Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И.________________________ класс ___________
5 класс Лабораторная работа № 1
«Рассматривание кожицы лука под микроскопом».
Материалы и оборудование: луковица лука; микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, салфетка, стаканчик с водой, препаровальные иглы.
Цель работы:
ХОД РАБОТЫ
1. Определите, во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Запишите в тетрадь.
2.Приготовьте микропрепарат кожицы лука, пользуясь инструктивной карточкой:
Приготовление микропрепарата кожицы лука
1) Протрите предметное и покровное стекла салфеткой кусочком марли.
2) Нанесите на предметное стекло пипеткой каплю воды.
3) Снимите с помощью препаровальной иглы с поверхности мясистой чешуи маленький кусочек прозрачной кожицы, опустите его в каплю воды, расправьте препаровальной иглой.
4) Накройте кожицу покровным стеклом. Остатки воды аккуратно удалите с помощью фильтровальной бумаги.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, потом при большом увеличении.
4.Какие части клетки вы увидели? ______________________________________
Зарисуйте клетку кожицы лука. Отметьте эти части клетки на рисунке.
5. Какие пластиды находятся в клетках кожицы лука, как они называются? (П)
_______________________________
6 . Могут ли клетки луковицы осуществлять фотосинтез? Почему?
7. Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П)
(Используйте рис. 1,3 в инструкции)
Вопросы | Клетки кожицы лука | Клетки листа элодеи |
1.Какая форма у клеток? | ||
2.Какова окраска клеток? С чем она связана? | ||
3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки? |
8. Сделайте вывод: Чем отличается строение клеток разных растений?
Ф.И.________________________ класс ___________
5 класс Лабораторная работа № 2
«Рассматривание клеток листа элодеи под микроскопом».
Оборудование: лист элодеи, микроскоп, препаровальные иглы, пипетка, стекла покровные и предметные, иголка, вода, фильтровальная бумага.
Цель работы:
ХОД РАБОТЫ
1. Определите, во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Запишите в тетрадь.
2..Приготовьте микропрепарат клетки листа элодеи, пользуясь инструктивной карточкой:
Приготовление микропрепарата листа элодеи:
1) Протрите предметное стекло салфеткой
2) Нанесите на предметное стекло пипеткой каплю воды.
3) Поместите в каплю воды лист элодеи
4). Накройте лист покровным стеклом. Остатки воды аккуратно удалите с помощью фильтровальной бумаги.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, потом при большом увеличении.
4.. Какие части клетки вы увидели?____________________________________
Зарисуйте клетку листа элодеи. Отметьте эти части клетки на рисунке.
5. Какие пластиды имеются в клетках листа элодеи? Как они называются? ______________________
6 . Могут ли клетки листа элодеи осуществлять фотосинтез? Почему?
______________________________________________________________________
7. Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П) (Используйте рис. 1,3 в инструкции)
Вопросы | Клетки кожицы лука | Клетки листа элодеи |
1.Какая форма у клеток? | ||
2.Какова окраска клеток? С чем она связана? | ||
3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки? |
8. Сделайте вывод: Чем отличается строение клеток разных растений?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос урока Чем различается строение клеток разных растений?
Методы биологии Наблюдения Эксперимент Сравнения Исторический Моделирования Микроскопирования
Тема урока: Мое биологическое исследование: микроскопирование растительной клетки Объект исследования для 1 варианта –кожица лука Объект исследования для 2 варианта-лист элодеи
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 1.Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы . 2.При использовании режущих и колющих предметов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и товарищей, класть на рабочее место заостренными частями от себя. 3.Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их. 4 .Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат 5.. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок 6. Не передавать микроскопы с парты на парту, не разрешается вставать с места без разрешения учителя 7. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование и инструменты, препараты.
Выявить особенности строения растительной клетки 1 вариант- кожицы лука; 2 вариант - листа элодеи Цель работы:
Задание 2 Этапы приготовления микропрепарата 1. Протрите предметное стекло салфеткой и настройте свет в микроскопе 2. Нанесите на предметное стекло пипеткой каплю воды 3. Поместите объект на предметное стекло в каплю воды, расправьте препаровальной иглой. 4. Накройте объект покровным стеклом, остатки воды удалите салфеткой и поместите препарат на предметный столик и настройте с помощью винтов четкость изображения, рассмотрите.
Вопросы Клетки кожицы лука Клетки листа элодеи 1.Какая форма у клеток? 2.Какова окраска клеток? С чем она связана? 3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки? Задание 7 Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П)
Вывод: Растительные клетки отличаются по строению своей формой, размерами, окраской и наличием разных видов пластид.
