Читательская конференция по повести В.Быкова "Обелиск"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Кабанец Наталья Анатольевна

Читательская конференция по повести В.Быкова "Обелиск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_konferentsiya_v._bykov.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция по повести В.Быкова «Обелиск» (8 класс).

Цель: развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание чувства гражданственности, патриотизма.

Оборудование: выставка книг В. Быкова, ноутбук, проектор.

Ход проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Биография В.Быкова (сообщение подготовленного ученика).
  3. Обсуждение повести.
  4. Слайдовая презентация «Героями не рождаются».
  5. Заключительное слово учителя.

Звучит песня «От героев былых времен» (в исполнении вокальной группы 8 к класса).

Вступительное слово.

Ведущиий1: Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах всех народов мира, оно выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война - это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов  людей.

Ведущий 2: Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин, стариков, детей. Война не щадит никого. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне.

Ведущий1: «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его  чести, оклеветать, вывернуть и переломить его душу. А он стоит. А он все выносит»

Ведущий2: «Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».

Ведущий1: Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову.

Ведущий2: Давайте познакомимся с  автором повести «Обелиск».

Биография В.Быкова ( сообщение подготовленного ученика)

На экране появляется портрет писателя В. Быкова.

Ученик рассказывает о писателе.

Василий  Владимирович  Быков  родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза». В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений о войне.

Ведущий1: Сегодня на нашей конференции мы  будем обсуждать  повесть В. Быкова «Обелиск».

Вопросы для обсуждения (были даны заранее):

  1. О каких нравственных принципах говорится в повести?
  2. Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?
  3. Почему Мороз сделал именно такой выбор?
  4. На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?
  5. Так что заслужил Мороз: забвения или памяти? Что совершил при жизни? Какой след он оставил?
  6. Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам?
  7.  О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал человека?

Ведущий 2: В.Быков. изображает своих героев в момент главного жизненного испытания, выпавшего на их долю, в «минуту, страшнее которой уже не будет». Герои остаются один на один со своей совестью. Может статься, что никто и не узнает, как они вели себя в трудную минуту. Всё зависит от того, как они понимают свой нравственный долг перед Родиной.

Слово учителя:

В. Быков писал, что «на войне люди часто стоят перед выбором: жизнь или смерть; жизнь, купленная ценою нравственного падения, или смерть от палачей - третьего не дано, уклониться невозможно, ты сам должен выбра:rь свою судьбу». Повести Быкова, в которых герои изображаются чаще всего в трудных ситуациях, требующих от них немедленного решения, рассказывают нам о том, как и почему человек остается человеком в суровых условях войны.

И сегодня мне бы хотелось обсудить с вами, что можно считать подвигом,  каким путем человек приходит к самопожертвованию; почему, во имя чего совершается поступок; является ли подвигом поступок учителя Алеся Мороза? Можно ли назвать подвигом поступок его учеников?

О каких нравственных принципах говорится в повести?

Мороз признался Ткачуку, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.

Когда началась война Мороз принял решение продолжать учить детей стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Он ещё за них поборется.

Чья позиция вам ближе и почему?

Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?

Личность Мороза героическая. Он всю свою жизнь и даже смерть отдал главной цели – служению людям, детям, в которых будущее страны. Не явись Мороз к арестованным, вера детей в благородство, мужество и порядочность были бы растоптаны, человеческое было бы “расчеловечено”, чего Мороз допустить никак не мог. Удалось уберечь Миклашевича , он продолжал дело учителя Мороза. Смысл и цель жизни Алеся Ивановича вошли в новые судьбы. Прав Ткачук: «Такое не пропадает. Прорастет. Таких людей не забудут»

Обратим внимание на слайд.  Значение слова «подвиг».

Так что же заслужил герой повести Алесь Мороз забвения или памяти?

-  Каким человеком автор показал учителя в довоенное время? Чему он учил своих учеников?

Автор показал учителя Алеся  Мороза неординарным, непохожим на других, скромным человеком. Он открыл школу в панской усадьбе, чтобы все дети учились, приобщались к культуре, а самое главное, чтобы поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане. И если говорил Мороз ребятам о справедливости, то добивался ее, не отступая перед трудностями и неприятностями, принимая близко к сердцу их дела. Например, жизнь ученика Павлика Миклашевича с появлением мачехи превратилась в ад, отец лупил его, почем зря, а Мороз забрал мальчика к себе и не отдал, когда отец пожаловался в суд. Если говорил, что все должны учиться, то девочкам - близняшкам, которым мать-вдова не могла справить обуви, купил ботинки на свои не слишком большие доходы, чтобы могли в школу ходить. Если, прочитав «Муму» ученикам, говорил о милосердии к слабым, осуждал жестокость, то, когда ребята принесли щенят, которых им дома приказали утопить, оставил щенят в школе. Он мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное. «Мороз не ворошил толстовские заблуждения - он просто читал ученикам и сам: вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она сама прекрасно разберется, где хорошее, а где так себе ... » - рассказывал автору Ткачук. Очень скоро стал Мороз для своих учеников высшим и безоговорочным авторитетом, за него они готовы были и в огонь и в воду. Да и жители к нему прониклись уважением, доверием, стали чаще обращаться за советом и помощью.

