Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kavkaz_v_zhizni_m.yu_.lermontova.zip793.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

 «Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова»

Цели: 1. Познакомить с фактами биографии М. Ю. Лермонтова;

2. Познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова;

3. Формировать у учащихся умение анализировать стихотворение;

4. Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

5. Развивать навыки групповой и индивидуальной практической работы;

6. Воспитывать патриотизм, интерес к истории России;

7. Формировать самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, презентация ««Люблю я Кавказ» Кавказ на картинах М.Ю.Лермонтова», презентация «Сын суровой земли», запись романса А. Варламова «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», текст стихотворения  «Кавказ».

Задания по группам к уроку:

1 группа. Подготовить сообщение «Тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов   19 и 20 веков».

2 группа. Подготовить сообщение на тему «Синие горы Кавказа» в жизни  Михаила Юрьевича Лермонтова».

3 группа. Приготовить презентацию по теме ««Люблю я Кавказ» Кавказ на картинах М.Ю.Лермонтова».

4 группа. Приготовить презентацию по теме «Сын суровой земли».

Индивидуальные задания:

1) составить список произведений М.Ю.Лермонтова о Кавказе;

2) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ»;

3) пользуюсь словарем, подобрать синонимы к выделенному  слову «сладкая песня».

Ход урока:

I. Слово учителя.

Звучит песня на слова М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

- Взаимоотношения России с народами и государствами по обеим сторонам Кавказских гор имеют долгую историю.

Сегодня эти отношения очень непросты, зачастую у многих упоминание о Кавказе и его жителях вызывает буквально ярость. Но мы должны учиться жить рядом. И этому нас учит великая русская литература

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как «орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ отправлялись и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну.

Кавказ – живописное место. Его образ нашел отражение во многих произведениях классиков русской литературы.

II.  Тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов 19 и 20 веков.

 (Отчет о работе 1 группы)

1 ученик. Тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов 19 и 20 веков занимает особое место. Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой озарены целой плеядой известных имен русских писателей и поэтов.

2 ученик. Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин. До появления его «Кавказского пленника» читатели могли встретить беглые упоминания о Кавказе в одах М. В. Ломоносова, в стихотворной повести «Бова» А. Н. Радищева и его поэме «Песнь историческая». Несколько строк посвятил кавказцам В. А. Жуковский в «Послании к Воейкову».

Но лишь с появлением «Кавказского пленника» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу, приобретая значение литературной традиции.

3 ученик. Л. Н.Толстой пишет исполненные художественного реализма и жизненной правды «кавказские» рассказы и повести. Постепенно романтическая традиция в восприятии и поэтическом изображении Кавказа, господствовавшая в 20-30 годах XIX века, в последующие десятилетия уступает место реалистической трактовке кавказской тематики.

4 ученик. Высокая традиция поэтического интереса к Кавказу, принесшая столько плодов в XIX столетии, была продолжена и развита в поэзии XX века. Отдавая дань великим достижениям в разработке кавказской темы своих гениальных предшественников, обращаются к теме Кавказа И. А. Бунин, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и другие. Начинается своеобразное паломничество русской поэзии на Кавказ. С большой силой прозвучав в стихах В. В. Маяковского, А. С. Есенина, О. Э. Мандельштама, тема Кавказа входит в поэзию Н. Н. Асеева, Б. Л. Пастернака, Н. С.Тихонова, Н. А.Заболоцкого и других современных поэтов.

III. «Синие горы Кавказа» в жизни  Михаила Юрьевича Лермонтова.

Звучит песня на слова М.Ю.Лермонтова «Синие горы Кавказа».

(Отчет о работе 2 группы)

5 ученик. Детство Лермонтова (портрет М.Ю.Лермонтова) прошло в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Впервые летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).

6 ученик. В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. 

В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).

7 ученик. В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. 

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, 15(27) июля 1841 года  Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. 

IV.  Кавказ в живописи М.Ю.Лермонтова.

 - Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. 

Отчет 3 группы. Презентация ««Люблю я Кавказ» Кавказ на картинах М.Ю.Лермонтова».

V. Кавказ - поэтическая Родина М.Ю.Лермонтова.

- Лермонтов  видел Кавказ глазами ребёнка и воина, художника и поэта.  М. Ю. Лермонтов делает Кавказ своей поэтической родиной. 

(Сообщение заранее подготовленного  ученика)

Хотелось бы рассказать о Кавказе, который изображен как в поэзии, так в прозе и живописи великого поэта. После возвращения из первой ссылки Лермонтов, наполненный удивительными творческими замыслами, начинает их воплощать в таких произведениях как "Герой нашего времени", кавказская редакция "Демона", "Мцыри", "Беглец", "Ашик-Кериб", "Дары Терека", "Казачья колыбельная песня", "Тамара", "Свиданье", "Кинжал", "Прощание", "Хаджи Абрек". Все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что "в своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности Грузию".

Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. "Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ", — так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст, повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.

14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

VI. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ».

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ» заранее подготовленным учеником.

«Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
                Люблю я Кавказ. 

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
                Люблю я Кавказ. 

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                Люблю я Кавказ!..

- Выделите биографическую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ».

- Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя  переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм.

- Задание. Найдите эти слова и объясните их значение.

«Глас» - голос.

«Летах»- годах.

«Воспомня» - вспоминая.

«Отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем.

- С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?  («сладкая песня отчизны»)

- Подберите синонимы к слову «сладкий», объясняющие его значение в данной строке.

(Сообщение заранее подготовленного  ученика)

 - М.Ю.Лермонтов любил вечер. Какой эпитет использует поэт к слову «вечер»? («розовый»)

- какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Мы видим величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца).

- Чьи образы встают перед Лермонтовым, когда он смотрит на горы Кавказа?

- Определите стихотворный размер этого текста. (1-4 строчки – четырехстопный амфибрахий, каждая пятая строка – двухстопный амфибрахий).

- Какого эффекта добивается автор, используя чередование коротких и длинных строк? (эффект неровного дыхания взволнованного человека).

- Какова композиционная роль строчки «Люблю я Кавказ» с стихотворении? (Она создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслью.)

VII.  – Кавказ стал для Лермонтова символом воли, людей, которые превыше всего ценят свободу.

Кавказ – часть жизни Лермонтова.

Кавказ неотвратимо связан  с жизнью и судьбой М.Ю.Лермонтова.  

Кавказ  стал для поэта колыбелью.

Презентация по теме «Сын суровой земли». (Отчет о работе 4 группы)

VIII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Презентация "Кавказ в жизни Лермонтова"

В данной презентации собран иллюстративный материал о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе в детские годы, во время ссылок, о месте дуэли и первичного захоронения поэта....

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова

К урокам литературы по творчествву М.Ю.Лермонтова...

Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с и...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

КАВКАЗ В ЖИЗНИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА.

Литературная композиция для учащихся 5-9 классов....