Самооценка Рефлексия 1. Я добился запланированного результата? 2. Я выполнял все задания самостоятельно или в паре? 3. Какие задания вызвали затруднения? 4. Из скольки этапов состоит приготовление микропрепарата? 5. Какой метод или методы я использовал, чтобы выполнить работу? 6. Я полностью справился с заданием или частично? 7. Какую отметку я себе поставил? Почему? Критерии отметки (Работа рассчитана на повышенный уровень) 4+ (близко к отлично) Частично успешное выполнение заданий с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой то момент выполнения заданий. (приготовление микропрепарата, рассматривание его под микроскопом, выполнение всех заданий, но есть неточности , недочеты, или не сделан вывод) - 60-79 % 5 –отлично полностью успешное решение ( без ошибок и самостоятельно)- 80-100 % .
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс 5
Тема учебного занятия:
Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток.
Тип учебного занятия: Рефлексия
Форма занятия: Лабораторная работа
Цели учебного занятия:
Обучающие (предметный результат)
1. Закрепление умений определять основные части растительной клетки
2. Формировать умение сравнивать растительные клетки между собой
3. Закрепление умений объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с выполняемыми функциями.
4.Формирование умения работать с микроскопом и инструктивной карточкой, выполнять рисунок с микропрепарата
5. Формирование и закрепление умений понимать смысл биологических терминов:
Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты (П), фотосинтез, пластиды (П)
Развивающие (метапредметный результат)
Развитие у учащихся познавательных общих, коммуникативных и регулятивных УУД
Воспитывающие (личностный результат)
Формирование мотивации к исследовательской деятельности, направленной на изучение живой природы; эстетического отношения к живой природе; создание условий успешности для каждого ученика в классе.
Прогнозируемые результаты учебного занятия
Предметные:
Ученик будет знать:
1. Виды пластид растительной клетки и их функции
Ученик будет уметь:
1. Сравнивать клетки разных организмов и растительных клеток между собой
2. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки
3. Работать с микроскопом, делать рисунки с микропрепарата, пользоваться инструктивной карточкой
Получит возможность научиться:
Готовить микропрепараты разных растительных объектов
Метапредметные
У ученика будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, задачи
2. Составлять план решения проблемы, сверять свои действия с целью, формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать выработку критерий оценки.
3. Осуществлять самооценку и самоконтроль
4. Рефлексия
Коммуникативные
1. Умение организовывать взаимодействие в группе (паре)
Познавательные:
1. Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и наоборот).
Личностные
Мотивация к исследовательской деятельности
Технологии
1. Обучение в сотрудничестве
2. Проблемно-диалоговые
3. Технология исследовательской деятельности
4. Дифференцированное обучение
Оборудование к уроку и ТСО полученное для реализации внедрения к ФГОС:
Микроскопы световые (на класс), микроскоп цифровой (для демонстрации микропрепаратов кожицы лука и листа элодеи учителем), веб-камера (для демонстрации рефлексии учащихся, результатов выполненных заданий и т.д.), компьютер, проектор, экран, видеофильм «Растительная клетка», презентация (составленная учителем к уроку), инструктивные карточки для лабораторной работы (составленные учителем к уроку), лабораторное оборудование (стекла предметные, покровные).
Предварительный просмотр:
Ф.И.______________________________
Рефлексия
1. Я добился запланированного результата?
2. Я выполнял все задания самостоятельно или в паре?
3. Какие задания вызвали затруднения?
4. Сколько этапов включает приготовление
микропрепарата?
5. Какой метод или методы я использовал, чтобы выполнить работу?
6. Я полностью справился с заданием или частично?
7. Какую отметку я себе поставил? Почему?
Критерии отметки (Работа рассчитана на повышенный уровень).
4+ (близко к отлично) Частично успешное выполнение заданий с незначительной ошибкой или с посторонней помощью, в какой то момент выполнения заданий. (приготовление микропрепарата с помощью других, рассматривание под микроскопом, выполнение всех заданий, неточности или недочеты, не сделан вывод) -60-79 %
5 –отлично. Полностью успешное решение
(без ошибок и самостоятельно) - 80-100 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....
Открытый урок 6 класс "Немецкий - легко и весело" в рамках проведения общероссийского марафона, приуроченного ко Дню европейских языков.
Открытый урок 6 класс "Немецкий - легко и весело" в рамках проведения общероссийского марафона, приуроченного ко Дню европейских языков....
Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме "Маленький человек в большом мире"
Сегодня мы познакомимся с одной из повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Поговорим о нравственных категориях добра, любви, сост...
Технологическая карта к открытому уроку алгебры по теме: "Применение производной к исследованию функций" для учащихся с ОВЗ (11 класс).
Технологическая карта к уроку алгебры...
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...