Горелова Дина Васильевна

сайт учителя старших классов

Ум, честь, польза.

Профессия: присвоена квалификация и звание учителя русского языка и литературы средней школы.

Профессиональные интересы: Формирование у учителей профессиональной готовности к разрешению конфликтных ситуаций и гармонизации отношений в группе учащихся.

Увлечения: Жизнь в творчестве.Изучение самобытности деревенского уклада жизни.

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г.Пушкин, Санкт-Петербург.

Место работы: ГОУ средняя общеобразовательная школа № 530 с углубленным изучением предметов естесственно-математического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга

Звание, ученая степень: Кандидат педагогических наук. Почетный работник общего образования РФ. Ветеран труда

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gorelova-dina-vasilevna
Смотри вперед с надеждой, назад - с благодарностью, вверх - с верой, вокруг - с любовью.
Автор неизвестен

Творческое развитие школьного коллектива невозможно без активной жизненной позиции педагогического коллектива, который требует постоянного совершенства знаний учителей с одной стороны и целеустремленного влияния всех возможностей коллектива учителей на ученическую среду с другой. Правильность постановки задач и умелое сочетание методов вопитания позволяет с большей эффективностью достигать поставленные цели в целом. Ученическая среда разнообразна и многолика по своей структуре, взаимоотношением и отношением к человеческим ценностям. Все это выливается в конечном итоге в нравственном отношении ученической среды к окружающей их среде обитания.

О себе

Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем. Годы учения  оказались непродолжительными. Получила начальное образование и  воспитание (1-4 кл.) в 1953-1957 гг.  у своей первой школьной учительницы Людмилы Михайловны Денисовой в д. Воронцово. Затем училась в 7- летней сельской школе (1957-1960 годы) д. Вёска, где  директором школы была Екатерина Васильевна Аршинова, а среднюю школу окончила уже в с.Аньково, проучившись в ней с 1960 по 1963 гг.(директор школы Уткина Анастасия Михайловна). Учась в Аньковской школе, я жила в  интернате.Сразу же после окончания школы поступила в Ивановский государственный педагогический институт им.Д.А.Фурманова в г.Иваново, который окончила в 1967 году. В 1967 году после окончания педагогического института (присвоена квалификация и звание учителя русского языка и литературы средней школы) получила распределение и поехала в Красноярский край, где  вышла замуж за молодого  лейтенанта- сибиряка, став женой военного ракетчика. Офицерский корпус — особое воинское сообщество, сплоченное общими задачами защиты Родины и духовными ценностями. Повлияла на формирование моего характера жизнь в воинских гарнизонах, где уважение, взаимопомощь, радость и  пример были неоценимым даром семейной жизни. В моей жизни утро начиналось в 5 утра, со звонка будильника.., с кителя в руках, фуражки на голове, которые потом бережно одеваются на самого дорого и любимого! Утро начинается с волнения, что он ушёл в дождь, темноту и холод промозглой осени... Моё время измеряется нарядами, караулами...и тем когда он дома и когда он на службе! Кто-то скажет мне не повезло...Быть в чужом городе.., жить не богато.., засыпать одной...и так часто быть одной...тащить тяжеленные ведра с углем, топить печки и выносить золу, стоять в очереди за водой у водовозки или топить снег и из этой воды готовить суп, кашу, чай, ждать.., находиться в неизвестности. Мы жили на ракетном дивизионе, на острове, где не было электричества, воды, дров, угля, простой бани. Все домашние тяготы приходились на меня. У нас трое детей и с ними тоже  надо заниматься, воспитывать и отвечать на их не глупые вопросы. Я благодарна своему мужу за снисходительность к моей бытовой несостоятельности в начале нашей семейной жизни. Я ведь почти ничего не умела готовить. Разве что щи или кашу. Он помог мне стать женой офицера, женой, которая полюбила военное дело и стала навсегда его спутницей жизни. Я стала с ним совсем другой и создала  уютное, семейное, домашнее счастье. Офицерские жёны любовью спасают сердца.  Моя жизнь другая...Полная  надежды, ожидания и веры!!! И встречи всё трепетнее и нежнее! И он с каждым днём важнее, нужнее...И пусть моя жизнь другая.., но она такая Счастливая! Мне есть ради чего ждать! Мне есть кого ждать! Того, кто всех дороже.., родного...Единственного! Когда я вижу своего мужа уже в воинском звании генерала в форме, с военной выправкой.., и пусть он не спал уже несколько суток — он всё равно выглядит бодро, сильно, гордо! Мой Генерал! Я горжусь им!   Быть женой офицера – подвиг, совершить которой дано не каждой девушке. Жена офицера должна высоко нести честь и достоинство боевой подруги военнослужащего, чтить и уважать мундир офицера и быть готовой в любую минуту выехать с мужем к новому месту службы в любую точку страны.  А сколько раз мы переезжали с места на место?  Всего 13 раз!               

