"...Пока не поздно"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.25 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_paustovskomu.ppt | 547.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА : «…Пока не поздно»
(По рассказу Константина Паустовского «Телеграмма»)
Цель урока: сформулировать проблему, поднятую в рассказе «Телеграмма»
Задачи урока: учить учащихся формулировать проблему, поднятую в произведении;
помочь учащимся эмоционально откликаться на «моральную проповедь» рассказа.
Методическое обеспечение:
- Оформление доски:
Эпиграф: Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,
- это мать.
М.Горький
Теория литературы:
Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой
на основании признаков.
Олицетворение – вид метафоры, перенесение одушевлённых предметов на
неодушевлённые.
Эпитет – определение в виде скрытого сравнения.
Приём контраста – противоположность в каком-нибудь отношении.
- Презентация
- Музыкальное оформление
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
« …Пока не поздно» (слайд №1,2,3). На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием рассказа К.Паустовского «Телеграмма».
« Читателю предстоит, впитав в себя моральную проповедь книги, подняться в своём человеческом и гражданском развитии выше, стать чуточку добрее, чище», - писал Валентин Распутин.
Чтобы понять «моральную проповедь» произведения, мы с вами должны проанализировать некоторые фрагменты.
-Как вы думаете, что именно нам необходимо обсудить?
- Сегодня мы поговорим о произведении, его героинях, Катерине Петровне и её дочери Насти, об их мыслях, чувствах, переживаниях. И попытаемся понять проблемы, поднятые в рассказе.
- Давайте вспомним содержание рассказа.
- Мы говорили, что рассказ «Телеграмма» основан на достоверных фактах:
« Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в усадьбе известного в свое время гравёра Пожалостина, - рассказывал К.Паустовский. – Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги…»
3.Аналитическая работа с текстом.
- Ребята, какая же она, обитательница старого дома, Катерина Петровна? Что мы о ней узнаём?
- Какое впечатление производит на нас описание жизни Катерины Петровны?
- Как создаётся эмоциональный фон рассказа? Перечитайте начало рассказа. (слайд №4 осень)
- Обратите внимание, что выделяется на фоне этой мрачной осенней картины?(слайд №5)
- Какие строки письма Катерины Петровны дочери вспоминаются в связи с этим?
( «Ненаглядная моя. Зиму я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу»)
- Как ещё передаётся одиночество Екатерины Петровны? (слайд № 6)
-С кем общается Екатерина Петровна?
-Чем же она занимается? Прочитайте в тексте.
-Что это за бумажки, как вы думаете?
- Катерина Петровна не выходит вот уже целый год из дома. Почему же холодной осенней ночью она решила выйти? Прочитайте этот отрывок.
Обращает внимание на себя метафора «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». Автор употребляет слово «позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны. Ведь её, действительно, забыла дочка, не была у матери три года. Кажется, звёзды понимают это и смотрят «пронзительно». И клён одинокий, озябший, ему некуда было деться от этой бесприютной, ветреной ночи (приём олицетворения).
-Какую роль играют в рассказе метафора и олицетворение?
-Как вы думаете, повлияла ли эта встреча с клёном на решение написать письмо дочери?
-А Настя? Что мы узнаем о ней?
-Как проявляла себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
-Как оценили деятельность Насти художники? Прочитайте текст.
-Каково авторское отношение к Насте?(Прямых авторских оценок нет, но «Настя...нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»)
-Какая пословица есть о глазах? (слайд № 7 Глаза – зеркало души)
-А у Насти какие глаза? Какой разоблачающий эпитет! О чём говорят глаза героин?
-Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, что у человека такое же холодное, жестокое сердце. Подтверждается ли эта мысль отношением Насти к матери?
-Как Настя отреагировала на письмо мамы? Давайте найдем отрывок в тексте.
( « Куда там сейчас ехать! – сказала она и встала. – Разве отсюда вырвешься!
Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слёзах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней- и положила письмо в ящик письменного стола»)
-Какой вывод можно сделать, тронуло ли письмо матери Настю?
-Можно ли обвинить Настю в чёрствости, жестокости, ведь она такое живое участие приняла в судьбе Тимофеева?
-Да, с одной стороны она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой – не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая возможно, умирала в те часы, когда её хвалили за внимание к человеку. Её не тронуло письмо мамы. И более того… Настя так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. Обратимся к тексту.
( «Катя умирает. Тихон.»
-Настя: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть это не мне.
Першин: «В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…»)
-Какой приём использует Паустовский, противопоставляя мысли Насти и слова Першина?
-Что подчёркивает этим писатель? Какая на самом деле Настя?
-А сейчас мы отвлечёмся от текста и прочитаем выдержки из писем воспитанников колонии (слайд № 8)
- «…Мама – это святое! Мама- это всё! Мама- это жизнь моя! Я знаю, что мама меня любит и ждёт»
- «…Сейчас, только сейчас, я начинаю осознавать.., как мне не хватает мамы! Не хватает мне писем от мамы, её добрых и тёплых слов, её заботы!»
- «…Дорогая моя Мамуля! Если б ты знала, как плохо мне жить без тебя. Если бы ты знала, как я проклял день, когда совершил преступление! Дорогая моя, повернуть бы время назад! Я хочу обнять тебя и сказать: «Ты прости меня, мама!»
- «…Я очень любил, люблю и буду любить свою маму! Когда я потерял её, я сбился с дороги, потерял смысл жизни и попал в колонию. Но я всё равно верю, что мама меня видит сверху, переживает за меня. Иногда я даже обращаюсь к маме за помощью, чтобы она мне помогла. И я думаю, что она мне помогает. Я хочу сказать всем людям: «Помните - ни один человек в мире не сможет заменить вам её!!!»
Итак, Паустовский разоблачает Настю. Он использует для этого образ Гоголя. Гоголь – сатирик. По мнению А.С.Пушкина, он обладал удивительной способностью сразу угадывать человека. (слайд № 9)
-Когда появляется образ Гоголя? Прочитайте.
-Могла ли Настя вынести честный, укоризненный взгляд Гоголя? Что сразу ей вспомнилось?
-И что вдруг Настя ясно понимает?
(- «Мама! Как это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!»)
Звучит стихотворение Р.Гамзатова «Берегите матерей»
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова:
Знайте – дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать.
-Настя думала: «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила» Поезд стремительно мчался сквозь ночные леса, а ей казалось – он едва тащится. Не успела… Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Мама могла бы понять, простить, успокоить. «Настя уехала из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал…»
Настя убежала из Заборья. Но от чего ей никуда и никогда не скрыться?
-Никто не может так любить, как мать; никто не может прощать, как мать. В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям. И отразилась она в пословицах и поговорках. Давайте назовём их (слайд № 10)
-Материнская молитва со дна моря достанет
-Материнское сердце в детях, а детское - в камне
-Материны глаза слепы
-Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет
-Нет милее дружка родной матушки
-Ребята, а почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?
-Что она сделала, и как её это характеризует?
-Какими постарается воспитать молоденькая учительница своих учеников?
-Но таких людей встретили мы на страницах рассказа. Кто они?
Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовский. Они незаметны, не могут красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда поймут и помогут.
-Какой урок Тихон преподнёс девочке? Найдите в тексте.
( «А ты смотри, дурра, - сказал он сердито Манюшке, и за добро плати добром, не будь «пустельгой»)
-Как вы понимаете «пустельга»?
То есть научись отделять главное от второстепенного – это и авторское напутствие всем читателям.
-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
(слайд № 11
Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле»
Пятая заповедь Божия)
-Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов: (слайд № 12)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.
Так часто в сутолоке жизни, в спешке, и мы забываем о самых близких нас людях. Мне бы хотелось, чтобы после урока вы вспомнили дорогих вам людей, пересмотрели свое к ним отношение.
Я вас прошу – и ныне, и всегда
Вы матерей своих жалейте милых.
Не то, поверьте мне, вас ждёт беда,
Себя вы не простите до могилы.
А я вдруг задыхаюсь среди дня,
Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи,-
Мне чудится, что мать зовёт меня,
Мне кажется, я слышу голос: «Дочка»!
Все, приходящие ко мне сейчас,
Велик ли прок от ваших взглядов слёзных?
Своих живых – я заклинаю вас-
Жалейте матерей, пока не поздно.
Звучит песня Евгения Мартынова « А мамины глаза»
4.Подведение итогов урока
-Какие проблемы поднимаются автором в рассказе?
-В чём заключается «моральная проповедь» произведения?
5.Объяснение домашнего задания
Напишите ответ на вопрос: « Что я услышал в телеграмме от Паустовского?»
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ В РАССКАЗЕ; 2. ВПИТАТЬ В СЕБЯ «МОРАЛЬНУЮ ПРОПОВЕДЬ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЭПИГРАФ Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это МАТЬ. М.Горький
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Глаза - это зеркало души
ПИСЬМА ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИИ: «…Мама – это святое! Мама – это всё! Мама – это жизнь моя! Я знаю, что мама меня любит и ждёт» «…Сейчас, только сейчас, я начинаю осознавать…, как мне не хватает мамы! Не хватает мне писем от мамы, её добрых и тёплых слов, её заботы!» «…Дорогая моя Мамуля! Если бы ты знала, как плохо мне жить без тебя. Если бы ты знала, как я проклял день, когда совершил преступление! Дорогая моя, повернуть бы время назад! Я хочу обнять и сказать: «Ты прости меня, мама!» «…Я очень любил, люблю и буду любить свою маму! Когда я потерял её, я сбился с дороги, потерял смысл жизни и попал в колонию. Но я всё равно верю, что мама меня видит сверху, переживает за меня. Иногда я даже обращаюсь к маме за помощью, чтобы она мне помогла. И я думаю, она мне помогает. Я хочу сказать всем людям: «Помните – ни один человек в мире не сможет заменить вам её!!!»
МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА СО ДНА МОРЯ ДОСТАНЕТ. МАТЕРИНО СЕРДЦЕ В ДЕТЯХ, ДЕТСКОЕ - В КАМНЕ. МАТЕРИНЫ ГЛАЗА СЛЕПЫ. МАТЕРИНСКАЯ ЗАБОТА В ОГНЕ НЕ ГОРИТ И В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ. НЕТ МИЛЕЕ ДРУЖКА РОДНОЙ МАТУШКИ. Пословицы о матери
« ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШИ НА ЗЕМЛЕ» пятая заповедь Божия
Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Валентин Берестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "ПОКА НЕ ПОЗДНО"
Цель: формировать у детей здоровый образ жизни.Задачи: - раскрыть значение знаний о правилах здоровья...
социальный проект "Пока не поздно"
пилотный проект "За здоровый образ жизни"Задачи :•1. Пропаганда здорового образа жизни, исследование установок целевой группы на ЗОЖ.•2. Профилактика наркомании, алкоголизма и токсикомании.•3. Организ...
Памятка для учащихся "Пока не поздно!"
Памятка для учащихся "Пока не поздно!" является призывом к нравственным ценностям и здоровому образу жизни. Может быть использована для воспитательных бесед и информационных стендов....
Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Пока не стало поздно"
Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Пока не стало поздно" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"...
«Спешите делать добрые дела, или пока не поздно»
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"«...
Родительское собрание «Пока не поздно»
Родительское собрание «Пока не поздно»...
Родительское собрание на тему «Пока не поздно!»
Родительское собрание на тему "Пока не поздно!"...