Учитель:  Понятно, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими людьми станут его ученики. Однако по представлению того времени, повел себя Мороз в первые месяцы оккупации не лучшим образом, чтобы не сказать антипатриотично: школы не оставил, получил у немцев разрешение и продолжал учить детей. В лес вроде не собирался, правда, хромой калека, какой из него воин, а все - таки выходит:  служил немцам ... Так ли это?

После неудачного покушения на полицаев ученики Мороза остались верны своему делу, никто не предал друг друга. Преданы они были и своему учителю. Ребята сидят в амбаре, немцы допрашивают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Поначалу ребята держались твёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истязать, и первым не стерпел Бородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпустят. И в эту самую пору является Мороз. Рано утром, когда село еще спало, шагнул он во двор к старосте. Теперь вся «банда» оказалась в сборе. Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. До самого конца никто из них не думал, что учитель пришёл добровольно. Считали, что схватили его где-то. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал.

Просмотр фильма (отрывка)

Ученики Мороза: Коля Бородич (18 лет), братья Тимка и Остап Кажаны, однофамильцы Смурый Николай (1 3 лет) и Смурый Андрей, Павел Миклашевич - всегда во всех делах держались вместе и во всем были заодно с учителем.

-  Какое решение принимает Мороз? Ночью учитель идет в село; он уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех - и его, и ребят. Но иначе поступить учитель не может.

Ведущий 1:

- Почему?

Выступление учащегося

Не явившись в полицию, Мороз ставил под сомнение все, что делал, чему учил детей. Его смерть, на которую он пошел по доброй воле, - это неопровержимый аргумент человечности. Нравственная сила его подвига настолько велика, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из всех ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую закваску своим ученикам.

Почему Мороз сделал именно такой выбор?

Для Мороза надо было идти. Он не мог не откликнуться на материнское горе. « …Сходи. Он умный, он учитель», просили родители связную с партизанским отрядом. Решение умереть с учениками не было для него порывом. Это итог его убеждений прожитой жизни. В последний час думает не о себе, спасая любимого ученика Миклашевича.

На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?

Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать.

        

Ведущий 2:

-  О чем заставляет размышлять читателей повесть Василя Быкова «Обелиск»?

Примерные ответы:

 ● Писатель повестью «Обелиск» заставляет нас задуматься над смыслом героизма и подвига. Заставляет понять, какой ценой завоевана победа. Учит добру,  человечности, справедливости, верности своему долгу.

● Меня эта повесть заставила не только раздумывать, но и страдать и благодарить всех погибших и оставшихся в живых за то, что они нам подарили светлое над головой.

● От этой повести, как от самой войны, болит сердце и хочется лишь,  чтобы никогда это не повторилось.

 ● Повесть как бы говорит: помните о тех, кто выстоял в этом испытании, отдайте дань этим героям. Мне кажется, что автор обращается к нам с призывом: не забывать! Не забывать, что для того, чтобы одолеть фашизм,

нужна была не только сила оружия, но и сила человечности!

Учитель:

- На какие детали вы обратили внимание?

-Кому и за что ставят обелиски?

- Почему повесть названа «Обелиск»? 

Так что заслужил Мороз: забвения или памяти? Что совершил при жизни? Какой след он оставил? Прослеживается ли связь поколений, в чем она?

Поступок Мороза должен быть увековечен не только в граните, но память о нем должна жить в наших сердцах. Мороз отдал жизнь за своих учеников, так подсказала ему его совесть, Миклашевич всю жизнь боролся за то, чтобы имя учителя оказалось на Обелиске Мороз — Миклашевич- нравственная преемственность поколений. «Мороз не был отцом Миклашевичу, но преемственность была. Просто на диво. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью похож Миклашевич на своего учителя. И после него это останется, прорастёт, не пропадёт, не может не прорасти.»

Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам? Мужество, благородство, принципиальность.

Итог конференции:

Ведущий1: Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной.

Ведущий2:  Память – не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война»…

О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал человека?

Заключительное слово учителя.

Эта повесть, как и многие другие повести Быкова, обращена к нашим дням, к будущему. Каждым образом, каждой мыслью, каждой фразой напоминает о том,  каким должен быть человек, напоминает о его ценностях, достоинствах, о праве на счастье, о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и  которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах ...  

 Я думаю, что вы заинтересовались творчеством Быкова, и у вас возникло желание прочитать и другие его повести о войне.

Мы предлагаем  написать отзыв о книге В. Быкова «Обелиск» и опубликовать в Дневнике.ру на страниценашего  класса  (Форум В.Быков «Обелиск»).

 Слово предоставляется  библиотекарю Гузель Махмутовне Бурановой.

 Обзор о книгах Быкова, которые имеются в библиотеке, делает библиотекарь Буранова Гузель Махмутовна.  На экране книги В. Быкова о войне.

Список литературы

  • Быков В.В. «Обелиск», М., 1973
  • Литература. Справочник школьника. М.,1995
  • Современная русская советская литература. Часть вторая. М.,1987
  • Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.,1999
  • Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
  • Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г.
  • Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Читательская конференция по повести М. Мартиросовой "Фотографии на память"

Эпиграфом к конференции могут служить слова из повести: "Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-т...

Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

   Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных  лет, связать воедино слово и время. Т...

Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Разработка читательской конференции по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" среди 9-11 классов....

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...