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей... (" Н.Рубцов)

Писатели:1. Иван Шмелев. "Лето Господне".

                   2. Федор Абрамов. "Две зимы и три лета".

                   3. Александр Фадеев. "Молодая гвардия".

                   4. Виктор Астафьев. "Царь - рыба".

                   5. Александр Солженицын. "Матренин двор".

Поэты:      1. Александр Пушкин. 

                   2. Сергей Есенин.

                   3. Михаил Лермонтов.

                  4. Николай Рубцов.

                  5. Марина Цветаева.

 

Мой взгляд на мир

 

Мир вокруг нас вызывает разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушными. Он волнующий, порой пугающий, но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его обитателей. Мир вокруг – только отражение нашего восприятия и наших мыслей. То, что мы видим, воспринимаем, оцениваем, во многом определяется нашим взглядом на Мир и нашим отношением к нему. Завоевать любовь детей —  задача учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Педагогическая и дидактическая система должна быть проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих  позиций я отношусь к проблеме оценки уровня знаний учеников. Гуманистическое отношение к ученику выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Главное в моей деятельности: воспитать личность, способную учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни;  формировать  доброту, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

 

Мои достижения

За заслуги в области образования Российской Федерации награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации". Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01 марта 2001 года № 11-37. н/з ОО №29786.

Главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сегодня в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, честным или безнравственным,.Основной целью считаю создание условий для раскрытия потенциальных талантов каждого ребенка, для их максимального развития, для умственного, духовного и физического совершенствования. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности сегодня является приоритетным в работе учителя. В условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. Время ставит нас перед необходимостью пересмотреть взгляды на учебно-воспитательный процесс. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывать – значит учить жить». Успех в воспитании и обучении невозможен  без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности. 

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе - проблема, над которой я работаю - развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, развитие творческих способностей. В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
1. Развивать и укреплять интерес к предмету с использованием новых педагогических технологий;
2. Дать учащимся качественное образование, через раскрытие их  способностей и творческого, нравственного потенциала ученика;
3. Совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Решение этих задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Развиваю заинтересовать у детей в своем предмете, использую дополнительный материал. Дети с удовольствием работают на таких уроках.

Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке организую в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

Результативность работы определяется степенью участия учеников в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

Моё портфолио

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время задача подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группах учащихся приобрела особую важность. Однако анализ практической деятельности педагогов показывает, что многие из учителей школ и преподавателей профессиональных средних учебных заведений затрудняются в педагогическом воздействии на учащихся с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в их среде. Для них сложно дать правильные оценки причин как самой конфликтной ситуации, так и причин неадекватного поведения ее участников, они не видят различии в типах конфликтных ситуаций, расценивая их только как нежелательные явления школьной жизни. При этом разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций, как правило, происходит без достаточного их осмысления и анализа. Поэтому подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся является одним из важнейших компонентов его профессионального образования.

