Методическая разработка на тему «Роль психологических барьеров в установлении межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия и способы их устранения»
классный час по литературе (9 класс) на тему
В настоящее время задача подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группах учащихся приобрела особую важность. Однако анализ практической деятельности педагогов показывает, что многие из учителей школ и преподавателей профессиональных средних учебных заведений затрудняются в педагогическом воздействии на учащихся с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в их среде. Для них сложно дать правильные оценки причин как самой конфликтной ситуации, так и причин неадекватного поведения ее участников, они не видят различии в типах конфликтных ситуаций, расценивая их только как нежелательные явления школьной жизни. При этом разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций, как правило, происходит без достаточного их осмысления и анализа.
Эффективность педагогической деятельности в основном зависит от того, насколько сбалансированы отношения учителя с учениками. Поэтому важнейшей теоретической и практической задачей является поиск и психологический анализ причин и уровней рассогласования межличностных отношений между учителем и учащимися в классе. Из множества аспектов этой проблемы для анализа и исследования нами был выделен один - влияние социальных установок учителя и учащихся па их межличностные отношения.
Центральной категорией нашего исследования выступает социальная установка, выражающая готовность субъекта действовать определенным образом относительно какого-либо объекта. Наше обращение к исследованию социальных установок учителя, к выявлению их роли в структурировании личностных взаимоотношений в диаде «ученик - учитель» было обусловлено стремлением выявить причины деструкции межличностных отношений, чтобы в дальнейшем можно было осуществить их прогноз и профилактику.
Анализ социальных установок и возможных механизмов их влияния на межличностные отношения учителя и учащихся, по данным существующих исследований и по данным, полученным в нашем исследовании, выявил такой существенный фактор, как психологические барьеры, выражающие несовпадение личностных смыслов, требований или ожиданий партнеров педагогического взаимодействия. Психологические барьеры создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия учителя и ученика. На уровне смыслов происходит рассогласование взаимоотношений в том случае, когда предъявляемые ученику нормы и требования оказываются чуждыми его личному опыту, взглядам, отношениям, т.е. системе его личностных смыслов (А.Н. Леонтьев, 1975). При наличии психологического барьера взаимоотношения учителя и ученика начинают оформляться и функционировать на ролевом уровне -уровне значений. Возникающие в связи с этим разногласия между участниками педагогического взаимодействия препятствуют самоосуществлению ученика и учителя и снижают уровень результативности работы того и другого. В целях устранения психологических барьеров и формирования положительной установки, ассоциируемых с самой целью занятия, диалог с учениками начинается с чтения стихотворения Э. Асадова “Стихи о рыжей дворняге”.
Хозяин погладил рукою
лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
и скрылся под гулким навесом,
где пестрый людской муравейник
вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
и лишь за знакомой спиною
следили два карие глаза
с почти человечьей тоскою.
Старику вокзального входа
сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
взревел паровоз что есть мочи,
на месте, как бык, потоптался
и ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряга,
курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
по шпалам, из сил выбиваясь,
за красным мелькающим светом
собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
в кровь лапы о камни разбиты,
что выпрыгнуть сердце готово
наружу из пасти раскрытой!
"Не ведал хозяин, что силы
вдруг разом оставили тело
и, стукнувшись лбом о перила,
собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь прггроды:
ведь может быть тело дворняги,
а сердце - чистейшей породы!
Затем проводится анализ эмоциональных переживаний, связанных с содержанием стихотворения. Он направлен на формирование положительных установок у учеников. С этой целью ведется дискуссия учителя с учащимися по следующим вопросам.
-Какие чувства вызывает содержание стихотворения? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, жалость ...)
-Как можно охарактеризовать человека, так поступившего с живым существом? Какой он? (Жестокий, бессердечный, слабый ...)
-"Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости(Сенеки). Подберите синоним к этому слову (Агрессивность безразличие, бессердечие, желание сделать больно другому...).
- Допускаете ли вы, что близкого дорогого вам человека или любимое животное когда-то можно ударить? Оттолкнуть? Уколоть? (Говорят учащиеся). Но ударить не только физически, а и морально, т.е. взглядом, словом, интонацией ... Ведь не ударил же, а только сказал ей! (Г оворят учащиеся).
- Что испытала собака, когда ее. бросили? Какие чувства овладели ею? (Тоска, обида, грусть ...)
И, не особо задумываясь, мы можем близкого (тем более чуткого) человека когда-то задеть (морально), задавить (психологически), уничтожить нравственно, испепелить взглядом, терзать молчанием, мучить неопределенностью, растоптать прямолинейностью. “Расстрелять” эпитетами и при этом вовсе не считать себя палачом. Ведь не физически, а морально, и мы знаем, что это не менее больно, а скорее далее больнее. Но это-то нас как раз и устраивает, если мы хотим уколоть побольнее.
- Откуда все это, где корни этого явления, истоки?! Рождаются дети: какие они? Почему одни становятся добрыми, а другие злыми?
Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой, не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. И даже самых гадких форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек. Не думаете, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у странного Сила есть и у злобы к подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного.
Ведь в Библии сказано, что природа человеческая трехчастна: тело, душа, дух, т.е. телесная, душевная и духовная (нравственная) сторона в человеке. И только высоконравственный человек способен делать добро. В каждом из нас есть сатана и ангел. Вопрос в том, что возьмет верх., какой силы в человеке, больше. Итак, все-таки подлость, жестокость в отношениях между людьми существует.
Психологические барьеры могут являться индикаторами Психологические барьеры могут являться индикаторами непродуктивных межличностных отношений в диалоге. Одной из причин возникновения психологических барьеров является ригидность негативных социальных установок и неумение или нежелание учителя понять и принять позицию ученика или наоборот.
Дальнейший анализ исследуемой проблемы отношений учителей и учеников на занятии позволил установить, что при регуляции субъектом своего поведения особую роль выполняет положительная «Я-концепция». Человек, который постоянно переживает негативные эмоции в связи со своим 'образом «Я», вероятнее, всего будет испытывать затруднения при положительном оценивании других. Следовательно, положительные личностные отношения между учителем и учеником, прямо зависят от положительного отношения к себе учителя. В этой связи психотерапевтическая роль школьного психолога, работающего с учителем, а затем и учителя, взаимодействующего с учеником, заключается в том, чтобы на основе глубоко личностного позитивного отношения психолог, а затем учитель обеспечили бы эмоциональную защиту партнеру - учителю и ученику. Сбалансированность позитивного отношения к себе и другим как у учителя, так и у ученика принципиально необходима, так как согласно имеющимся в литературе данным в подростковом возрасте после 13-14 лет резко возрастает число личностных расстройств (И.О. Кон, 1989).
Свою работу планирую так, чтобы учащиеся ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе овладения знаниями. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед. Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому языку и литературе. С целью активизации повседневной познавательной деятельности учеников, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя разнообразные формы работы, однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русский мир – память сердца». (О войне...через 70 лет).
Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу. Этот факт неподвластен ревизиям и переоценкам. Во имя наших предков, во имя живых и павших- Победа священна. Мы, потомки воинов, имеем право на эти слова.
Мы обратились к представителям некогда единого Советского Союза, людям совершенно разных национальностей с тем, чтобы они поделились документами, фотографиями, воспоминаниями, семейными архивами, рассказали о том, как чтят память о войне в различных странах, как поддерживаются военные захоронения, о тех мероприятиях, которые прохо-дят в связи с 70-летием Победы по всему миру. А акция «Георгиевская ленточка», которая уже далеко шагнула за российские границы.
Очевидно, что Вторая мировая война остается «живой» политическойтемой на пространстве СНГ и Балтии. Именно поэтому вполне естествен-но наше стремление узнать о войне все. Но делать это мы должны гра-мотно, по-научному. Необходимо максимально освободить историю отвлияния конъюнктуры, придерживаться системного и многофакторногоанализа, основываться в своих суждениях на изучении документальныхпервоисточников, а не на мифах, небылицах и фальсификациях. И, конеч-но, самое главное – это бережно сохранять и охранять память и войне и оПобеде. Надо сделать все, чтобы никому и никогда не удалось украсть унас нашу общую Победу!Уверен, что историческая память, документально зафиксированнаяправда о Второй мировой войне действительно может и должна стать ре-альным инструментом для развития социокультурной интеграции странбывшего СССР. На этом пути сейчас, как никогда раньше, необходимообъединение усилий, улучшение координации архивистов, историков,профессиональных и общественных деятелей.
Какие концептуальные трансформации произошли в системе исторического образования за период, прошедший по-сле распада советской и – шире – социалистической системы? Что представ-ляют собой национальные версии истории войны, изложенные в учебниках разных стран, что между ними общего и в чем заключается разница?Внимание к этим вопросам со стороны государства, научного и педа-гогического сообществ, а также общественности всегда было и остаетсядовольно пристальным. Особенно остро проблема исторического образо-вания стоит в так называемых переходных обществах.
Наряду с детальным изучением содержания учебников, а также проб-лем патриотического воспитания молодежи важно представлять себе, как воспринимает события почти 70-летней давности сама молодежь. Из каких знаний, образов, символов и, наконец, стереотипов складывается картинаВторой мировой и Великой Отечественной войн в юношеском сознании?
