КАВКАЗ В ЖИЗНИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА.
методическая разработка (9 класс) на тему
Литературная композиция для учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kavkaz_v_zhizni_lermontova.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляева Маргарита Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки
КАВКАЗ В ЖИЗНИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА.
Литературная композиция для учащихся 5-9 классов.
Цели: показать учащимся жизнелюбие М.Ю.Лермонтова, его страстную любовь к природе и людям Северного Кавказа;
помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: любящее сердце, способность увлекаться;
постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю.Лермонтов.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
- Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
- Обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
- Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;
- Развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- Формирование дружеских отношений между учащимися;
- Формирование умения быстро принимать решения;
- Формирование толерантного отношения к представителям других народов;
- Формирование навыков публичного выступления.
Оформление класса: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин,
акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Как я любил,
Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь…
М.Ю.Лермонтов. «Измаил-бей»
Отрывок из кинофильма Николая Бурляева «Лермонтов».
Ведущий 1: Дорогие друзья, как вы поняли, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте – М.Ю.Лермонтове, вспомним его произведения, посвящённые Северному Кавказу.
Кавказ с давних времён привлекал к себе внимание русских поэтов, целая плеяда великих творцов отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю. «Природой дикой красоты» восхищался М.Ю.Лермонтов, любовался «цепью синих гор», узнавал характер народов Кавказа, которые в мирной жизни отличались «нравами тихой простоты».
Чтец. (Отрывок из ранней поэмы М.Лермонтова «Измаил-бей» (1832г.)
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, — грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, (и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.)
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.
Ведущий 2: Кавказский рай занимает исключительное место в жизни М.Лермонтова. Этот суровый и величественный край был для него символом свободы.
«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов», – писал критик Белинский.
Ведущий 1: Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, посвятившая себя воспитанию внука, возила его на воды, чтобы поправить здоровье. Эти незабываемые поездки пробудили интерес к этому краю, именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта.
Чтец. (Стихотворение «Кавказ»).
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Ведущий 2: Кавказ поразил Лермонтова: его величественные горы с вершинами, покрытыми снегами, его быстрые реки, целебные источники. В мирном черкесском ауле он смотрел байрам – мусульманский праздник, со скачками, стрельбой в цель, плясками, песнями. Здесь в ту пору шла долгая война, и маленький город Пятигорск, где остановилась Арсеньева с внуком, охранялся казаками. Возле источников Лермонтов встречал раненых офицеров, слышал их рассказы о кровавых сражениях, о схватках и засадах, подстерегавших казаков на каждом шагу, о жестоких нравах и обычаях горцев. И в основу всех юношеских кавказских поэм и стихотворений Лермонтова легли эти первые неизгладимые впечатления, этот видимый им в детстве край войны и свободы. «Кажется, что Лермонтов родился с любовью к Кавказу в крови. И уже потом никогда не изменял этой любви»,- так скажут позднее исследователи его творчества.
Чтец. (Отрывок из произведения «Черкесы»).
Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мертвый сон,
Заря, блистая, угасает,
Вдали гудит протяжный звон,
Покрыто мглой туманно поле,
Зарница блещет в небесах,
В долинах стад не видно боле,
Лишь серны скачут на холмах.
И серый волк бежит чрез горы;
Его свирепо блещут взоры.
В тени развесистых дубов
Влезает он в свою берлогу.
За ним бежит через дорогу
С ружьем охотник, пара псов
На сворах рвутся с нетерпенья;
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги; лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.
Меж диких скал крутит, сверкает
Подале Терек за горой;
Высокий берег подмывает,
Крутяся, пеною седой.
Одето небо черной мглою,
В тумане месяц чуть блестит;
Лишь на сухих скалах травою
Полночный ветер шевелит.
Ведущий 1: За свою короткую двадцатисемилетнюю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа».
Чтец. (Стихотворение в прозе «Синие горы Кавказа, приветствую Вас…»).
* * *
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!..
---
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу все темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры как стражи ночей отвечают!...
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник...
все, все в этом крае прекрасно.
---
Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землей иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром - в тишине увядая
Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
Ведущий 2: За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
Чтец. (Стихотворения «Кавказу»).
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.
Ведущий 2: Много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него, на его духовный мир; над ней выучился он мечтать и думать, в следующие поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.
Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. В природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним его горные реки.
Чтец. (Стихотворение «Дары Терека»).
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
"Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой".
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
"Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою".
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный,-
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Ведущий 1: Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух. Вспомним описание утра перед дуэлью из повести «Княжна Мэри»:
«Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его луче с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню – в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу».
Ведущий 2: Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением - в тучах, в молнии, в глазах, в пении птиц, в шелесте ветра…
Чтец. (Стихотворения «Утро на Кавказе»).
Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!
Чтец. (Отрывок из произведения «Черкесы»).
Восток, алея, пламенеет,
И день заботливый светлеет.
Уже в селах кричит петух;
Уж месяц в облаке потух.
Денница, тихо поднимаясь,
Златит холмы и тихий бор;
И юный луч, со тьмой сражаясь,
Вдруг показался из-за гор.
Колосья в поле под серпами
Ложатся желтыми рядами.
Все утром дышит; ветерок
Играет в Тереке на волнах,
Вздымает зыблемый песок.
Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струей, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
Но вот, приметя свет дневной,
Черкесы на коней садятся,
Быстрее стрел по лесу мчатся,
Как пчел неутомимый рой,
Сокрылися в тени густой.
Ведущий 1: Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества. Как образно, красиво, выразительно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон».
Чтец. (Отрывка из поэмы «Демон»).
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел,- и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Ведущий 2: Каждая поездка, которую поэт совершил на Кавказ, оставила в его душе, в его пылком воображении след. Впечатления от этих путешествий легли в основу многих его произведений. Основная идея всех его произведений о Кавказе – Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.
Чтец. (Стихотворение «Эллада»)
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые;
Когда по ним, гремя, катался гром,
И пробудясь от сна, как часовые,
Пещеры откликалися кругом,
Я понимал их звуки роковые,
Я в край надзвездный пылкою душой
Летал на колеснице громовой!..
Ведущий 1: Но именно Кавказу суждено было сыграть роковую роль в жизни поэта. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель. Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти».
Ведущий 2: 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.
Чтец.
Гром размахнулся над округой,
Распарывая туч свинец.
Огонь ударил в грудь упруго.
Начало? Ранен он...
Встает огня стена живая,
Ошеломляюще светла,
И рушится.
Мир обволакивает мгла.
Лишь сабли молний хищно
Конец.
И, побеждая,
Блещут,
И ночь по скалам мчится вскачь.
И ломкий ливень тело хлещет.
Как обезумевший палач.
(Д. Голубков.)
Ведущий 1: М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. Кавказ – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, ещё не испорченных цивилизацией» это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.
Тема Лермонтов и Кавказ интересна и важна для нас. Мы понимаем, насколько слова и мысли, выраженные великим русским поэтом, злободневны в день сегодняшний. И не стоит думать, что то, что он сказал много лет тому назад – это уже давняя история. История – это урок для нас. Это выбор повторить или нет те или иные действия, совершить те или иные поступки. И сегодня, обращаясь к творчеству нашего великого русского поэта, мы видим, что он не только был провидцем, но и прекрасным аналитиком.
Словами своих произведений он напоминает всем вершителям судеб в нашей стране:
нельзя огнем и мечом воцарять мир на земле;
глупо уже в который раз покорять землю, которая является частью нашего единого государства;
нельзя воевать с собственным народом, каким бы трудным и неудобным он не был;
нельзя сделать счастливым насильно;
нельзя сохранить собственную честь, издеваясь над врагом, унижая его;
невозможно построить счастье одного народа на несчастье другого;
только дружба среди всех народов нашей Родины помогут сохранить мир в наше непростое время.
Ведущий 2: Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения, поэмы, романы поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.
Чтец:
«Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».
Чтец:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег-
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ...
Ведущий 1: На этом наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Спасибо всем за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Жизненные тропы Михаила Юрьевича Лермонтова»
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов -русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.В романе «Герой нашего времени» образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поист...
К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству поэта? Данный материал поможет это сделать....
Методическая разработка литературного турнира «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» (к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова)
Литературный турнир для учащихся 10-11 классов "И ненавидим мы, и любим мы случайно..." посвящен 200-летнему юбилею великого поэта М.Ю. Лермонтова. Содержит материал как учебного характера, так и позн...
Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"
Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...
К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова. Литературная гостиная
Материалы позволяют углубить знания биографии и творчества великого поэта....
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме: "Он был поэтом!" (О жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова)
Открытый урок по литературе с яркой, красочной презентацией...