Рабочая программа по литературе в 5 классе.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Программа составлена по УМК Бунеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_5_kl.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 5 КЛАССЕ
(ПО УМК БУНЕЕВА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5–11 кл.» (М.: Баласс, 2010).
Программа рассчитана на 70 часов в год 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:
– сочинений – 9 (из них 1 домашнее);
– проверочных работ – 2;
- творческих работ – 20 (сравнительная характеристика, устное и письменное описание
героев, составление плана, мини-сочинения, эссе )
Цель литературного образования в 5 классе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).
Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 5 класса, рабочая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в программе:
- Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»
- А. Дюма «Три мушкетера» (главы).
- Н. Г. Долинина «Честь и достоинство».
- А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы).
- Б. С. Житков «Механик Салерно».
- В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).
- В. А. Каверин «Два капитана» (главы).
- Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...»,
- Д. Самойлов «Сказка»,
- В. Берестов «Почему-то в детстве...».
- А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).
- Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
- Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
- Д. Самойлов «Из детства»,
- Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
- Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
- Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
- К. Чапек «С точки зрения кошки».
- Н. Заболоцкий «Лицо коня»,
- В. Инбер «Сеттер Джек»,
- Б. Заходер «Памяти моего пса».
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 5 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:
Русский язык:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, выступление).
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Слово – основная единица языка.
Основные выразительные средства фонетики.
Основные выразительные средства словообразования.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Основные выразительные средства морфологии.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
История
Отечественная война 1812 года.
География
Географические открытия.
Содержание тем учебного курса
по литературе для учащихся 5 класса (70 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Основное содержание | 70 | |
2 | Введение | 1 | Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои. Теория литературы. Литература как вид искусства |
3 | Часть I. От чего захватывает дух | 35 | Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (см. Примечание) |
4 | Раздел 1. Жизнь по законам чести | 9 | Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными. Для текстуального изучения. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна. Для обзорного изучения: А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма. Н. Г. Долинина «Честь и достоинство». Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя |
5 | Раздел 2. Шифры и клады | 6 | «Законы» приключенческой литературы. Для текстуального изучения. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. Для обзорного изучения: Э. По «Золотой жук» (в сокращении). А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести. Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция |
6 | Раздел 3. Экстремальные ситуации | 3 | Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. Для текстуального изучения: Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой. Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки. Теория литературы. Жанр рассказа |
7 | Раздел 4. Как мы становимся взрослыми | 8 | Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе. Для текстуального изучения: В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. М. Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении Для обзорного изучения. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик |
8 | Раздел 5. Правда истории и вымысел | 7 | Историческая правда и авторский вымысел в литературе. Для текстуального изучения: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация М. Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта Для обзорного изучения. В. А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог |
9 | Раздел 6. Романтика неизведанного | 2 | Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе. Для текстуального изучения. Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи |
10 | Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами | 11 | Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы |
11 | Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас | 2 | Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика. Для обзорного изучения. А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика |
12 | Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика | 5 | Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении. Для текстуального изучения: А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством. Н. В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения. Для обзорного изучения. Р. Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего. Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте |
13 | Раздел 3. Сказка и фантастика | 4 | Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. Для текстуального изучения. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Для обзорного изучения. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие |
14 | Часть III. В лабиринте событий | 3 | Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Для обзорного изучения: Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ. А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе. Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе |
15 | Часть IV. Я и другие | 12 | Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Для текстуального изучения: В. Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении. |
Для обзорного изучения: Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях. В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза | |||
16 | Часть V. Мы не можем без них или они без нас? | 6 | Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. Герои-животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших». Для текстуального изучения: А. П. Чехов «Каштанка». А. И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении). Для обзорного изучения: Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок). К. Чапек «С точки зрения кошки». Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере |
17 | Обобщение | 1 | Мир твоих читательских интересов |
18 | Резерв | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 5 КЛАСС
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
развитие | проверочные работы | ||||
1 | Введение | 1 | – | – | – |
2 | Часть I. От чего захватывает дух | 35 | 7 | – | 1 |
3 | Раздел 1. Жизнь по законам чести | 9 | 1 | 1 | – |
4 | Раздел 2. Шифры и клады | 6 | - | - | – |
5 | Раздел 3. Экстремальные ситуации | 3 | - | - | – |
6 | Раздел 4. Как мы становимся взрослыми | 8 | 1 | 1 | – |
7 | Раздел 5. Правда истории и вымысел | 7 | 1 | 1 | – |
8 | Раздел 6. Романтика неизведанного | 2 | – | – | 1 |
9 | Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами | 11 | 1 | 1 | – |
10 | Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас | 2 | – | – | – |
11 | Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика | 5 | - | - | - |
12 | Раздел 3. Сказка и фантастика | 4 | 1 | 1 | – |
13 | Часть III. В лабиринте событий | 3 | 1 | 1 | – |
14 | Часть IV. Я и другие | 12 | 1 | 1 | – |
15 | Часть V. Мы не можем без них или они без нас? | 6 | 1 | 1 | – |
16 | Обобщение | 1 | – | – | 1 |
17 | Резерв | 2 | |||
Итого | 70 | 8 | 8 | 2 |
Учебно-методическое обеспечение по литературе.