Ис-ходя из степени и радикальности пересмотра истории в целом и историиВеликой Отечественной войны в частности, мы выделили три основныхтипа исторических версий.
Первый тип
близок к традиционной позднесоветской концепции, ко-торая включает следующие позиции:• решающий вклад в победу внес СССР;• Великая Отечественная война продемонстрировала преимуществасоциалистического строя и коммунистической идеологии над миром ка-питализма и социального неравенства;• морально-политическое единство советского народа стало залогомпобеды над фашизмом;• Коммунистическая партия – организатор борьбы советского народа;• результатом победы СССР во Второй мировой войне стали народно-демократические революции и расширение мира социализма в ВосточнойЕвропе.Эта версия поддерживает также и позитивный образ советского руко-водства, но вместе с тем, когда дело касается Сталина, стремится описыватьдействия Верховного советского командования деперсонифицированно.
Второй тип
исторических версий содержит трансформированныеконцепции Второй мировой и Великой Отечественной войн.В них, как правило, освещаются ранее замалчивавшиеся репрессии.Каждая страна стремится представить свой вклад в победу над фашиз-мом как можно большим. В учебниках, основанных на таком подходе кистории, обсуждается также тема коллаборационизма, часто в нейтраль-ном, а нередко и в сочувственном ключе. Здесь присутствует критическоеотношение к советской социально-экономической системе. Осуждениюподвергаются действия советского руководства на первых этапах войны.Учебный материал включает новые понятия и темы, многие из которых ранее находились под запретом (например, Холокост, Катынь, быт в годывойны, взаимоотношения народа и власти и др.). Для учебников этоготипа характерно присутствие новых трактовок событий и документов.
Третий тип
исторических версий основан на радикальном пересмот- ре событий Второй мировой и Великой Отечественной войн.
В учебниках, написанных на основе таких версий, как правило, ста-вится знак равенства между Гитлером и Сталиным и утверждается, чтооба диктатора несут равную ответственность за развязывание войны. Вних затушевывается решающая роль СССР в победе над фашистской Гер-манией. Среди главных факторов, определивших поражение Германиии победу СССР, называются климатические условия («Гитлера победил русский мороз»), а также количественные показатели – огромные люд-ские ресурсы, брошенные на борьбу с фашизмом.Важной составляющей идейного содержания учебников третьего типаявляется также трактовка действий СССР после 1944 г., которые характери-зуются как захватнические. Германское общество в этом контексте (особенногражданское население) все чаще предстает в роли невинной жертвы войны.В школьных учебниках ряда государств радикально трансформируют-ся оценки еще одного явления, порожденного войной, – коллаборацио-низма. Теперь нередко коллаборантов объявляют национальными героя-ми, достойными уважения, наград и вечной памяти.
2015-й – год 70-летия Великой Победы. Мы отметим её всем миром – многомиллионным Русским миром, чтящим своих героев. Отметим заботой о ветеранах. Отметим памятью о войне, каждом дне и сражении, каждом её участнике. Мы вспомним всех поимённо. Это наш долг и веление наших сердец. По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, люди Русского мира, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды. Мы бережём нашу общую память, овеществлённую в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.
Давайте расскажем об этом друг другу и миру! Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно. И низко поклонимся всем Русским миром их высокому подвигу. В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» объявляет международную акцию «Русский мир – память сердца».
Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках её участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях Русского мира, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на своих информационных ресурсах, и это станет уникальной летописью Русского мира, летописью мужества и беспримерной стойкости.
Необходимо всем представителям Русского мира – студентам и школьникам, ветеранам и членам их семей, исследователям и журналистам, поисковым отрядам, университетским и школьным музеям, православным приходам включиться в пропаганду истории Войны 1941-1945 гг и её героев! Это наше общее дело. Это память наших сердец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-258328-1369651948.jpg)
Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-668429-1442580425.jpg)
Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
В данной методической разработке раскрывается вопрос влияния героико- патриотической музыки русских композиторов на развитие моральных качес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-906609-1489919932.jpg)
Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов
Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-1075138-1540732560.jpg)
Семья как субъект педагогического взаимодействия на этапе модернизации школы
Важной предпосылкой и мощным ресурсом успешной реализации задач предпрофильного обучения является взаимодействие школы и семьи. В этих условиях особое значени...
Методическая разработка на тему:“Роль уроков-семинаров с профориентацией как мотивация учащихся к изучению школьных предметов и выбору дальнейшей профессиональной деятельности”.
Тип урока позаимствован у ВУЗов и в контексте СВУ МВД РФ ориентирован на дальнеший выбор профессии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1271615-1601977626.jpg)
«Межличностные отношения в педагогическом коллективе»
Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Педагог, работающий со школьниками, должен понимать, что им необходимо доброжелател...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376493-1641845301.jpg)
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...