Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Пока не стало поздно"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу,- это мать.
М.Горький.
Тема: « Пока не стало поздно» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Цель урока: познакомить учащихся с писателем, с рассказом «Телеграмма», с материалом, который он использует в своих произведениях.
Задачи урока : 1.Поразмышлять над проблемой, которая затронута в рассказе,- взаимоотношения родителей и детей.
2. Учить учащихся высказывать своё мнение при анализе поступков героев; видеть авторскую позицию по отношению к своим героям.
3. Пробудить чувства учащихся и их желание пристально взглянуть на себя , на своё отношение к родителям.
Ход урока.
- Сообщение ученика о К.Г.Паустовском.
- Слово учителя.
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Но всё-таки чаще Паустовский писал о простых и безвестных людях, о которых читаем с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»
-Настоящая доброта… Какая она? Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне. Что же задело, тронуло в судьбе этой женщины? (ответы учащихся)
3. Анализ вступительной части рассказа.
- Как же создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
- С чего начинается рассказ? О чём это говорит?
4. Беседа о главной героине рассказа – Катерине Петровне.
- Как передаётся одиночество Катерины Петровны? (см.текст)
- Что узнаём о её прошлом? Какое её постоянное занятие?
- Целый год она не выходила из дому, а однажды решила выйти. Почему?(текст) Прочитайте этот отрывок. Какова роль пейзажа в нём?
Найдите метафору и олицетворение. С какой целью автор их употребляет?
Что пишет писатель о судьбе клёна?
- Прочитайте письмо, которое написала Катерина Петровна в этот же вечер
- Что вас удивило в этом письме?
- Как характеризует героиню то, что в письме она пишет о саде, об осени?
- Как описывается природа в день похорон Катерины Петровны?
5. Беседа о Насте.
- А теперь перенесёмся в Ленинград, где жила её дочь Настя. Кем она работала?
- Прочитайте описание внешности Насти. Что он использует, описывая её глаза? (эпитет – холодные)
- Почему?
-Но можно пи говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?
- Что же нам позволяет судить о раздвоенности Насти? (Отношение Насти к письму матери.)
Как автор выражает своё отношение к героине? Найдите ответ в тексте.
- Почему Настя заметила насмешливый взгляд именно Гоголя, а не Пушкина? (И автор, и сатирик как бы увидели Настю изнутри: доброта Насти показная,не настоящая.)
- В какой момент Настя получает телеграмму? Как характеризует героиню её реакция на телеграмму?
Как Паустовский показал, что Настя поняла: мать умирает?
- Успела ли она на похороны матери?
- Почему она проплакала всю ночь?
- На что вы обратили внимание, читая строки, посвящённые описанию жизни Насти? (почти нет описания природы)
- Почему?
6. Беседа с элементами дискуссии.
7. Пословицы о матери.
- В народе всегда отмечается особая любовь матери к своим детям, в отличие от неблагодарности детей матери. Какие пословицы и поговорки о матери вы записали в тетради? Прочитайте и объясните их смысл.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Материно сердце в детях, а детское в камне.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
8. Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».
- В чём сходство стихотворения с рассказом?
8. Беседа о незаметных простых людях, показанных в рассказе.
- О каких людях ещё рассказывает Паустовский на страницах рассказа?
- Почему в конце рассказа автор показывает молодую учительницу? Что мы о ней узнаём?
-Здесь уместно вспомнить слова М.Горького, которые взяты эпиграфом к уроку. Кто лучше понимал эти слова: Настя или молодая учительница?
- Таких людей мы и встречаем на страницах рассказа. Как писатель изображает их? Много ли он о них говорит? (Ответы учащихся.)
- Да, это простые русские люди, которых так любит Паустовский.
Каким предложением заканчивается рассказ? В чём смысл этого предложения? Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?
9. Заключительная беседа.
- Ребята, заставил ли вас этот урок взглянуть на себя со стороны и задуматься о своём отношении к родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...