- Барова, Е. С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт» [Текст] : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2005. – 224 с.
- Бунеев, Р. Н. Литература. 5 класс («Шаг за горизонт») [Текст] : учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2011. – (Серия «Свободный ум»);
- Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 5 класса [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения.- М: Баласс, 2007.-240с., ил.- (Серия «За страницами учебника»).
Список литературы.
Нормативно-правовая:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного стандарта по литературе;
- Примерная основная программа основного общего образования по литературе.
Дополнительная литература для учителя:
- Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. – М. : Просвещение, 1984.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения.- М: Баласс, 2007.-240с., ил.- (Серия «За страницами учебника»).
- Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. – М. : Дрофа, 2001. – (Серия «Библиотека учителя»).
- М. Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. – М. : Просвещение, 1976.
- Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину [Текст] : в 2 ч. / В. Г. Маранцман. – М. : Владос, 1999.
- Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. – Киев, 1988.
- Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст] / Г. Ершов. – М. : Художественная литература, 1973.
- Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. – Киев, 1985.
Дополнительная литература для учащихся:
- Пушкин и его время, 1799–1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст] : сб. /предисл. М. Филина. – М. : ТЕРРА, 1997.
- Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А–Л / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.
- Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. М–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.
- Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А–М / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2005.
- Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2006.
- Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2000.
- Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001.
- Энциклопедия для детей [Текст]. – Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.
- Энциклопедия литературных героев [Текст]. – М. : Агроф, 1997.
- Я познаю мир. Литература [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М. : ООО «Фирма Изд-во АСТ», 1988.
Интернет-ресурсы:
Отечественная и зарубежная литература
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://litera.edu.ru
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.bibliogid.ru
Kidsbook: библиотека детской литературы
http://kidsbook.narod.ru
Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
Писатели и литературные произведения
Лермонтов Михаил Юрьевич
http://www.lermontow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич
http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе
за курс 5 класса.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия)
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Средства обучения | Домашнее задание | Дата проведения | |||
общеучебные | специальные | план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Введение 1 ч | |||||||||||||
Литература как искусство слова | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Чтение и литература | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, УО | П. И. Чайковский «Времена года»; И. И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь»; | Выставка книг | Предисловие авторов (учебник, с. 3) и пролог (с. 4–7) | ||||
Часть I. От чего захватывает дух 35 ч | |||||||||||||
Раздел I. Жизнь по законам чести 9 ч | |||||||||||||
| Воздействие художественного произве-дения на эмоции и воображение читателя. Н. С. Гумилев. «Капитаны» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Анализ стихотворения из цикла «Капитаны» | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Библиографическая справка о Н. С. Гумилеве | Портрет поэта | Дюма «Три мушкетера». Главы 1–4 | |||
| Мир приклю-ченческой литературы. А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Понятие о приклю-ченческой литературе Что делает книгу | Уметь выде-лять характерные причинно-следственные связи; устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь выразительно читать художественные тексты; использовать различные виды пересказа | Текущий, УО
| Б. Ш. Окуджава «Песенка», фильм режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) | Выставка книг портрет писателя | А. Дюма «Три мушкетера». Главы 5, 9, 11, 12, 17, 19 | |||
| Герои, живущие по законам чести | 1 | Урок ком-плексного применения знаний, умений, навыков | Понятие | Уметь сравнивать и сопоставлять | Уметь отве-чать на вопросы, раскрывающие знание и пони-мание текста произведения | Текущий, УО | Фильм режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) | Презентация «Герои, живущие по законам чести» | Отрывок | |||
| Н. Г. Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы | 1 | Урок изучения нового материала | Портретная характеристика героя | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Уметь ана-лизировать и интерпре-тировать произведения | Текущий, ДПР | Памятка «Как написать эссе» | Эссе о само-стоятельно прочитанном произведении | ||||
Развитие речи. Чтение и обсуждение домашних сочинений. Жюль Верн – удивительный писатель. «Дети капитана Гранта» |
