Методическая разработка на тему «Роль психологических барьеров в установлении межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия и способы их устранения»
классный час по литературе (9 класс) на тему
В настоящее время задача подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группах учащихся приобрела особую важность. Однако анализ практической деятельности педагогов показывает, что многие из учителей школ и преподавателей профессиональных средних учебных заведений затрудняются в педагогическом воздействии на учащихся с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в их среде. Для них сложно дать правильные оценки причин как самой конфликтной ситуации, так и причин неадекватного поведения ее участников, они не видят различии в типах конфликтных ситуаций, расценивая их только как нежелательные явления школьной жизни. При этом разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций, как правило, происходит без достаточного их осмысления и анализа.
Эффективность педагогической деятельности в основном зависит от того, насколько сбалансированы отношения учителя с учениками. Поэтому важнейшей теоретической и практической задачей является поиск и психологический анализ причин и уровней рассогласования межличностных отношений между учителем и учащимися в классе. Из множества аспектов этой проблемы для анализа и исследования нами был выделен один - влияние социальных установок учителя и учащихся па их межличностные отношения.
Центральной категорией нашего исследования выступает социальная установка, выражающая готовность субъекта действовать определенным образом относительно какого-либо объекта. Наше обращение к исследованию социальных установок учителя, к выявлению их роли в структурировании личностных взаимоотношений в диаде «ученик - учитель» было обусловлено стремлением выявить причины деструкции межличностных отношений, чтобы в дальнейшем можно было осуществить их прогноз и профилактику.
Анализ социальных установок и возможных механизмов их влияния на межличностные отношения учителя и учащихся, по данным существующих исследований и по данным, полученным в нашем исследовании, выявил такой существенный фактор, как психологические барьеры, выражающие несовпадение личностных смыслов, требований или ожиданий партнеров педагогического взаимодействия. Психологические барьеры создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия учителя и ученика. На уровне смыслов происходит рассогласование взаимоотношений в том случае, когда предъявляемые ученику нормы и требования оказываются чуждыми его личному опыту, взглядам, отношениям, т.е. системе его личностных смыслов (А.Н. Леонтьев, 1975). При наличии психологического барьера взаимоотношения учителя и ученика начинают оформляться и функционировать на ролевом уровне -уровне значений. Возникающие в связи с этим разногласия между участниками педагогического взаимодействия препятствуют самоосуществлению ученика и учителя и снижают уровень результативности работы того и другого. В целях устранения психологических барьеров и формирования положительной установки, ассоциируемых с самой целью занятия, диалог с учениками начинается с чтения стихотворения Э. Асадова “Стихи о рыжей дворняге”.
Хозяин погладил рукою
лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
и скрылся под гулким навесом,
где пестрый людской муравейник
вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
и лишь за знакомой спиною
следили два карие глаза
с почти человечьей тоскою.
Старику вокзального входа
сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
взревел паровоз что есть мочи,
на месте, как бык, потоптался
и ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряга,
курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
по шпалам, из сил выбиваясь,
за красным мелькающим светом
собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
в кровь лапы о камни разбиты,
что выпрыгнуть сердце готово
наружу из пасти раскрытой!
"Не ведал хозяин, что силы
вдруг разом оставили тело
и, стукнувшись лбом о перила,
собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь прггроды:
ведь может быть тело дворняги,
а сердце - чистейшей породы!
Затем проводится анализ эмоциональных переживаний, связанных с содержанием стихотворения. Он направлен на формирование положительных установок у учеников. С этой целью ведется дискуссия учителя с учащимися по следующим вопросам.
-Какие чувства вызывает содержание стихотворения? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, жалость ...)
-Как можно охарактеризовать человека, так поступившего с живым существом? Какой он? (Жестокий, бессердечный, слабый ...)
-"Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости(Сенеки). Подберите синоним к этому слову (Агрессивность безразличие, бессердечие, желание сделать больно другому...).
- Допускаете ли вы, что близкого дорогого вам человека или любимое животное когда-то можно ударить? Оттолкнуть? Уколоть? (Говорят учащиеся). Но ударить не только физически, а и морально, т.е. взглядом, словом, интонацией ... Ведь не ударил же, а только сказал ей! (Г оворят учащиеся).
- Что испытала собака, когда ее. бросили? Какие чувства овладели ею? (Тоска, обида, грусть ...)
И, не особо задумываясь, мы можем близкого (тем более чуткого) человека когда-то задеть (морально), задавить (психологически), уничтожить нравственно, испепелить взглядом, терзать молчанием, мучить неопределенностью, растоптать прямолинейностью. “Расстрелять” эпитетами и при этом вовсе не считать себя палачом. Ведь не физически, а морально, и мы знаем, что это не менее больно, а скорее далее больнее. Но это-то нас как раз и устраивает, если мы хотим уколоть побольнее.
