Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_kl.docx | 53.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Раздел I.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 «В» класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Литература» для 6-9 классов.
На основании календарного учебного графика МАОУ «СОШ №33 с УИОП» на 2014-2015 учебный год (приказ МАОУ «СОШ №33 с УИОП» от 31.05.2014 г. №432), постановления Правительства РФ от 27.08.2014 г. №860 «О переносе выходных дней в 2015 году» в календарно-тематическое планирование внесены следующие изменения: уменьшено количество часов на изучение следующих тем: «Из литературы XIX века» (М.Ю. Лермонтов) (-1 час), (Н,С. Лесков) (-1 час), «Из литературы XX века» (М. Горький) (-1 час), (Поэзия) (-1 час)
Уменьшение количества часов на изучение некоторых тем вызвало необходимость уплотнения учебного материала.
Раздел II.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс
7 класса по литературе.
- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературы в 7В классе
№ п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Подготовка к ЕГЭ | Примечание |
I | Введение (1) | ||||
1 | Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). | 1 | 01.09 | часть В | |
II | Устное народное творчество (5) | ||||
2 | Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин. | 1 | 04.09 | ||
3 | «Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины. | 1 | 08.09 | ||
4 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. | 1 | 11.09 | ||
5 | Тестирование по теме «Былины». | 1 | 15.09 | ||
6 | Русские народные песни. | ||||
III | Древнерусская литература (3) | ||||
7 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». | 1 | 18.09 | ||
8 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 22.09 | ||
9 | Вн.чт. Нравственный облик человека в древнерусской литературе. («Житие Сергия Радонежского»). | 1 | 25.09 | ||
IV | Русская литература XVIII века (7) | ||||
10 | М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Особенность поэтического языка оды. | 1 | 29.09 | ||
11 | Теория М.В. Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории. | 1 | 02.10 | ||
12 | Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. | 1 | 06.10 | В8-В12 | |
13 | Классицизм как литературное направление (создание первичных представлений). Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. | 1 | 09.10 | ||
14 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика. | 1 | 13.10 | ||
15 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык). | 1 | 16.10 | ||
16 | Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 20.10 | В1-В7 | |
V | Русская литература XIX века (30) | ||||
17 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».. | 1 | 23.10 | ||
18 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина. | 1 | 06.11 | ||
19 | Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | 10.11 | ||
20 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | 1 | 13.11 | ||
21 | Р.р. Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | 1 | 17.11 | часть С | |
22 | М.Ю. Лермонтов. «Родина». Образ Родины в стихотворении. | 1 | 20.11 | В8-В12 | |
23 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…» | 1 | 24.11 | ||
24 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания. | 1 | 27.11 | уплотнение учебного материала произведено из-за начала четверти с 05.11.14 | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…». Р.Р. Подготовка к классному сочинению | 1 | |||
26 | Р.р. Написание классного сочинения - рецензии на эпизод из «Песни...» | 1 | 01.12 | ||
27 | Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести. | 1 | 04.12 | ||
28 | Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям. | 1 | 08.12 | В1-В7 | |
29 | И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Основные темы рассказов, отношение автора к героям. | 1 | 11.12 | ||
30 | Вн.чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь» | 1 | 15.12 | ||
31 | Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения. | 1 | 18.12 | В1-В7 | |
32 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта. | 1 | 22.12 | ||
33 | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения. | 1 | 25.12 | ||
34 | Н.А. Некрасов «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения. | 1 | 12.01 | В8-В12 | |
35 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой. Своеобразие сюжета; проблематика сказки. | 1 | 15.01 | ||
36 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя. | 1 | 19.01 | В1-В7 | |
37 | Вн.чт. Такие разные сказки… (по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина) | 1 | 22.01 | ||
38 | Р.р. Подготовка к классному сочинению. Письменный отзыв на прочитанное произведение. | 1 | 26.01 | ||
39 | Р.Р. Написание классного сочинения. Письменный отзыв на прочитанное произведение. | 1 | 29.01 | часть С | |
40 | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. | 1 | 02.02 | ||
41 | Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения. | 1 | 05.02 | ||
42 | Сказ Н.С. Лескова «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. | 1 | 09.02 | уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 23.02.15 | |
43 | Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения. | ||||
44 | Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIX-XX вв. | 1 | 12.02 | В8-В12 | |
45 | А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Позиция писателя. | 1 | 16.02 | В1-В7 | |
46 | Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа. | 1 | 19.02 | ||
VI | Русская литература XX века (19) | ||||