1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Чтение Знакомство с жизнью и творчеством | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь пи-сать сочинение по литературным произведениям Уметь осоз-нанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Итоговый, С Текущий, УО | Материалы о жизни и творчестве Ж. Верна | Портрет писателя | Сообщение Ж. Верн «Дети капитана Гранта». Главы 1–4, ч. 1 | ||||
Самоотверженность | 1 | Урок ком-плексного применения знаний, умений, навыков | Что такое законы чести для героев Ж. Верна | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отве-чать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Памятники литературным героям | Фото па-мятников литературных героев | Главы 6–8, | ||||
3 | Роман-учеб-ник, роман-открытие. Как был найден капитан Грант? | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
| Специфика романа Ж. Верна как географического романа. Обзор содержания романа | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Салтыков-Щедрин о творчестве Ж. Верна Фильм режиссера Владимира Вайнштока | Таблица «Ж. Верн «Дети капитана Гранта» | Ж. Верн «Дети капитана Гранта». Главы 20, 21, 22 части III Ознакомление с темами сочинений (учебник, с. 56), со-ставление плана к одной из них | |||
| Развитие речи. Подготовка к сочинению | 1 | Урок контроля | Тема сочинения: «Чему может научить нас сегодня роман А. Дюма «Три мушкетера» | Уметь составлять план, тезисы, конспект; грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров | Уметь писать сочинение по литературным произведениям; осуществлять поиск нужной информации | Тематический, ДПР | Памятка «Как готовиться | Материалы | ||||
| Развитие речи. Сочинение по разделу «Жизнь | 1 | Урок контроля | Написание сочинения | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | А. Конан Дойл «Глория Скотт», «Пляшущие человечки» | ||||
Раздел 2. Шифры и клады 6 ч | |||||||||||||
«Законы» приключенческой литературы. Понятие о ли-тературном портрете | 1
| Урок изучения нового материала
| Отличительные особенности произведений приключенческой литературы Знакомство с личностью Э. По, с понятием литературный портрет | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, УО
| Рассказы Конан Дойла «Глория Скотт» и «Пляшущие человечки». К. Г. Паустовский «Эдгар По» | Выставка книг. Портреты писателей | Вопросы 1, 2 Рассказ Э. По «Золотой жук» | ||||
Э. По «Золотой жук» (в сокращении). Тайна золотого жука | 1 | Урок изучения нового материала | Сюжет, композиция рассказа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Тематический, ДПР | Ответ-обобщение «Золотой жук» Э. По – приключенческий рассказ»; пересказ | ||||||
| Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Стивенсон и неизведанные острова | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с личностью Р.-Л. Стивенсона | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Портрет писателя, таблица «Р.-Л. Стивенсон "Ост-ров сокровищ"» | Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Глава 12 – | ||||
1 | Особенности развития действия Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ | Уметь устно и письменно передавать содержаниетекста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Главы романа: 1-я гр. – 13–15 (ч. 3); 2-я гр. – 16–21 (ч. 4); 3-я гр. – 22–27 о приключениях Джима Хокинса на суше | |||||
| Многообразие человеческих характеров в романе. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Характеристика героев романа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Тематический, УО | Б. Ш. Окуджава «Пиратская лирическая» | Статья | ||||
4 | А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести | 1 | Урок изучения нового материала | Обзор повести | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь анализировать | Текущий, ДПР | Фильм режиссера Николая Калинина «Кортик» (1973 г.) | Портрет писателя | Обобщающие вопросы (3 и 4, с. 98, вопрос 4, с. 107), подготовка к сочинению на одну из тем | |||
Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 (3) ч) | |||||||||||||
| Дж. Лондон «Любовь | 1 | Урок изучения ново- | Экстремальные ситуации | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, УО | Портрет писателя, иллюстра-ции к произведению, таблица «Дж. Лондон» | Дж. Лондон «Любовь с. 110–119) | ||||
| Нравственные уроки приключенческой литературы | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Герои | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Б. С. Житков «Механик Салерно»; задания в рабочих тетрадях 1 и 2 на с. 15–16 | |||||
| Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Обзор со-держания рассказа Б. С. Житкова «Механик Салерно» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДПР | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | Вопросы 8 и 9 (учебник, | ||||
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (11 (8) ч) | |||||||||||||
| М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с биографией | Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними | Текущий, УО | Фильм «Марк Твен против…» (режиссер-постановщик | Портрет писателя, таблица «М. Твен» | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Главы 1 и 2 | |||
| Герои и события повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Тема дружбы и мечты | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Фильм Г. Данелия «Совсем пропащий» (экранизация романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1972 г.) | План характеристики литературно-го героя | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». | |||
| Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Задания 10, 12 (учебник, | |||||
| В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). В. Катаев | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с биографией и творчеством В. Катаева | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, УО | Историческая справка о революции 1905 года | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». Главы 2, 11 | |||
| Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Автор и его герои | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Фильм Владимира Легошина «Белеет парус одинокий» | В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». Главы 5, 7–8, 13–16, 21–23. 26–27, 29, 31–32, 35–39, 41, 43–45 | ||||
Большие события и маленькие герои в литературе | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Писатель, автор, рассказчик | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Тематический, ДПР | Домашнее чтение: А. П. Гайдар «Дым в лесу». Продумать темы сочинений, выполнить задание в рабочей тетради | ||||||
| М. Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении | 1 | Урок изучения нового материала | Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы | Уметь перефразировать мысль, выбирать | Уметь | Текущий, УО | Портрет, иллюстра-ции к стихотворению, http://www. lermontow. org.ru | Выучить стихотворение | ||||
| Развитие речи. Сочинение по разделам «Как мы становимся взрослыми», «Шифры | 1 | Урок контроля Урок контроля Урок контроля | Темы сочинений: «Какие поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека?» «Мои размышления о характере «Как я понял смысл | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | В. А. Каверин Материал Материалы к сочинению Дж. Лондона | ||||
Раздел 5. Правда истории и вымысел 7 ч | |||||||||||||
| В. А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе | 1 | Урок изучения нового материала | Историческая правда | Уметь осо-знанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, УО | Ф. Нансен, Р. Амундсен – | Портрет писателя | Главы 20–24 третьей части | |||
5 | «Я найду экспедицию» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ глав романа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | В. Калов – биографическая справка | Главы 1–7 | ||||
| Летчик Григорьев и штурман Климов | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Анализ глав ро-мана | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Фильм режиссера Владимира Венгерова «Два капитана» | Главы 1–13 части восьмой, глава 9 части девятой, главы 1–9 части десятой | ||||
| Капитан | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Роль вымысла | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Тематический, ДСР | Задания в рабочих тетрадях 1 и 2, с. 29 | |||||
| А. С. Пушкин «Песнь | 1 | Урок изучения нового материала | Легенда как фольклорный | Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Портрет, иллюстра-ции, таблица «А. С. Пушкин «Песнь Aleksandr | Выучить отрывок из стихотворения | ||||
| М. Ю. Лер-монтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании | 1 | Урок изучения нового материала | Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог | Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Историческая справка об Отечественной войне 1812 г. | Презентация «Правда истории и вымысел | Выучить стихотворение «Бородино». Задания 1–3 | |||
| Развитие речи. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел» (или резервный урок) | 1 | Урок контроля | Темы сочинений: «В чем смысл девиза Са-ни Григорьева ”Бороться и искать, найти и не сдаваться“?» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Подготовка рабочих материалов к сочинению «В чем сходство характеров капитана Татаринова и Сани Григорьева?» | ||||
Раздел 6. Романтика неизведанного 2 ч | |||||||||||||
| Стихи о пре-красном и неведомом. Способы соз-дания художественной выразительности в поэзии | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Рифма | Уметь пере-фразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Портреты поэтов, иллюстрации к стихотворениям, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста» | Выучить стихотворение | ||||
| Что мы узнали о приключенческой литературе | 1 | Урок контроля | Выполне-ние проверочной работы | Уметь само-стоятельно организовывать учебную деятельность | Уметь со-ставлять план и писать отзыв о произведении | Итоговый, ДС | Мини-сочинение «Что я думаю о литературе приключенческого жанра» | |||||
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами 11 ч | |||||||||||||
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас 2 ч | |||||||||||||
56 | Фантастиче-ская литература и ее читатель (объединить с уроком № 56) Наука и фан-тазия в лите-ратуре | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
| «Законы» фантасти-ческой литературы Понятие | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи Уметь осо-знанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров Уметь ис-пользовать различные виды пересказа | Текущий, ДСР
| Выставка книг | Задания 1–4 А. Конан Дойл «Затерянный мир». Глава 12 | ||||
| А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Научная фантастика | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Сведения о доистори-ческих животных. В. А. Обручев: «Плутония», «Земля Санникова» | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | Чтение и пересказ статьи с. 17–18) | |||
