Урок – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»
учебно-методическое пособие по литературе (9 класс) на тему

        Урок – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»

 

Цели и задачи : вызвать интерес к чтению литературы стран СНГ о Великой

                           Отечественной войне, к изучению жизни и творчества

                           В.В.Быкова;

                           ознакомить учащихся с биографией писателя, способствовать

                           нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию

                           укреплению дружественных чувств к белорусскому народу,

                           интереса к его культуре.

 

Оборудование: портрет В.В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной

                           войне, выставка «Набат памяти» об исторических местах

                           Белоруссии, связанных с Великой Отечественной войной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konferentsiya_po_povesti_v.bykova_obelisk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок – конференция по повести В.В.Быкова «Обелиск»

Цели и задачи : вызвать интерес к чтению литературы стран СНГ о Великой

                           Отечественной войне, к изучению жизни и творчества

                           В.В.Быкова;

                           ознакомить учащихся с биографией писателя, способствовать

                           нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию

                           укреплению дружественных чувств к белорусскому народу,

                           интереса к его культуре.

Оборудование: портрет В.В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной

                           войне, выставка «Набат памяти» об исторических местах

                           Белоруссии, связанных с Великой Отечественной войной.

I Вступительное слово учителя.

  Мы – россияне. Мы живём в стране, история которой тесно связана с      историей Белоруссии и Украины. Мы – славяне. Русский язык вместе с бело-

русским и украинским входит в одну и ту же группу восточно – славянских языков. Мы гордимся литературой и искусством наших народов – этим бесценным вкладом в мировую культуру.

  Великая Отечественная война – это страшные годы, которые наши народы пережили вместе, вместе выстояли, вместе одолели врагов. Среди тех, кто честно и мужественно рассказывает нам о Великой Отечественной войне наш современник, писатель В.В.Быков.

II Сообщения учащихся о жизненном пути В.В.Быкова.

   Василь Быков – человек удивительной судьбы. Василий Владимирович Быков пишет на белорусском и русском языках.

   Родился в 1924 году в деревне Череповщина Уманского района Витебской области в семье крестьянина. Учился в Витебском художественном училище. Семнадцати лет ушёл добровольцем на фронт.

   На братской могиле под Кировоградом стоит обелиск. В длинном списке фамилий значится и Василь Быков. А он выжил, выполз из хаты за несколько минут до того, как её проутюжили фашистские танки.

  Командир батареи лейтенант Василь Владимирович Быков не однажды оказывался и без артиллеристов, и без пушек. В такие «паузы», если не был ранен, командовал стрелковым взводом, водил его в атаки, а потом снова возвращался в дивизион, снова пушки, прямая наводка, прямая дуэль с танками, самоходками ( «Известия», №156 за 1974 год).

  Переживания военных лет легли в основу многих рассказов В. Быкова, его повестей «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Сотников» (1970), «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» (1974) и др.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В.Быков удостоен Государственной премии СССР 1974 года.

Нравственные возможности человека, выявляемые на крутых жизненных переломах, - вот тот угол зрения, который избрал В.Быков. он изображает своих героев в момент главного жизненного испытания, выпавшего на их долю, в «минуту, страшнее которой уже не будет». Герои остаются один на один со своей совестью. Может статься, что никто и не узнает, как они вели себя в трудную минуту. Всё зависит от того, как они понимают свой нравственный долг перед Родиной.

(Учащиеся выступают с сообщениями, дополняют друг друга).

III Эпиграфом к нашей конференции пусть будут слова поэтессы Нины

     Гребельной:

         Дубрава человечности полна:

         Героям павшим кланяется низко.

         Сейчас от нас минувшая война

         Во времени и далеко и близко.

         Известные погибших имена

         Записаны на гранях обелиска,

         Но есть другие, и не их вина,

         Что выпали  безвестные из списка.

                                          ( Н. Гребельная. «Два сонета»).

IV Учитель: Как вы думаете, почему В.Быков и в наши дни верен военной

      теме?

      О чём вам говорит название Хатынь?

   Отвечая на этот вопрос, я хотела бы прочитать вам отрывок из публицистической статьи В.Быкова «Колокола Хатыни».

«У французов есть Орадур, у чехов – Лидице. Символ безмерных испытаний белорусов – Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень, уничтоженных в годы Великой Отечественной войны вместе с их жителями.»

«Кровавая трагедия этого лесного пожарища в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулемёта. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.

   Скрупулёзно разрабатывая многочисленные аспекты войны против Советского Союза, Гитлер вместе с судьбой всего белорусского народа учёл и Хатынь. Согласно плану «ОСТ», принятому фашистами в 1941 году, ¾ белорусов предусматривалось выселить с занимаемых ими территорий, а остальных превратить в безмолвных рабов, немецких колонистов. Но, к удивлению гитлеровских заправил, этот народ, один из «тишайших» и миролюбивых народов Европы, проявил такую несокрушимую стойкость, что ещё в начале войны поставил в немалое затруднение руководство фашистской  Германии».

«Хатынь преподаёт человечеству простой, как истина, и вечно мудрый урок бдительности. Человечество должно помнить о смертельной угрозе, которой оно избежало в недалёком прошлом, и ежедневно заботиться о будущем».

V Вопросы для обсуждения на конференции.

  1. Какое  впечатление произвела на вас эта повесть, созданная в 1972 году?
  2. Почему В.Быков выбрал для неё такое название – «Обелиск»?
  3. Где происходят события в повести, кто её главные герои?
  4. Что привело писателя в Сельцо, на похороны учителя Миклашевича?
  5. Кто из пришедших на поминки особенно близко принял к сердцу эту беду? Чем вам запомнился Тимофей Титович Ткачук?
  6. Поговорим о главном герое повести, учителе Алесе Ивановиче Морозе? Что примечательного было в его внешности и поступках до войны?

В своих выступлениях учащиеся рассказывают о том, как Ткачук впервые увиделся с Алесем Ивановичем Морозом и не поддержал пани Ядю, чему А.И.Мороз учил детей и как он это делал, как относился к детям; что вызвало несогласие Тимофея Титовича.

  1. Какие изменения произошли в Западной Белоруссии в начале войны?
  2. Чем непохожи были два полицая – Лавченя и Каин?
  3. Что делали в начале войны А.И.Мороз и Т.Т.Ткачук?
  4. Перед каким нравственным выбором оказался А.И.Мороз? Почему он ослушался командира отряда? Считаете ли вы поступок А.И.Мороза подвигом или у вас есть другие мысли по этому поводу?
  5. Как характеризует А.И.Мороза его поведение в последние дни его жизни?
  6. О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал человека?

VI Задание на дом: написать сочинение – миниатюру «Размышляя над прочитанной книгой…»

VII Итог урока.

  Всякий раз, читая повесть В.Быкова, мы словно преодолеваем огромный по силе впечатления и краткий по времени путь мужества, ощущаем движущие силы воинского героизма и просто человеческой порядочности. «На самом острие война идёт между политическими целями. Но есть ещё более широкий фронт в этой мировой войне, проходит он между человеком и тем, что фашизм хотел бы из него сделать». Этими словами А.Адамовича мне и хотелось бы закончить нашу конференцию.

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к уроку-конференции по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разобрать и показать идейно-тематическое содержание повести....

Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ по повести Н.В. Гоголя «ПОРТРЕТ» в 8-ом классе

Данный урок проходит в формате читательской конференции.Планируемые результаты урока:Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственного о...

Читательская конференция по повести В.Быкова "Обелиск"

Читательская конференция по повести В.Быкова "Обелиск"...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Василя Быкова "Обелиск"

Урок направлен на формирование у обучающихся патриотических чувств,связанных с омыслением событий Великой Отечественной войны, воспитание гордости за страну и его героев. На уроке используется презент...