           Вопросам разрешения конфликтных ситуаций уделяется достаточно большое внимание в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. В этой области получен целый ряд фундаментальных результатов (Л.И.Белозерцевым, Ф.А.Ореховой, Э.И.Киршбаум, А.В.Петровским, Л.А.Петровской, Л.И.Уманским, Р.X.Шакуровым и др.). Однако недостаточное развитие получили вопросы предотвращения конфликтов и, прежде всего, вопросы диагностики и прогнозирования конфликтных ситуаций. Вопросам подготовки педагогов к профессиональной деятельности также посвящено большое количество научных исследований (В.А.Сластенин, И.А.Зючин, М.М.Поташник, Ю.Н.Кулюткин и др.). Несмотря на это, по-прежнему далека от своего решения задача разработки эффективных технологий целенаправленного формирования у будущих учителей готовности к разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде.

          Таким образом, в современной педагогике возникло противоречие между потребностью практики в подготовке педагогов, обладающих высокой компетентностью в вопросах разрешения конфликтных ситуаций и гармонизации отношений в ученической среде, и неготовностью современной педагогической науки и практики к реализации задач такой подготовки в педагогических учебных заведениях.

Необходимость разрешения данного противоречия и определило совокупность задач над которымя я работаю постоянно..

 

Методическая разработка на тему  «Роль психологических барьеров в установлении межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия и способы их устранения»

 

Эффективность педагогической деятельности в основном зависит от того, насколько сбалансированы отношения учителя с учениками. Поэтому важнейшей теоретической и практической задачей является поиск и психологический анализ причин и уровней рассогласования межличностных отношений между учителем и учащимися в классе. Из множества аспектов этой проблемы для анализа и исследования нами был выделен один - влияние социальных установок учителя и учащихся па их межличностные отношения.

Центральной категорией нашего исследования выступает социальная установка, выражающая готовность субъекта действовать определенным образом относительно какого-либо объекта. Наше обращение к исследованию социальных установок учителя, к выявлению их роли в структурировании личностных взаимоотношений в диаде «ученик - учитель» было обусловлено стремлением выявить причины деструкции межличностных отношений, чтобы в дальнейшем можно было осуществить их прогноз и профилактику.

 

Анализ социальных установок и возможных механизмов их влияния на межличностные отношения учителя и учащихся, по данным  существующих исследований и по данным, полученным в нашем исследовании, выявил такой существенный фактор, как психологические барьеры, выражающие несовпадение личностных смыслов, требований или ожиданий партнеров педагогического взаимодействия. Психологические барьеры создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия учителя и ученика. На уровне смыслов происходит рассогласование взаимоотношений в том случае, когда предъявляемые ученику нормы и требования оказываются чуждыми его личному опыту, взглядам, отношениям, т.е. системе его личностных смыслов (А.Н. Леонтьев, 1975).                 При наличии психологического барьера взаимоотношения учителя и ученика начинают оформляться и функционировать на ролевом уровне -уровне значений. Возникающие в связи с этим разногласия между участниками педагогического взаимодействия препятствуют самоосуществлению ученика и учителя и снижают уровень результативности работы того и другого. В целях устранения психологических барьеров и формирования положительной установки, ассоциируемых с самой целью занятия, диалог с учениками начинается с чтения стихотворения  Э. Асадова “Стихи о рыжей дворняге”.

            Хозяин погладил рукою

            лохматую рыжую спину:

           -Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

           но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

и скрылся под гулким навесом,

где пестрый людской муравейник

вливался в вагоны экспресса.

          Собака не взвыла ни разу,

           и лишь за знакомой спиною

           следили два карие глаза

           с почти человечьей тоскою.

                           Старику вокзального входа

                           сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

                           Эх, будь ты хорошей породы...

                           А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

 взревел паровоз что есть мочи,

 на месте, как бык, потоптался

и ринулся в непогодь ночи.

 

В вагонах, забыв передряга,

 курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

не думали, не вспоминали.

 

Не ведал хозяин, что где-то

по шпалам, из сил выбиваясь,

за красным мелькающим светом

собака бежит, задыхаясь!

 

Споткнувшись, кидается снова,

 в кровь лапы о камни разбиты,

что выпрыгнуть сердце готово

наружу из пасти раскрытой!