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика 5 ч | |||||||||||||
| А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Нравственные проблемы в фантастической литературе | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | А. Беляев «Голова профессора Доуэля» с. 18–26) | ||||
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Особенности фантастической литературы Реальное | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Уметь анализировать | Текущий, УО Тематический, УО | Вопросы 3 и 7 (учебник, Статья | ||||||
| Р. Брэдбери | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Роль фантастики | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь ана-лизировать | Текущий, УО | Портрет писателя, презентация «Каждый из нас в ответе перед будущим» | Статья в учебнике, с. 37–38 | ||||
| Н. В. Гоголь «Портрет». Н. В. Гоголь и «ненаучная» фантастика | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Знакомство с жизнью и творчест-вом Н. В. Гоголя | Уметь осоз-нанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Портрет, иллюстрации к произведениям. Презентация «Гоголевская викторина» | Фрагмент | |||
| Реалистическая фантастика как способ художественного изображения | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Фантастические миры в литературе | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь ана-лизировать и интерпретировать произведения | Текущий, ДПР | http://www.nikolaygogol.org.ru | Задание 5 в рабочей тетради (с. 45–46); вопрос 4 (учебник, с. 51) | ||||
Раздел 3. Сказка и фантастика 4 ч | |||||||||||||
| А. С. Пушкин «Сказка | 1 | Урок изучения нового материала | Сказочное и фантастическое в художественном произведении | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, УО | Сказки Пушкина | Портрет поэта, презентация «Явная | А. С. Пушкин «Сказка | |||
| Фантастическое в волшебной сказке | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Связь литературы | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь; воспринимать художественный текст | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Текущий, ДСР | Мультфильм по сказке («Союзмультфильм», 1951 г.) | http://www.aleksandr pushkin. net.ru | Задания 1 и 2 | |||
| А. С. Пушкин и его первая поэма «Руслан Отличие | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Мир чудес в поэме. Поэма как литературный жанр | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем Уметь сравнивать и сопоставлять авторскую | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Фильм режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила» (1972 г.) | Иллюстрации к произведению, таблица Памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста» | Выучить вступление и дочитать поэму Вопросы | |||
Развитие речи. Сочинение по части II учебной хрестоматии «Что можно увидеть с за-крытыми глазами» | 1 | Урок контроля | Пример-ные темы сочинений: | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; осуществлять поиск нужной информации о литературе; использовать сведения по истории и теории литературы при ответе | Уметь писать сочинение по литературным произведениям; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; аргументировать сформулированную точку зрения текстом произведения; соблюдать речевые нормы | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Материалы к сочинениям: «Два художника» (по повести Н. В. Гоголя «Портрет»), «Фантастическое в литературной сказке» (на примере одной | |||||
Часть III. В лабиринте событий 3 ч | |||||||||||||
Детективная литература и ее читатель. Э. По «Убийство на улице Морг» (в со-кращении) как классический детективный рассказ | 1 | Урок изучения нового материала | Жанровое многообразие детектива «Законы» детективной литературы | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи Уметь устно и письменно передавать содержание текста | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | А. Конан Дойл «Тайна Боскомской долины» | Выставка книг Портрет писателя | Рассказ Э. По «Убийство Статья в учебнике, с. 89–90; рассказ А. Конан Дойла «Горбун»; задание 1 в рабочей тетради | ||||
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе | 1 | Урок изучения нового материала | Знаменитый сыщик, мистер Шер-лок Холмс | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Таблица «Артур Конан Дойл» | План хода следствия. Итоговые вопросы и подготовка к сочинению (вопросы | |||||
Развитие речи. Сочинение по части III учебника-хрестоматии «В лабиринте событий» | 1 | Урок контроля | Тема сочинения: «Для чего нужны детективы?», (на примере 1–2 произведений) | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинение по литературным произведениям | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Материалы | |||||
Часть IV. Я и другие 12 ч | |||||||||||||
Мир детства в литературе | 1 | Урок изучения нового материала | Гуманистический характер произве-дений о детях | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров | Текущий, ДПР | Выставка книг | Задание 1–9 | |||||
В. Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с жизнью | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Портрет писателя, таблица «Литература ХХ в. | Вопросы 2–5 | |||||
Судьбы героев повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Драмы взрослых | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Иллюстрации к произведению | Вопросы 8 | |||||
Средства создания характеров героев | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Смысл названия | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь анализировать | Темати- ДСР | Задания 1–5 62); главы | ||||||