47 | М. Горький. О писателе. Повесть «Детство», ее автобиографический характер. Знакомство с героями. | 1 | 26.02 | ||
48 | Становление характера главного героя повести М. Горького «Детство» | 1 | 02.03 | уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 09.03.15 | |
49 | Проблематика повести М. Горького «Детство». | 1 | В1-В7 | ||
50 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция. Р.Р. Подготовка к классному сочинению | 1 | 05.03 | В1-В7 | |
51 | Р.р. Сочинение по творчеству М.Горького | 1 | 12.03 | часть С | |
52 | И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы. | 16.03 | |||
53 | А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. | 1 | 19.03 | В1-В7 | |
54 | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов. | 1 | 30.03 | ||
55 | С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 | 02.04 | В8-В12 | |
56 | И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя. | 1 | 06.04 | ||
57 | М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | 1 | 09.04 | ||
58 | К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. | 1 | 13.04 | В1-В7 | |
59 | Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | 16.04 | уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 04.05.15 | |
60 | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики А.Т.Твардовского | 1 | |||
61 | А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя. | 1 | 20.04 | ||
62 | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. | 1 | 23.04 | ||
63 | В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. | 1 | 27.04 | В1-В7 | |
64 | Русские поэты о России. | 1 | 30.04 | В8-В12 | |
65 | Итоговое тестирование | 1 | 07.05 | ||
VII | Зарубежная литература (4) | ||||
66 | У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. | 1 | 14.05 | ||
67 | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Проблематика стихотворения. «Остров сокровищ»(часть третья). Приемы создания образов. | 1 | 18.05 | ||
68 | Особенности японской поэзии. Мацуо Басё. | 1 | 21.05 | ||
69 | А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора. | 1 | 25.05 | ||
70 | Итоговый урок (1) | 1 | 28.05 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества (5 часов)
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера в речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой, преданием).
Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Из древнерусской литературы (3 часа)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Из литературы XVIII века (7 часов)
М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Г.Р. Державин. Биография . Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, его отличие от оды, тематическое разнообразие лирики.
Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, соновной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Из литературы XIX века (30 часов)
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение массы и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В.Гоголь.
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С.Тургенев.
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А.Некрасов.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н.Толстой.
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С.Лесков.
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А.Фет.
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
А.П.Чехов.
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Из литературы XX века (19 часов)
М. Горький
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
И.А.Бунин.
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И.Куприн.
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
В.В.Маяковский.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
С.А. Есенин.
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С.Шмелев.
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М.Пришвин.
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г.Паустовский.
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А.Заболоцкий.
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т.Твардовский.
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л.Васильев.
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М.Шукшин.
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Русские поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из зарубежной литературы (4 часа).
У. Шекспир.
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. Вечные темы в сонетах: любовь, жизнь, смерть, красота.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубленное и расширенное понятие).
Р.Л.Стивенсон.
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Мацуо Басё.
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
А. де Сент-Экзюпери.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Раздел V. Формы и средства контроля
Темы для творческих работ (сочинений)
Формы контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тестирование | 2 | ||||
Классные сочинения | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Домашние сочинения | 1 |
Домашнее сочинение №1
- Грустный смех Фонвизина.
- Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
- Образ Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
- Образ Митрофанушки в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Классное сочинение №1
Петра I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».
Классное сочинение №2
Рецензия на эпизод из «Песни про царя Ивана Васильевича….» М.Ю. Лермонтова. (По выбору.)
Классное сочинение № 3
Отзыв на прочитанное произведение (по произведениям Н.Некрасова или М.Е. Салтыкова-Щедрина).
Классное сочинение № 4
- Что нравилось Алеше в окружающих его людях?
- Чем интересен мне образ Данко?
- М.Горький и герои его произведений.
Тестирование №1
1. Ответьте на вопросы. При необходимости дайте развернутый ответ.
К какому роду литературы относятся былины? | |
Каков круг главных идей былин? | |
Перечислите героев былин. | |
Что такое гипербола? Какую роль она выполняет в былине? |
2. Укажите, из какой былины эти строки:
а) Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь, прохожий идет впереди; ступою едет, прохожий идет впереди. Проговорил богатырь таковы слова:
- Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко, не могу тебя догнать на добром коне.
____________________________________________
б) Он приехал-то во славный стольный Киев-град.
А ко славному ко князю на широкий двор.
Ай Владимир-князь он вышел из божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
____________________________________________
в) Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне пустыне
Поклонюся вновь!
______________________________________________
3. Объясните значение выделенных слов:
стольный | |
прямоезжая | |
заколодела | |
лазоревый | |
величать | |
в особину | |
воспеть |
4. Выберите правильный ответ:
а) Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? а) Добрыня Никитич, б) Алеша Попович, в) Святогор-богатырь
б) Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? а) Добрыня Никитич, б) Алеша Попович, в) Святогор-богатырь
5. Прокомментируйте следующие строки. Свой ответ представьте в виде связного текста.
Можете воспользоваться вопросами.
Кто герой отрывка? Из какого он произведения? О чем это произведение? Объясните смысл выделенных слов и выражений. По каким признакам этот текст можно отнести к былине?
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.
Итоговое тестирование №2
А1. Что называют летописью?
А) рассказ о духовных и светских лицах, канонизированных христианской церковью
Б) обширное повествование в стихах и прозе о выдающихся национально-исторических событиях
В) историческое повествование
Г) легенду
А2. Литературный герой это:
А) Художественный образ;
Б) Реальный человек;
В) Автор.
А3. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина:
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора…
Определите стихотворный размер данного отрывка стихотворения.
А) хорей
Б) ямб
В) дактиль
Г) анапест
А4. С каким призывом обращается Петр 1 к своим войскам перед боем? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава».)
А) «Вперед, за Родину!»
Б) «Ура!»
В) «В атаку!»
Г) «За дело, с Богом!»
А5. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кто из поэтов является автором этих строк?
А) А.А.Блок
Б) В.В.Маяковский
В) С.А.Есенин
Г) И.А. Бунин
А6. Какой финальной сценой заканчивается рассказ А.И.Куприна «Allez!»?
А) выступлением героини
Б) отъездом из города, где выступал цирк
В) уходом из цирка
Г) гибелью героини
В1. Назовите основные жанры классицизма.
В2. Кому из героев принадлежат слова «Век живи, век учись, друг мой сердешный»?
В3. Назовите имена трех друзей А.С.Пушкина.
В4. Назовите сборник рассказов и очерков И.С.Тургенева.
С1. Какие черты русского национального характера отражены в образах героев «Песни про царя Ивана Васильевича…»?
С2. Как вы поняли финал рассказа Б.Л.Васильева «Экспонаи №..»?
Ответы:
А1. В
А2. А
А3. Б
А4. Г
А5. В
А6. Г
В1. Высшие жанры – ода, трагедия, эпос; низшие – комедия, сатира.
В2. Простаковой («Недоросль»)
В3. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер
В4. «Записки охотника»
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
- Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
- Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2008
Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
- Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008
- Комплект словарей и энциклопедий.
- Портреты поэтов и писателей.
Электронные учебники, пособия и справочники по литературе
- Школьная хрестоматия. Н.В. Гоголь. 2004.
- Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. 2004.
- А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий. 2001.
- 1С: аудиокниги: А.С. Пушкин "Евгений Онегин". 2007.
- А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 1-2. 2004.
- А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 3-4. 2004.
Средства ИКТ
1. Универсальный настольный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Принтер.
4. Цифровой проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...