 

"Не ведал хозяин, что силы

 вдруг разом оставили тело

и, стукнувшись лбом о перила,

собака под мост полетела...

 

Труп волны снесли под коряги.

Старик! Ты не знаешь прггроды:

 ведь может быть тело дворняги,

 а сердце - чистейшей породы!

                  Затем  проводится анализ эмоциональных переживаний, связанных с содержанием стихотворения. Он направлен на формирование положительных установок у учеников. С этой целью ведется дискуссия учителя с учащимися по следующим вопросам.

-Какие чувства вызывает содержание стихотворения? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, жалость ...)

-Как можно охарактеризовать человека, так поступившего с живым существом? Какой он? (Жестокий, бессердечный, слабый ...)

-"Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости(Сенеки). Подберите синоним к этому слову (Агрессивность безразличие, бессердечие, желание сделать больно другому...).

- Допускаете ли вы, что близкого дорогого вам человека или любимое животное когда-то можно ударить? Оттолкнуть? Уколоть? (Говорят учащиеся). Но ударить не только физически, а и морально, т.е. взглядом, словом, интонацией ... Ведь не ударил же, а только сказал ей! (Г оворят учащиеся).

- Что испытала собака, когда ее. бросили? Какие чувства овладели ею? (Тоска, обида, грусть ...)

                  И, не особо задумываясь, мы можем близкого (тем более чуткого) человека когда-то задеть (морально), задавить (психологически), уничтожить нравственно, испепелить взглядом, терзать молчанием, мучить неопределенностью, растоптать прямолинейностью. “Расстрелять” эпитетами и при этом вовсе не считать себя палачом. Ведь не физически, а морально, и мы знаем, что это не менее больно, а скорее далее больнее. Но это-то нас как раз и устраивает, если мы хотим уколоть побольнее.

- Откуда все это, где корни этого явления, истоки?! Рождаются дети: какие они? Почему одни становятся добрыми, а другие злыми?

                  Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой, не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. И даже самых гадких форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек. Не думаете, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у странного Сила есть и у злобы к подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного.

                  Ведь в Библии сказано, что природа человеческая трехчастна: тело, душа, дух, т.е. телесная, душевная и духовная (нравственная) сторона в человеке. И только высоконравственный человек способен делать добро. В каждом из нас есть сатана и ангел. Вопрос в том, что возьмет верх., какой силы в человеке, больше. Итак, все-таки подлость, жестокость в отношениях между людьми существует.

                  Психологические барьеры могут являться индикаторами Психологические барьеры     могут являться индикаторами непродуктивных межличностных отношений в диалоге. Одной из причин возникновения психологических   барьеров        является ригидность негативных социальных установок и неумение или нежелание учителя понять и принять позицию ученика или наоборот.            

                  Дальнейший анализ исследуемой проблемы отношений учителей и учеников на занятии позволил установить, что при регуляции субъектом своего поведения особую роль выполняет положительная «Я-концепция». Человек, который постоянно переживает негативные эмоции в связи со своим 'образом «Я», вероятнее, всего будет испытывать затруднения при положительном оценивании других. Следовательно, положительные личностные отношения между учителем и учеником, прямо зависят от положительного отношения к себе учителя. В этой связи психотерапевтическая роль школьного психолога, работающего с учителем, а затем и учителя, взаимодействующего с учеником, заключается в том, чтобы на основе глубоко личностного позитивного отношения психолог, а затем учитель обеспечили бы эмоциональную защиту партнеру - учителю и ученику. Сбалансированность позитивного отношения к себе и другим как у учителя, так и у ученика принципиально необходима, так как согласно имеющимся в литературе данным в подростковом возрасте после 13-14 лет резко возрастает число личностных расстройств (И.О. Кон, 1989).Одной из причин возникновения психологических  барьеров  является ригидность негативных социальных установок и неумение или нежелание учителя понять и принять позицию ученика или наоборот. Свою работу планирую так, чтобы учащиеся ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе овладения знаниями. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед. Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому  языку и литературе.  С целью активизации повседневной познавательной деятельности  учеников, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя   разнообразные формы работы, однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио