календарно- тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Календарно- тематическое планирование по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura_7_klassa.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта по литературе.
- Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение», 2009г.
- Учебника «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2009г.
В соответствии с учебным планом на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и эстетического сознания. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой – повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Содержание тем учебного курса.
Литература 7 класс (70 часов)
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (6 часов)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века (29 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мaman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой – повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века (21 час)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная Щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (6 часов)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним – двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Календарно – тематическое планирование. Литература 7 класс.
№п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата плани- руемая | Дата факти- ческая |
1 | Введение (1 ч) | Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений. | ||
2 | Устное народное творчество (6 ч) Основные виды учебной деятельности: Различать пословицы и поговорки. Выразительно читать былины, предания, пословицы и поговорки. Давать нравственную оценку персонажей героического эпоса. Работать со словарём литературоведческих терминов. Характеризовать героя былины как воплощение национального характера. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | Знать определение понятия «предание». Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | ||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования. | |||
4 | Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». | Знать, какие приёмы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье – Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.). | |||
5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | Знать специфику происхождения, формы бытования, жанровое своеобразие фольклора и литературы. Понимать эстетическое совершенство былины. Уметь характеризовать героев, оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы. | |||
6 | «Калевала» - карело – финский мифологический эпос. | Знать сведения о собирателе народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы» - Элиасе Ленротте. Понимать эстетическое совершенство «Калевалы». Уметь характеризовать героев (рунопевца, знаменитого кузнеца Ильмаринена, молодого удалого бойца), оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы. | |||
7 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Народная мудрость пословиц и поговорок. | Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира. Понимать жанровые особенности пословиц и поговорок. Уметь объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь. | |||
8 | Древнерусская литература (2 ч) Основные виды учебной деятельности: Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Характеризовать героя. Выявлять характерные для древнерусской лит-ры темы, образы и приёмы изображения человека. | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). | Знать особенности поучения как жанра литературы. Понимать смысл поучения Владимира Мономаха. Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. | Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют её главные герои. Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашёл в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | |||
10 | Русская литература XVIII века (2 ч) Основные виды учебной деятельности: Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской лит-ры XVIII века. Выявлять характерные для произведений рус. лит-ры XVIII века темы, образы, приёмы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения. | М.В. Ломоносов. Слово об учёном и поэте. Мысли Ломоносова о Родине, русской науке и её творцах. | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трёх штилей», определение понятия оды. Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов). | ||
11 | Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля») | |||
12 | Русская литература XIX века (29 ч) Основные виды учебной деятельности: Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX века. Характеризовать героя литературного произведения. Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы, приёмы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни человека. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | Уметь анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную ёмкость поэмы, роль рассказчика, его сострадание, особенности языка поэмы (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение поэмы. | ||
13 | А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. | Уметь анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную ёмкость поэмы, роль рассказчика, особенности языка поэмы, значение поэмы. | |||
14 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому. | |||
15 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Знать историческую основу произведения, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. Уметь воспринимать и анализировать текст произведения, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера героя, оценивать отношение к изображаемому. | |||
16 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. | Знать содержание повести, определение понятия «образ маленького человека» в русской литературе. Понимать её идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина. Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т. д.). | |||
17 | Урок – практикум. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе). Уметь анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную ёмкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести. | |||
18 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни…» к фольклорной основе. Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | |||
19 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…». Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. Уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчёркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | |||
20 | Р/р Классное сочинение на тему: «Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов в поэме Лермонтова». | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | |||
21 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа. Уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||
22 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в его творчестве, замысел писателя. Понимать роль исторического фона в повествовании. Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | |||
23 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | Знать содержание повести, роль первых глав в повествовании, определение понятия «художественная деталь». Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Остапа и Андрия, функцию пейзажа. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные и исторические. | |||
24 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Знать содержание прочитанного произведения. Понимать нравственную проблематику повести. Уметь выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер). | |||
25 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк». Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | |||
26 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности. Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе. Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приёмы, использованные автором, их роль. | |||
27 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Величие духа русской женщины в поэме «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы. Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | |||
28 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Знать рождение замысла стихотворения, его содержание, художественные приёмы изображения действительности. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображённому; находить художественные приёмы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нём приёма антитезы. | |||
29 | Вн. чт. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | Знать/ понимать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад. Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приёмы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения. | |||
30 | М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика). Уметь составить рассказ о писателе, анализировать текст с учётом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении Салтыкова – Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д. Дефо и сказках Салтыкова – Щедрина. | |||
31 | М.Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Знать содержание сказки «Дикий помещик». Понимать идейно – тематическое содержание сказки. Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | |||
