Рабочая программа по литературе (6 класс)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для VI класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы по литературе основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана 2014 года.
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; под редакцией В.Я. Коровиной- М.: Просвещение, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_6_klass.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для VI класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы по литературе основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана 2014 года.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недель.
Место предмета в учебном плане
МБОУ «Инжавинская СОШ»
Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение литературы в 6 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Учебно-тематический план по литературе
Класс: 6
Учитель: Зверева Ольга Алексеевна
Всего: 68 часов, в неделю: 2 часа.
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; под редакцией В.Я. Коровиной- М.: Просвещение, 2006.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Контрольные работы |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
3. | Древнерусская литература | 2 | - | - | - |
4. | Произведения русских писателей XYIII века. | 4 | - | 1 | - |
5. | Произведения русских писателей XIX века | 32 | 2 | 5 | 1 |
6. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 1 | - | - | - |
7. | Произведения русских писателей XX века | 6 | 1 | - | - |
8. | Произведения о Великой Отечественной войне | 7 | 1 | 1 | - |
9. | Писатели улыбаются | 2 | - | - | - |
10. | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 2 | - | - | |
12. | Из литературы народов России | 1 | - | - | - |
13. | Из зарубежной литературы | 2 | - | - | - |
14. | Произведения зарубежных писателей | 6 | - | 2 | |
Итого | 68 | 4 | 9 | 1 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса.
К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.
уметь:
- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Литература и средства обучения
- Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
- Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
- В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» - М., 2008.
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
№ п/п | Тема | Кол-во ча-сов | Дата проведе-ния по плану | Дата фактичес-кого проведе-ния | Виды, формы контроля |
I | Ведение. | 1ч | |||
1 | Писатели – создатели, хранители и любители книги. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам | ||
II | Устное народное творчество | 2ч | |||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни | 1ч | Беседа по содержанию | ||
| Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам | ||
III | Древнерусская литература | 2ч | |||
4 | Русская летопись. «Повесть временных лет». | 1ч | Беседа по вопросам | ||
5 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. | 1ч | Вопросы на знание текста | ||
IV | Произведения русских писателей XVIII века | 3ч+1вн.чт. | |||
6 | Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». | 1ч | Беседа по содержанию, чтение наизусть | ||
7 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». | 1ч | Беседа по содержанию, чтение наизусть | ||
8 | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1ч | Беседа по содержанию, чтение наизусть | ||
9 | Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова . Конкурс инсценированной басни. | 1ч | Беседа по содержанию, чтение наизусть | ||
V | Произведения русских писателей XIX века | 25ч+2вн.чт+5р/р | |||
10 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1ч. | Взаимоопрос по биографии Пушкина | ||
11 | Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину». | 1ч. | Анализ лирического текста по вопросам | ||
12 | Р/р А.С. Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | 1ч | Анализ лирического текста по вопросам | ||
13 | А.С. Пушкин. История романа «Дубровский». Ссора К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского. | 1ч | Ответы на проблемные вопросы, выразительное чтение | ||
14 | Суд и его последствия. Анализ главы II – III. | 1ч | Вопросы на знание текста II – III глав | ||
15 | Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы IV-V) | 1ч | Вопросы на знание текста IV – V глав | ||
16 | Пожар в Кистенёвке (главы VI-VII). | 1ч | Вопросы на знание текста VI – VII глав | ||
17 | «Учитель». Анализ главы VIII – X. | 1ч | Вопросы на знание текста VIII- X глав | ||
18 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы XI-XVI). | 1ч | Вопросы на знание текста XI – XVI глав | ||
19 | Р/р Развязка романа «Дубровский». Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1ч | Составление сложного плана сочинения | ||
20 | Внеклассное чтение. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». | 1ч | Беседа по содержанию | ||
21 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Повести Белкина» | 1ч | Беседа по содержанию | ||
22 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Особенности поэтических интонаций. | 1ч | Взаимоопрос по биографии Лер выразительное чтение монтова, | ||
23 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | 1ч | Анализ незнакомого лирического текста по вопросам, выразительное чтение | ||
24 | Мотив одиночества в лирике Лермонтова. | 1ч | Анализ незнакомого лирического текста по вопросам | ||
25 | Р/р Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». | 1ч | Мини-сочинение по теме урока | ||
26 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | 1ч | Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение | ||
27 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1ч | Взаимоопрос по биографии Тургенева, выразительное чтение | ||
28 | Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике поэта. | 1ч | Беседа по вопросам, выборочный перессказ | ||
29 | Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам, выразительное чтение | ||
30 | А,А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения, выразительное чтение, выразительное чтение | ||
31 | Переплетение и взаимодействие тем природы и любви у А.А. Фета. | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения выразительное чтение, | ||
32 | Р/р Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам выразительное чтение, составление плана сочинения | ||
33 | Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. «Железная дорога». Величие народа-созидателя. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам выразительное чтение | ||
34 | Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения | ||
35 | Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам | ||
36 | Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова. | 1ч | Тестирование | ||
37 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам | ||
38 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам, выборочная цитатная характеристика героев | ||
39 | Р/р Судьба Левши. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша. | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам | ||
40 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам | ||
41 | «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам | ||
VI | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 1ч | |||
42 | Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения, выразительное чтение, сопоставление стихотворений, устное рисование | ||
VII | Произведения русских писателей XX века | 5ч+1р/р | |||
43 | А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам | ||
44 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | 1ч | Задание на различные приёмы характеристики героя | ||
45 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Особенности жанра. | 1ч | Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение | ||
46 | «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда» | 1ч | Задание на различные приёмы характеристики героя | ||
47 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам, комментированное чтение | ||
48 | Р/р Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч | Составление плана сочинения | ||
VII | Произведения о Великой Отечественной войне | 5ч+ 1вн.чт+1р/р | |||
49 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. | 1ч | Выступления детей, рассказ учителя, выразительное чтение | ||
50 | Внеклассное чтение. Любимое произведение о ВОВ. | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения | ||
51 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам | ||
52 | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч | Задание на различные приёмы характеристики героя | ||
53 | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». | 1ч | Беседа по вопросам | ||
54 | Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».Нравственные проблемы рассказа. | 1ч | Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам | ||
55 | Р/р Классное сочинение на тему «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | 1ч | Составление плана сочинения | ||
IX | Писатели улыбаются | 2ч | |||
56 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности героев. | 1ч | Задание на различные приёмы характеристики героя | ||
57 | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1ч | Пересказ содержания по событиям, анализ текста | ||
X | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века | 2ч | |||
58 | А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения, выразительное чтение | ||
59 | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Лирика поэта. Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения, выразительное чтение | ||
XI | Из литературы народов России. | 1ч | |||
60 | Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». ВЧ. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ..» | 1ч | Выполнение анализа лирического произведения | ||
XII | Из зарубежной литературы. | 2ч | |||
61 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1ч | Вопросы на знание текста | ||
62 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1ч | Вопросы на знание текста | ||
XIII | Произведения зарубежных писателей | 4ч+2вн.чт | |||
63 | Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». | 1ч | Вопросы на знание текста | ||
64 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Баллада «Перчатка». | 1ч | Задание на различные приёмы характеристики героя | ||
65 | Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». | 1ч | Задания по тексту | ||
66 | Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба Тома и Гека. | 1ч | Пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по вопросам | ||
67 | А де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. | 1ч | Пересказ содержания по событиям | ||
68 | Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задания для летнего чтения | 1ч | Выступления детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...