- Откуда все это, где корни этого явления, истоки?! Рождаются дети: какие они? Почему одни становятся добрыми, а другие злыми?
Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой, не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. И даже самых гадких форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек. Не думаете, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у странного Сила есть и у злобы к подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного.
Ведь в Библии сказано, что природа человеческая трехчастна: тело, душа, дух, т.е. телесная, душевная и духовная (нравственная) сторона в человеке. И только высоконравственный человек способен делать добро. В каждом из нас есть сатана и ангел. Вопрос в том, что возьмет верх., какой силы в человеке, больше. Итак, все-таки подлость, жестокость в отношениях между людьми существует.
Психологические барьеры могут являться индикаторами Психологические барьеры могут являться индикаторами непродуктивных межличностных отношений в диалоге. Одной из причин возникновения психологических барьеров является ригидность негативных социальных установок и неумение или нежелание учителя понять и принять позицию ученика или наоборот.
Дальнейший анализ исследуемой проблемы отношений учителей и учеников на занятии позволил установить, что при регуляции субъектом своего поведения особую роль выполняет положительная «Я-концепция». Человек, который постоянно переживает негативные эмоции в связи со своим 'образом «Я», вероятнее, всего будет испытывать затруднения при положительном оценивании других. Следовательно, положительные личностные отношения между учителем и учеником, прямо зависят от положительного отношения к себе учителя. В этой связи психотерапевтическая роль школьного психолога, работающего с учителем, а затем и учителя, взаимодействующего с учеником, заключается в том, чтобы на основе глубоко личностного позитивного отношения психолог, а затем учитель обеспечили бы эмоциональную защиту партнеру - учителю и ученику. Сбалансированность позитивного отношения к себе и другим как у учителя, так и у ученика принципиально необходима, так как согласно имеющимся в литературе данным в подростковом возрасте после 13-14 лет резко возрастает число личностных расстройств (И.О. Кон, 1989).
Свою работу планирую так, чтобы учащиеся ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе овладения знаниями. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед. Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому языку и литературе. С целью активизации повседневной познавательной деятельности учеников, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя разнообразные формы работы, однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_russkiy_mir_-_pamyat_serdtsa._rasskazhu_vam_ovoyne_cherez_70_let.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русский мир – память сердца». (О войне...через 70 лет).
Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу. Этот факт неподвластен ревизиям и переоценкам. Во имя наших предков, во имя живых и павших- Победа священна. Мы, потомки воинов, имеем право на эти слова.
Мы обратились к представителям некогда единого Советского Союза, людям совершенно разных национальностей с тем, чтобы они поделились документами, фотографиями, воспоминаниями, семейными архивами, рассказали о том, как чтят память о войне в различных странах, как поддерживаются военные захоронения, о тех мероприятиях, которые прохо-дят в связи с 70-летием Победы по всему миру. А акция «Георгиевская ленточка», которая уже далеко шагнула за российские границы.
Очевидно, что Вторая мировая война остается «живой» политическойтемой на пространстве СНГ и Балтии. Именно поэтому вполне естествен-но наше стремление узнать о войне все. Но делать это мы должны гра-мотно, по-научному. Необходимо максимально освободить историю отвлияния конъюнктуры, придерживаться системного и многофакторногоанализа, основываться в своих суждениях на изучении документальныхпервоисточников, а не на мифах, небылицах и фальсификациях. И, конеч-но, самое главное – это бережно сохранять и охранять память и войне и оПобеде. Надо сделать все, чтобы никому и никогда не удалось украсть унас нашу общую Победу!Уверен, что историческая память, документально зафиксированнаяправда о Второй мировой войне действительно может и должна стать ре-альным инструментом для развития социокультурной интеграции странбывшего СССР. На этом пути сейчас, как никогда раньше, необходимообъединение усилий, улучшение координации архивистов, историков,профессиональных и общественных деятелей.
Какие концептуальные трансформации произошли в системе исторического образования за период, прошедший по-сле распада советской и – шире – социалистической системы? Что представ-ляют собой национальные версии истории войны, изложенные в учебниках разных стран, что между ними общего и в чем заключается разница?Внимание к этим вопросам со стороны государства, научного и педа-гогического сообществ, а также общественности всегда было и остаетсядовольно пристальным. Особенно остро проблема исторического образо-вания стоит в так называемых переходных обществах.
Наряду с детальным изучением содержания учебников, а также проб-лем патриотического воспитания молодежи важно представлять себе, как воспринимает события почти 70-летней давности сама молодежь. Из каких знаний, образов, символов и, наконец, стереотипов складывается картинаВторой мировой и Великой Отечественной войн в юношеском сознании?