М. М. Приш-вин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Поэзия природы в творчестве Пришвина | 1 | Урок изучения нового материала | Нравственные уроки литературы | Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения | Уметь использовать различные виды пересказа | Текущий, ДСР | Портрет писателя, таблица «Литера- | Эпизоды, связанные с образом Насти; подготовка плана рассказа о героине произведения | |||||
Образы Насти и Митраши | 2 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Средства создания характера героя | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, ДСР | Иллюстрации к произведению | Эпизоды, связанные с образом Митраши; ответ на вопрос 3 (учебник, с. 146) | |||||
Роль пейзажа в художественном произведении. Смысл названия повести | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Мудрость естественного в художественном мире Пришвина | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | Тематический, ДПР | Задание 1–7 в рабочей тетради (с. 57–58); главы из книги Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» | ||||||
Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Один из лучших детских писателей | 1 | Урок изучения нового материала | Обзор содержания повести Л. А. Кассиля | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Очерк Л. Кассиля «Вслух про себя» | Портрет писателя | Вопросы учебника (с. 155) с. 156); глава из повести «Республика ШКИД» | ||||
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (главы). Республика ШКИД и ее проблемы | 1 | Урок изучения нового материала | Обзор со-держания повести Г. Белых, Л. Пантелеева «Република ШКИД» | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на во-просы, раскрывающие знание и понимание текста произве-дения | Текущий, УО | А. С. Макаренко «Детство | Портреты писателей | Рассказ | ||||
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Обзор со-держания рассказа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отве-чать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Рассказ Анны Масс «Дети капитана Гранта и я» | Портрет писателя | Прочитать стихи о детях | ||||
Стихи о детях (Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка») | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Стихи и проза | Уметь пере-фразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, ДПР | Портреты поэтов, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста» | Подготовка к сочинению и составление плана к одной из тем (учебник, с. 173) | |||||
Развитие речи. Сочинение по части IV учебника- хрестоматии «Я и другие» | 1 | Урок контроля | Темы сочинений: «Кто из героев повести ли быть одиноким среди людей?» | Уметь само-стоятельно выполнять различные творческие работы; | Уметь пи-сать сочинение по литературным произведениям; понимать связь изученных произведений со вре-менем их написания, проблему, предложенную в вопросе | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Статья учебника (с. 175–176); рассказ Материалы | |||||
Ч а с т ь V. Мы не можем без них или они без нас 6 ч | |||||||||||||
А. П. Чехов «Каштанка» | 1 | Урок изучения нового материала | Язык художественного произведения | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | В. Л. Дуров «Мои звери» | Портрет chehov.org.ru | Рассказ | ||||
А. И. Куприн «Ю-ю» (в со-кращении) | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Читательская интерпретация художественного произведения | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Портрет писателя | Статья | |||||
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок). Жизнь – животным | 1 | Урок изучения нового материала | Писатель-анималист. Беседа по фрагменту из книги | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Книги Д. Даррелла: «Перегруженный ковчег», «Земля шорохов», «Под пологом пьяного леса» и др. | Выставка книг, портрет писателя | Вопросы 1–3 статья | ||||
Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Друг, который никогда | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Текущий, УО | Очерк В. Пескова «В гостях | Портрет писателя | Задание 8–10 | ||||
Стихи о животных. Теория литературы. Писатель-анималист | 2 (1) | Урок изучения нового материала | Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем | Уметь выразительно читать художественные тексты | Текущий, ДПР | Портреты поэтов, памятка «Как готовиться | Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем (учебник, с. 218) | |||||
Развитие речи. Сочинение по части V учебника-хрестоматии «Мы не можем без них или они без нас?» | 1 | Урок контроля | Примерные темы сочинений: «Люди и животные в рассказе А. П. Чехова «Каштанка», «Животные в рассказах А. И. Куприна» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; использовать сведения по истории и теории литературы при ответе | Уметь писать сочинение по литературным произведениям; понимать связь изученных произведений со временем их написания; осуществлять поиск нужной информации | Итоговый, С | Памятка «Как работать над сочинением» | Вопросы | |||||
Обобщение (1 ч) | |||||||||||||
Мир твоих читательских интересов. Проверочная работа № 2 | 1 | Урок контроля | Обобщение материала | Уметь самостоятельно организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; соблюдать нормы литературного языка | Итоговый, ПР | Список литературы на лето | ||||||
Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...