32 | Р/р Классное сочинение по сказкам М.Е. Салтыкова – Щедрина. Темы: 1.Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина. 2.Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина. | Знать содержание сказок Салтыкова – Щедрина, приёмы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического). Уметь находить аналогичные приёмы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках. | |||
33 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна. Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребёнка в дворянской семье. | |||
34 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | Знать нравственную проблематику повести. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении). | |||
35 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Знать / понимать сведения о жизни И.А. Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику. Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | |||
36 | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Знать идейно – тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения». Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно – этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребёнка, слёзы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы – средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя. | |||
37 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа. | Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа. Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившееся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев. Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | |||
38 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Знать содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и её смысл. Понимать идейно – тематическую направленность произведения. Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слёзы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | |||
39 | Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Знать / понимать содержание рассказов, позицию автора. Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать – искусство вычёркивать», роль смеха в рассказах А.П. Чехова. | |||
40 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. Уметь анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно – выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка. | |||
41 | Русская литература ХХ века (21 ч.) Основные виды учебной деятельности: Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы ХХ века. Характеризовать героя литературного произведения. Выявлять характерные для произведений русской литературы ХХ века темы, образы, приёмы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Соотносить содержание произведений русской литературы ХХ века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Составлять план. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Сопоставлять сюжеты, персонажей. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений. Писать сочинения, основанные на литературном материале, и с использованием собственного жизненного опыта. | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | Знать / понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев. Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребёнка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий. | ||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа. | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алёше, деду, Цыганку, Хорошему Делу. Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | |||
43 | Р/р Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство».. | Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. | |||
44 | Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения. Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | |||
45 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. | Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира». Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приёмы создания образов, оценивать язык поэта. | |||
46 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Знать понятие о лирическом герое. Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения. Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения. | |||
47 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения. Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | |||
48 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно – тематическое содержание. Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | |||
49 | Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Знать содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя. Понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному. | |||
50 | Р/р Классное сочинение на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Знать содержание прочитанных произведений. Уметь определять основную мысль сочинения, соотносить её с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения. | |||
51 | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике поэта. | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия картин природы Пастернаком. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства | |||
52 | Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. | Знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью. Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности. | |||
53 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удаётся вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. | |||
54 | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения. Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя. | |||
55 | Вн. чт. «Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова). | Знать содержание рассказа. Уметь анализировать текст художественного произведения, определять тему, основную идею, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует автор для описания короткой, но яркой жизни маков, объяснять, как автор показывает связь человека и природы, как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека. | |||
56 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев. Понимать нравственную проблематику рассказа. Уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев. | |||
57 | Вн. чт. «Тихая моя Родина». Стихи русских поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении. | |||
58 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | Знать сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, её главные мотивы, отмечать литературные приёмы, особенности лексики, размер, высказывать своё впечатление от стихотворения. | |||
59 | Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. | Знать автора, биографические сведения о нём, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление). Уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному. | |||
60 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Знать / понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев. Уметь видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона» (М. Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ. | |||
61 | Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | Знать особенности жанра песни, роль песни в жизни людей. Уметь определять жанровые особенности песен на слова русских поэтов, роль в них художественных средств. | |||
62 | Литература народов России (1 ч.) | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». | Знать факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения, Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | ||
63 | Зарубежная литература (6 ч) Основные виды учебной деятельности: Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя литературного произведения. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы, приёмы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. | Р. Бёрнс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть… Уметь выразительно читать стихотворение, подчёркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена. | ||
64 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | Знать / понимать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона. Уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | |||
65 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | Знать / понимать как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Уметь обобщать прочитанное и изученное; анализировать различные формы выражения авторской позиции. | |||
66 - 67 | О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения. Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя. | |||
68 | Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о чудесной победе добра. | Знать биографические сведения о Р. Брэдбери, понятие «фантастический рассказ – предупреждение». Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приёмов фантастики. | |||
69 - 70 | Уроки итогового контроля (2 ч) | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | Знать / понимать как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств. Уметь обобщать прочитанное и изученное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...