не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль.
Роль пейзажа в лирике Передача внутреннего состояния человека. Уподобление или противопоставление человека жизни природы. Отражение восприятия природы лирическим героем.
Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы Практическая работа
Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы и человека в лирике А.А. Фета » Особенности изображения природы и человека Цитаты Мысль о безыскусственности поэзии, о неощутимости высокого искусства для читателя Восторг от красоты природы Стремление запечатлеть мгновение в слове Готовность любить всю Вселенную в минуты восхищения красотой мира Наслаждение красотой – предвестник жизненных радостей, импульс к творчеству и расцвету душевных сил
«Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности.
Символ в литературе Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.
Литература Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. М., Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)
Урок «Целый мир от красоты…» проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...
Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)
Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...
Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения
Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы...
Урок рефлексии по литературе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета", 6 класс
Урок рефлексии по литературе в 6 классе...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....
Разработка урока литературы по лирике А.А. Фета в 10 классе
Материал рассчитан на 2 урока. Разработка содержит практические задания: заполнение таблицы по поэзии чистого искусства в сопоставлении с демократической поэзией, работа с иллюстрациями художников-имп...