Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Пока не стало поздно"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Ульянова Людмила Васильевна
Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Пока не стало поздно" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы всегда в долгу,- это мать.

М.Горький.

Тема: « Пока не стало поздно» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

        Цель урока: познакомить учащихся с писателем, с рассказом «Телеграмма», с материалом, который он использует в своих произведениях.

        Задачи урока : 1.Поразмышлять над проблемой, которая затронута в рассказе,- взаимоотношения родителей и детей.

        2. Учить учащихся высказывать своё мнение при анализе поступков героев; видеть авторскую позицию по отношению к своим героям.

        3. Пробудить чувства учащихся и их желание пристально взглянуть на себя , на своё отношение к родителям.

Ход урока.

  1. Сообщение ученика о К.Г.Паустовском.
  2. Слово учителя.

 Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Но всё-таки чаще Паустовский писал о простых и безвестных людях, о которых читаем с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

        -Настоящая доброта… Какая она? Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне. Что же задело, тронуло в судьбе этой женщины? (ответы учащихся)

        3. Анализ вступительной части рассказа.

        - Как же создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?

        - С чего начинается рассказ? О чём это говорит?

4. Беседа о главной героине рассказа – Катерине Петровне.

- Как передаётся одиночество Катерины Петровны? (см.текст)

- Что узнаём о её прошлом? Какое её постоянное занятие?

- Целый год она не выходила из дому, а однажды решила выйти. Почему?(текст)   Прочитайте этот отрывок. Какова роль пейзажа в нём?

Найдите метафору и олицетворение. С какой целью автор их употребляет?

Что пишет писатель о судьбе клёна?

- Прочитайте письмо, которое написала Катерина Петровна в этот же вечер

- Что вас удивило в этом письме?

- Как характеризует героиню то, что в письме она пишет о саде, об осени?

- Как описывается природа в день похорон Катерины Петровны?

5. Беседа о Насте.

- А теперь перенесёмся в Ленинград, где жила её дочь Настя. Кем она работала?

- Прочитайте описание внешности Насти. Что он использует, описывая её глаза? (эпитет – холодные)

- Почему?

-Но можно пи говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?

- Что же нам позволяет судить о раздвоенности Насти? (Отношение Насти к письму матери.)

Как автор выражает своё отношение к героине? Найдите ответ в тексте.

- Почему Настя заметила насмешливый взгляд именно Гоголя, а не Пушкина? (И автор, и сатирик как бы увидели Настю изнутри: доброта Насти показная,не настоящая.)

- В какой момент Настя получает телеграмму? Как характеризует героиню её реакция на телеграмму?

Как Паустовский показал, что Настя поняла: мать умирает?

- Успела ли она на похороны матери?

- Почему она проплакала всю ночь?

- На что вы обратили внимание, читая строки, посвящённые описанию жизни Насти?  (почти нет описания природы)

- Почему?

6. Беседа с элементами дискуссии.

7. Пословицы о матери.

- В народе всегда отмечается особая любовь  матери к своим детям, в отличие от неблагодарности детей матери. Какие пословицы и поговорки о матери вы записали в тетради? Прочитайте и объясните их смысл.

        Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материно сердце в детях, а детское в камне.

        Материнская молитва со дна моря вынимает.

8. Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».

- В чём сходство стихотворения с рассказом?

8. Беседа о незаметных простых людях, показанных в рассказе.

- О каких людях ещё рассказывает Паустовский на страницах рассказа?

- Почему в конце рассказа автор показывает молодую учительницу? Что мы о ней узнаём?

-Здесь уместно вспомнить слова М.Горького, которые взяты эпиграфом к уроку.   Кто лучше понимал эти слова: Настя или молодая учительница?

- Таких людей мы и встречаем на страницах рассказа. Как писатель изображает их?  Много ли он о них говорит? (Ответы учащихся.)

- Да, это простые русские люди, которых так любит Паустовский.

Каким предложением заканчивается рассказ? В чём смысл этого предложения?    Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

9. Заключительная беседа.

- Ребята, заставил ли вас этот урок взглянуть на себя со стороны и задуматься о своём отношении к родителям?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...