Ис-ходя из степени и радикальности пересмотра истории в целом и историиВеликой Отечественной войны в частности, мы выделили три основныхтипа исторических версий.
Первый тип
близок к традиционной позднесоветской концепции, ко-торая включает следующие позиции:• решающий вклад в победу внес СССР;• Великая Отечественная война продемонстрировала преимуществасоциалистического строя и коммунистической идеологии над миром ка-питализма и социального неравенства;• морально-политическое единство советского народа стало залогомпобеды над фашизмом;• Коммунистическая партия – организатор борьбы советского народа;• результатом победы СССР во Второй мировой войне стали народно-демократические революции и расширение мира социализма в ВосточнойЕвропе.Эта версия поддерживает также и позитивный образ советского руко-водства, но вместе с тем, когда дело касается Сталина, стремится описыватьдействия Верховного советского командования деперсонифицированно.
Второй тип
исторических версий содержит трансформированныеконцепции Второй мировой и Великой Отечественной войн.В них, как правило, освещаются ранее замалчивавшиеся репрессии.Каждая страна стремится представить свой вклад в победу над фашиз-мом как можно большим. В учебниках, основанных на таком подходе кистории, обсуждается также тема коллаборационизма, часто в нейтраль-ном, а нередко и в сочувственном ключе. Здесь присутствует критическоеотношение к советской социально-экономической системе. Осуждениюподвергаются действия советского руководства на первых этапах войны.Учебный материал включает новые понятия и темы, многие из которых ранее находились под запретом (например, Холокост, Катынь, быт в годывойны, взаимоотношения народа и власти и др.). Для учебников этоготипа характерно присутствие новых трактовок событий и документов.
Третий тип
исторических версий основан на радикальном пересмот- ре событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.
В учебниках, написанных на основе таких версий, как правило, ста-вится знак равенства между Гитлером и Сталиным и утверждается, чтооба диктатора несут равную ответственность за развязывание войны. Вних затушевывается решающая роль СССР в победе над фашистской Гер-манией. Среди главных факторов, определивших поражение Германиии победу СССР, называются климатические условия («Гитлера победил русский мороз»), а также количественные показатели – огромные люд-ские ресурсы, брошенные на борьбу с фашизмом.Важной составляющей идейного содержания учебников третьего типаявляется также трактовка действий СССР после 1944 г., которые характери-зуются как захватнические. Германское общество в этом контексте (особенногражданское население) все чаще предстает в роли невинной жертвы войны.В школьных учебниках ряда государств радикально трансформируют-ся оценки еще одного явления, порожденного войной, – коллаборацио-низма. Теперь нередко коллаборантов объявляют национальными героя-ми, достойными уважения, наград и вечной памяти.
2015-й – год 70-летия Великой Победы. Мы отметим её всем миром – многомиллионным Русским миром, чтящим своих героев. Отметим заботой о ветеранах. Отметим памятью о войне, каждом дне и сражении, каждом её участнике. Мы вспомним всех поимённо. Это наш долг и веление наших сердец. По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, люди Русского мира, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды. Мы бережём нашу общую память, овеществлённую в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.
Давайте расскажем об этом друг другу и миру! Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно. И низко поклонимся всем Русским миром их высокому подвигу. В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» объявляет международную акцию «Русский мир – память сердца».
Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках её участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях Русского мира, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на своих информационных ресурсах, и это станет уникальной летописью Русского мира, летописью мужества и беспримерной стойкости.
Необходимо всем представителям Русского мира – студентам и школьникам, ветеранам и членам их семей, исследователям и журналистам, поисковым отрядам, университетским и школьным музеям, православным приходам включиться в пропаганду истории Войны 1941-1945 гг и её героев! Это наше общее дело. Это память наших сердец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...
Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
В данной методической разработке раскрывается вопрос влияния героико- патриотической музыки русских композиторов на развитие моральных качес...
Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов
Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...
Семья как субъект педагогического взаимодействия на этапе модернизации школы
Важной предпосылкой и мощным ресурсом успешной реализации задач предпрофильного обучения является взаимодействие школы и семьи. В этих условиях особое значени...
Методическая разработка на тему:“Роль уроков-семинаров с профориентацией как мотивация учащихся к изучению школьных предметов и выбору дальнейшей профессиональной деятельности”.
Тип урока позаимствован у ВУЗов и в контексте СВУ МВД РФ ориентирован на дальнеший выбор профессии....
«Межличностные отношения в педагогическом коллективе»
Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Педагог, работающий со школьниками, должен понимать, что им необходимо доброжелател...
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...