«Межличностные отношения в педагогическом коллективе»
материал

Илфида Фаритовна Юсупова

           Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Педагог, работающий со школьниками, должен понимать, что им необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает школьникам преодолеть страх беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни. Большое значение в работе со школьниками имеет стиль общения педагога с детьми.

           Что же такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon стили общения54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Межличностные отношения в педагогическом коллективе»

Юсупова И.Ф.,

 заместитель директора по УР

МОБУ СОШ№15

 

         Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

          Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога(66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного  педагога.  

           Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Педагог, работающий со школьниками, должен понимать, что им необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает школьникам преодолеть страх беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни. Большое значение в работе со школьниками имеет стиль общения педагога с детьми.

           Что же такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования. Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В.А.Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся».

          Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

            В педагогической литературе выделяют следующие стили педагогического общения.

          Стиль увлечённости. Педагог относится к общению с детьми творчески, учитывает индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы. Учитель пытается объединить коллектив класса творческой деятельностью, которая интересна и значима для учащихся.

          Стиль дружеского общения. Дружеское расположение педагога к ребятам, желание общаться с ними, интерес к их жизни может перерасти в творческое деловое сотрудничество. Однако в дружеском расположении к детям классный руководитель должен знать меру. Иногда такое общение приводит к тому, что дети видят в педагоге лишь собеседника, с которым можно поделиться секретом, спросить совет, но распоряжения и требования серьёзно не воспринимаются. 

             В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель-ученик» рассматривается как двустороннее субъект - субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

            Стиль диалогического общения. Общение -диалог - это общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения - сопереживание. Это создаёт условия для развития и совершенствования детского коллектива.

            Стиль дистанциирования. Наиболее распространённым стилем общения в сегодняшней школе является дистанциированное общение. Такой стиль в общении с учащимися избирают как опытные, так и начинающие педагоги. Начинающие педагоги избирают такой стиль зачастую из-за боязни потерять авторитет в глазах учащихся. Более опытные педагоги считают, что дистанция даёт возможность увереннее управлять классом, делает успешным процесс обучения и воспитания. В результате такого общения процесс воспитания становится формальным, из общения с детьми уходит искренность, творчество, сопереживание друг другу.

          Стиль устрашения. Использование в обществе с учащимися стиля устрашения говорит о неумении педагога организовать продуктивную совместную деятельность с детьми. Для стиля устрашения неприемлемы творческий поиск учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. В своём общении с детьми педагог занимает позицию «над». Он проявляет инициативу в общении, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализует свои цели, оценивает, поощряет и наказывает.

         Стиль заигрывания. В общении с учащимися отрицательную роль играет стиль заигрывания. Главная особенность этого стиля состоит в том, что педагог стремится продемонстрировать всем окружающим, коллегам и родителям своё умение сотрудничать с детьми. Завоёвывая ложный авторитет, педагог не думает о перспективах общения с учащимися, его интересует позиция «здесь и теперь», всё остальное взрослого не интересует. Как правило, позиция заигрывания приводит к тому, что спустя определённое время, класс становится неуправляемым, а педагог как личность не воспринимается учениками. Такая позиция противоречит педагогической этике и приводит к конфликтной ситуации.

            Стиль превосходства характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранён от детей.

           Отрицательные стили общения ориентированы на субъект - объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

           Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства. Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения. Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

           При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

            Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.

            При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

              При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Форма обращения - увещевания, уговоры.

Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель - ученик». Этот стиль может быть выражен словами: «Как всё идёт, так пусть и идёт».

             Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

              Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

             Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.

              Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравственно-психологической атмосфере детского коллектива.

             Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Его становление предполагает совершенствование свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.

           Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения, владения коммуникативными умениями.

           В конкретной ситуации общения классного руководителя с классом можно выделить несколько стадий.

1. Педагог входит в класс и окидывает его взглядом.

2. В своей памяти педагог восстанавливает ситуации предыдущего общения с детским коллективом.

3. Педагог соотносит прошлый опыт общения с учащимися, планируемое взаимодействие и реальную ситуацию общения.

4. Педагог определяет стиль предстоящего общения. Стадия привлечения внимания

1. Педагог использует вербальное (речевое) обращение к классу.

2. Педагог использует паузу с требованием внимания.

3. Педагог перемещается по классу, выполняя определенные действия (пишет на доске, раскладывает тетради и т. д.).

4.  Педагог использует одновременно различные приемы привлечения внимания.

Эмоциональная стадия

1. Педагог определяет эмоциональную готовность детского коллектива к решению коммуникативных задач.

2. Педагог выбирает оптимальный момент продуктивного общения с учащимися класса.

Вербальная стадия

1. Педагог использует вербальные средства, которые смогут в данной ситуации активно воздействовать на чувства и сознание учащихся.

2. Педагог демонстрирует личное отношение к создаваемой ситуации

общения. Стадия обратной связи

1. Педагог определяет уровень усвоения информации учащимися, общую атмосферу мероприятия или урока.

2. Педагог определяет психологический климат, настрой учащихся на выполняемое дело.

3. Педагог стимулирует готовность учащихся к взаимодействию.

Вышеперечисленные стадии общения будут реализованы, если педагог проявляет инициативу и предпринимает следующие действия:

1. Четко организует начальный контакт с классом.

2. Умело переходит от начального этапа организации класса к деловому и личностному общению с классом.

3.  Оперативно достигает социально-психологического единства с детским коллективом.

4. Вводит личностные аспекты во взаимодействие с детьми.

5. Преодолевает стереотипы и ситуативность негативных установок на отдельных учащихся.

6. Организует целостный контакт со всем классом.

7.  Ставит задачи, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив.

8.  Использует минимальное количество запрещающих педагогических требований и расширяет позитивно-ориентированные педагогические требования.

9. Влияет на учащихся позитивно своим внешним видом и внутренними качествами (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние).

10. Активно использует позитивные вербальные и невербальные средства общения.

11. Умеет проявлять свою расположенность к учащимся.

12. Ставит яркие притягательные цели деятельности и демонстрирует пути их достижения.

13. Понимает внутреннее состояние учащихся, их настрой, слушает и слышит, смотрит и видит, принимает мнения учащихся, тактичен в их оценке.

            Таким образом, классный руководитель, учитель-предметник должен приложить немало усилий, для того чтобы построить дружеские, конструктивные отношения со школьниками, способствующие их эффективному воспитанию и развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.

Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.

Межличностные отношения в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе

Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе...