Рабочая программа по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной также содержит календарно-тематьический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit-ra_5_klass.docx | 36.87 КБ |
kalendarno-tematicheskiy_plan_5_klass.docx | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области.
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР__________ Директор образовательного «___»_________________2013г. учреждения _____________
«___»_____________2013г.
Рассмотрено и согласовано на
заседании МО учителей русского
языка и литературы.
Протокол № ___ от «__»___________ 2013г.
Рабочая программа
по литературе для 5 класса
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы Власова Н.С.
Шурма, 2013
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе. 5-11 классы (базовый уровень) под ред.В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Количество контрольных работ в разделе, теме. |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | |
2 | Устное народное твочество. | 6 | Д.с. - 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 1 |
|
4 | Из русской литературы 18 века. | 1 |
|
5 | Из русской литературы 19 века. |
35 | К.р. – 3 Д.с. – 1 К.с. - 2 |
6 | Из русской литературы 20 века. | 15 | К.р. – 1 К.с. - 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 8 | |
Итого: | 102 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 1 час. Введение. Роль книги в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Устное народное творчество. 6 часов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные, заклички. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители."Царевна - лягушка". Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки "Царевна - лягушка". Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.
"Иван- крестьянский сын и чудо - юдо" - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора - народа.
Сказки о животных. "Журавль и цапля". Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. "Солдатская шинель". Народное представление о справедливости, добре и зле в бытовых сказках.
Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. "Мой любимый герой русской народной сказки"; "Почему я люблю читать народные сказки?"; "Добро и зло в народных сказках".
Из древнерусской литературы. 1 час. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. "Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
Из русской литературы 18 века. 1 час. Из русской литературы XVIII века.
М.В. Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру…" как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
Из русской литературы 19 века. 35 часов. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. Басня "Волк и ягненок" Понятие об аллегории и морали. . "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом". Понятие об аллегории и морали. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна". Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. "Кубок" Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно - психологические проблемы баллады.
А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. "Няне" как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" как собирательная картина народных сказок. Тестирование по пройденному материалу (или письменная работа). . "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. Сходство и различие литературной и народной сказки. "Бродячие сюжеты". Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь.. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению( ""В чем превосходство царевны над царицей", "Что помогло Елисею в поисках невесты?", "Спящая царевна"В.А. Жуковского и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина: общность и различие").
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно - условное, фантастическое и достоверно - реальное в сказке.
В.М.Гаршин. Сказка "Attalea Prinseps". Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Изобразительно - выразительные средства языка стихотворения "Бородино". Особенности поэтических интонаций стихотворения.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть "Заколдованное место". Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение "На Волге". Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. . "Есть женщины в русских селеньях…" - отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети". Речевая характеристика персонажей.
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму". Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева "Муму": "Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?", "В чем вина и беда барыни?" Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение "Весенний дождь". Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ - быль "Кавказский пленник" Сюжет рассказа. Жилин и горцы. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Подготовка к классному сочинению по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". ("Жилин и Костылин: разные судьбы: "Жилин и Костылин: разные судьбы", "Друзья и враги пленного Жилина", "Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе "Кавказский пленник").
Ф.Ф. Тютчев - великолепный певец природы. Стихотворения: "Есть в осени первоначальной", "Зима недаром злится…", " Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь…" Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
А.П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия". Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. Исценирование понравившихся рассказов А.П. Чехова.
Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика И.С. Никитина "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок), А.Н. Плещеева "Весна", А.Н. Майкова "Ласточки", И.З. Сурикова "Зима" (отрывок), А.В. Кольцова.
Контрольная работа по литературе 19 века.
Из литературы 20 века.15 часов.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ "Косцы". Человек и природа в рассказе. Восприятие прекрасного героями рассказа.
В.Г. Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе". Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Изображение города и его обитателей. Анализ эпизода по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе". Глава "Кукла". Понятие о композиции литературного произведения. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе": "Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?", "Два отца: Тыбурций и судья", "Вася и его отец: от вражды к пониманию", "Маруся и Соня: два детства". Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины, родного дома, родной природы в стихах Есенина. "Я покинул родимый дом..", "Низкий дом с голубыми ставнями…". Своеобразие языка стихотворений.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказках "Теплый хлеб" и "Заичьи лапы". Роль пейзажа в сказках. Герои и их поступки. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы.
П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка" Трудолюбие и талант Данилы - мастера.
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" Драма как род литературы. Анализ картины "Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами". Художественные особенности пьесы - сказки. Юмор в сказке. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе "Никита". Его отношения с природой. Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
А.П. Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Сюжет рассказа, его герои. Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе. "Васюткино озеро". "Открытие" Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. Н.М. Рубцов "Родная деревня", И.А. Бунин "Помню - долгий зимний вечер".
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.
Контрольная работа по русской литературе XX века.
Из зарубежной литературы. 8 часов.
Э. Т. А. Гофман. Сказка «Золотой горшок (или другое произведение по выбору).
Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.
Даниель Дефо. Слово о писателе. "Робинзон Крузо" - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка "Снежная королева"" соотношение реального и фантастического. Кай и Герда. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Два мира сказки "Снежная королева". Противопоставление красоты внутренней и внешней - Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Ж. Санд. "О чём говорят цветы". Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Слово о писателе. "Приключения Тома Сойера".
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь. "Сказание о Кише". Нравственное взросление героя рассказа.
Итоговый урок. "Путешествие по стране Литературии 5 класса". Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Для учащихся:
Для учителя:
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2007.
- http:// www. 1september. ru
- http:// www. 1september. ru / urok
- http://philolg. pspu. ru
- http:// www. den – za – dnem. ru
- http:// www. scoolpress. ru
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 5 КЛАСС. 68 ЧАСОВ.
№ | Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Тип и форма урока, методы обучения | Виды контроля | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата | |
По плану | Факт | ||||||
ВВЕДЕНИЕ. 1 час. | |||||||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. ОТПЛ - Художественная литература как искусство слова. | Вводный, рассказ учителя, беседа | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Учебник, презентация, мультимедиа | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 6 часов. | |||||||
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные, заклички. | Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора. ОТЛП- Фольклор. Жанры фольклора. | Урок получ.новых знаний, беседа | Сочинение загадок, колыбельных, частушек. | Учебник, книги, иллюстрации, презентация, мультимедиарепродукции | ||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители."Царевна - лягушка". Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке). Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора. ОТЛП- Фольклор. Жанры фольклора. - Художественный образ. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, иллюстрации, репродукции , презентация, мультимедиа, выставка книг | |||
4 | Художественный мир сказки "Царевна - лягушка". Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Урок применения знаний и умений | Учебник, текст, иллюстрации | ||||
5 | "Иван- крестьянский сын и чудо - юдо" - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора - народа. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Пересказ сказки. | Учебник, иллюстрации, репродукции, презентация, мультимедиа | |||
6 | Сказки о животных. "Журавль и цапля". Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. "Солдатская шинель". Народное представление о справедливости, добре и зле в бытовых сказках. | Комбинированный урок, рассказ учителя | Учебник, иллюстрации, репродукции, презентация, мультимедиа | ||||
7 | Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. "Мой любимый герой русской народной сказки"; "Почему я люблю читать народные сказки?"; "Добро и зло в народных сказках" | ОТЛП - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок развития речи, рассказ учителя | Домашнее сочинение | Учебник, иллюстрации, репродукции, презентация, мультимедиа | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1 час. | |||||||
8 | Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. "Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | Три произведения разных жанров по выбору Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. ОТПЛ - Литературные роды и жанры. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, иллюстрации, репродукции , исторические документы, виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII ВЕКА. 1 час. | |||||||
9 | Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру…" как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | М. В. Ломоносов Одно стихотворение по выбору. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. ОТЛП - Литературные роды и жанры. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение стих-ий. | Учебник, текст, портрет, презентация, мультимедиа | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 35 часов. | |||||||
10 | Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | - Литературные роды и жанры. | Урок вн.чт., рассказ учителя, беседа | Сообщения учащихся.. | Учебник, текст, презентация | ||
11 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. Басня "Волк и ягненок" Понятие об аллегории и морали. | И. А. Крылов Четыре басни по выбору. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение басни. | Учебник, портрет. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
12 | И.А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом". Понятие об аллегории и морали. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Чтение наизусть. | Выставка книг, музыкальное сопровождение | |||
13 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. | Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. | Урок-концерт | Конкурс инсценированной басни. | Текст, учебник | ||
14 | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна". Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | В. А. Жуковский Баллада «Светлана». Одна баллада по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Два лирических стихотворения по выбору. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение баллады | Учебник, портрет. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
15 | В.А. Жуковский. "Кубок" Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно - психологические проблемы баллады. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение баллады | Учебник, текст | |||
16 | А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. "Няне" как поэтизация образа Арины Родионовны. | А. С. Пушкин Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Русская классическая литература в оценке русских критиков (И. А. Гончаров о Грибоедове, В. Г. Белинский о Пушкине) | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Сообщения учащихся.. | Учебник, портрет, иллюстрации, репродукции , виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
17 | Пролог к поэме "Руслан и Людмила" как собирательная картина народных сказок. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Чтение отрывка наизусть. | Учебник, книги, иллюстрации, репродукции, экранизация произведения | |||
18 | Контрольная работа (тест или письменный ответ на вопрос). | ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | урок контроля | Тест | Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
19 | А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Русская классическая литература в оценке русских критиков (И. А. Гончаров о Грибоедове, В. Г. Белинский о Пушкине). Мировое значение русской литературы. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, текст, портрет, выставка книг, экранизация произведения | |||
20 | Сходство и различие литературной и народной сказки. "Бродячие сюжеты". Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь.. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению ,( "В чем превосходство царевны над царицей", "Что помогло Елисею в поисках невесты?", "Спящая царевна"В.А. Жуковского и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина: общность и различие"). | Урок развития речи, рассказ учителя | Домашнее сочинение. | Текст | |||
21 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно - условное, фантастическое и достоверно - реальное в сказке. | ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. В. М. Гаршин Одно произведение по выбору. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение отрывка | Учебник, портрет, презентация, мультимедиа | ||
22 | В.М.Гаршин. Сказка "Attalea Prinseps". Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Анализ эпизода. | Учебник, портрет, иллюстрации, репродукции | |||
23 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | М. Ю. Лермонтов Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок закрепления, беседа, рассказ учителя | Выразит.чт. стих-ия | Учебник. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
24 | Изобразительно - выразительные средства языка стихотворения "Бородино". Особенности поэтических интонаций стихотворения. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Чтение наизусть стих-ия | Учебник, портрет, схемы, истор.документы, стихи | |||
25 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть "Заколдованное место". Поэтизация народной жизни в повести. | Н. В. Гоголь Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении). ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Сообщение уч-ся | Учебник, текст, портрет, выставка книг | ||
26 | Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" | Урок закрепления, беседа, рассказ учителя | Пересказ любимой повести | Учебник, текст | |||
27 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение "На Волге". Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | Н. А. Некрасов Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору. Одна поэма по выбору. Интерес русских писателей к проблеме народа. Образ русской женщины и проблема женского счастья. ОТПЛ - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чт. | Учебник, текст, портрет, презентация | ||
28 | Вн.чт. Н.А. Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях…" - отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети". Речевая характеристика персонажей. | Урок вн.чт., | Выразит. чт. | Учебник, текст, презентация, портрет, мультимедиа | |||
29 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. | Урок контроля. | Тест или письменные ответы на вопросы. | ||||
30 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму". Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | И. С. Тургенев «Записки охотника» (два рассказа по выбору). «Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору). Одна повесть по выбору Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Человек в ситуации нравственного выбора. ОТПЛ - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Сообщения уч-ся | Учебник, текст, портрет, иллюстрации. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
31 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Анализ отрывка | Учебник, текст, иллюстрации. | |||
32 | Р/р. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева "Муму": "Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?", "В чем вина и беда барыни?" | Урок развития речи, рассказ учителя, беседа | Составление плана | Учебник, текст, иллюстрации | |||
33 | Р/р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Урок контроля. | Сочинение. | ||||
34 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение "Весенний дождь". Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | А. А. Фет Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чт. стих-ия | Учебник, текст, портрет, репродукции. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
35 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ - быль "Кавказский пленник" Сюжет рассказа. Жилин и горцы. | Л. Н. Толстой Одна повесть по выбору. Один рассказ по выбору. Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. ОТПЛ - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | комбинированный урок | Презентации уч-ся | Учебник, текст, схемы, портрет, истор.документы, презентация, мультимедиа | ||
36 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | комбинированный урок | Сравнит. хар-ка (таблица) | Учебник, иллюстрации, репродукции | |||
37 | Р/р. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Подготовка к классному сочинению по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". | Урок развития речи, беседа, рассказ учителя | План сочинения. | Учебник, иллюстрации, репродукции | |||
38 | Р/Р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". ("Жилин и Костылин: разные судьбы: "Жилин и Костылин: разные судьбы", "Друзья и враги пленного Жилина", "Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе "Кавказский пленник"). | Урок контроля. | Сочинение. | ||||
39 | Ф.Ф. Тютчев - великолепный певец природы. Стихотворения: "Есть в осени первоначальной", "Зима недаром злится…", " Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь…" Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Ф. И. Тютчев Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору.
| Урок получ. новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чт. стих-ий | Учебник, текст, портрет, репродукции. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
40 | А.П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия". | П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также два рассказа по выбору. ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | комбинированный урок | Учебник, текст, презентация, портрет, иллюстрации ребят, мультимедиа, выставка книг | |||
41 | Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. Исценирование понравившихся рассказов А.П. Чехова. | Урок - концерт | Инсценирование рассказов. | музыкальное сопровождение | |||
42 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика И.С. Никитина "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок), А.Н. Плещеева "Весна", А.Н. Майкова "Ласточки", И.З. Сурикова "Зима" (отрывок), А.В. Кольцова. | ОТПЛ - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок - концерт | Выразит. чтение стих-ий | |||
43 | Контрольная работа по литературе 19 века. | Урок контроля
| Тест или письменный ответ на вопрос | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 15 часов. | |||||||
44 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ "Косцы". Человек и природа в рассказе.Восприятие прекрасного героями рассказа. | И. А. Бунин Два рассказа по выбору. Русская литература советского времени. Тема родины. ОТПЛ - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Сообщения уч-ся, презентации | Учебник, текст,портрет, репродукции | ||
45 | В.Г. Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе". Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец. Развитие их отношений. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, текст, репродукции, портрет, виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||||
46 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, текст, репродукции, портрет, виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||||
47 | Изображение города и его обитателей. Анализ эпизода по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе". Глава "Кукла". Понятие о композиции литературного произведения. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе": "Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?", "Два отца: Тыбурций и судья", "Вася и его отец: от вражды к пониманию", "Маруся и Соня: два детства" | Урок р/р. | План сочинения | ||||
48 | Р/р. Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Урок контроля. | Сочинение. | ||||
49 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины, родного дома, родной природы в стихах Есенина. "Я покинул родимый дом..", "Низкий дом с голубыми ставнями…". Своеобразие языка стихотворений. | С. А. Есенин Три стихотворения по выбору. Тема родины. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник, портрет, тексты, выставка книг, презентация, мультимедиа. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | |||
50 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказках "Теплый хлеб" и "Заичьи лапы". Роль пейзажа в сказках. Герои и их поступки. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы. | К. Г. Паустовский Один рассказ по выбору. Проблема героя. Тема родины. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Пересказ сказок. | Учебник, текст, портрет, презентация, мультимедиа, иллюстрации | ||
51 | П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка" Трудолюбие и талант Данилы - мастера. | ОТПЛ - Литературные роды и жанры. - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. А. П. Платонов Один рассказ по выбору.
| Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Сообщения уч=ся. | Учебник,текст, портрет, репродукции , виртуальная школа "Кирилла и Мефодия", экранизация произведения | ||
52 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" Драма как род литературы. Анализ картины "Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами". | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Текст, портрет, музыкальное сопровождение, экранизация произведения | ||||
53 | С.Я. Маршак. Художественные особенности пьесы - сказки. Юмор в сказке. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. | Театрализованный урок | Учебник, текст, портрет, презентация, мультимедиа | ||||
54 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе "Никита". Его отношения с природой. Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Ответ на вопрос. | Учебник, текст, презентация, мультимедиа, иллюстрации | |||
55 | А.П. Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Сюжет рассказа, его герои. Черты характера героя и его поведение в лесу. | Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. Произведения не менее трех авторов по выбору. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Хар-ка героя | Учебник, портрет, текст, репродукции | ||
56 | Человек и природа в рассказе. "Васюткино озеро". "Открытие" Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | Урок применения знаний и умений, рассказ учителя, беседа | Устное высказывание «Случай, произошедший со мной» | Учебник, портрет, текст, репродукции | |||
57 | Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. Н.М. Рубцов "Родная деревня", И.А. Бунин "Помню - долгий зимний вечер" | ОТПЛ - Литературные роды и жанры. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение стих-ий | Учебник. Тексты. Портреты. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" | ||
58 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Выразит. чтение стих-ий | Учебник. Тексты. Портреты. | ||
59 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. | ОТПЛ - Литературные роды и жанры. - Художественный образ. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Учебник. Тексты. Портреты | |||
60. | Контрольная работа по русской литературе XX века. | Урок контроля. | Тест или письменная работа | ||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 8 часов. | |||||||
61 | Э. Т. А. Гофман. Сказка «Золотой горшок (или другое произведение по выбору). Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. | Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Э. Т. А. Гофман Одно произведение по выбору. Х. К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А. К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй. Произведения не менее трех авторов по выбору. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Ответ на вопрос | Учебник, текст, портрет, презентация, мультимедиа | ||
62 | Вн. чт. Даниель Дефо. Слово о писателе. "Робинзон Крузо" - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Урок вн.чт, рассказ учителя, беседа | Ответ на вопрос | Учебник, текст, портрет, презентация, мультимедиа, экранизация произведения, иллюстрации. | |||
63 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка "Снежная королева"" соотношение реального и фантастического. Кай и Герда. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | Урок получ.новых знаний, рассказ учителя, беседа | Ответ на вопрос | Учебник. Тексты. Электронная виртуальная школа "Кирилла и Мефодия". Экранизация произведения | |||
64 | Два мира сказки "Снежная королева". Противопоставление красоты внутренней и внешней - Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом. | Урок развития речи, театрализованный урок | План сочинения. Сочинение. | ||||
65 | Вн. чт. Ж. Санд. "О чём говорят цветы". Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | Х. К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А. К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй. Произведения не менее трех авторов по выбору. | Урок вн. чт. | Ответ на вопрос | Учебник, текст, портрет | ||
66 | Вн. чт. Марк Твен. Слово о писателе. "Приключения Тома Сойера". | Урок вн. чт. | Ответ на вопрос. | Учебник, текст,портрет, презентация, мультимедиа, экранизация произведения, иллюстрации. | |||
67 | Вн. чт. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь. "Сказание о Кише". Нравственное взросление героя рассказа. | Д. Лондон Одно произведение по выбору. | Урок вн. чт. | Ответ на вопрос | |||
68 | Итоговый урок. "Путешествие по стране Литературии 5 класса". Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения. | Урок – путешествие. | Презентация, музыка, список литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...