Конспект урока (факультативного занятия) по теме "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9 класс)
Материалы урока могут использоваться на уроке информатики при изучении темы "Системы счисления",
при подготовке учащихся к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sistemy_schisleniya.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Видновская гимназия»
Конспект урока по теме
«Системы счисления»
(подготовка к ОГЭ по информатике)
Кузнецова Ольга Владимировна
учитель информатики
МАОУ «Видновская гимназия»
Видное
2019
Тема урока (факультативного занятия): Системы счисления
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- обобщение и систематизация изученного материала по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: комбинированный урок
Образовательные ресурсы:
Презентация
анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050); http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/?inter
Оборудование: интерактивная доска
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Актуализация опорных знаний
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель предлагает ученикам прочитать шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Учащиеся «расшифровывают» стих. Вспоминают, что числа в разных системах счисления записываются по-разному.
- Сообщение темы, целей и задач урока
Задачи:
вспомнить способы и приёмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
научиться решать задание №13 из КИМов ОГЭ по информатике рациональным способом;
- Изучение нового материала
Новый материал по теме изучается с опорой на знания, которые учащиеся получили в основной школе.
- Учащиеся вспоминают определение системы счисления, виды систем счисления, определение позиционной системы счисления, основания системы счисления
- Заполняют таблицу, с алфавитом «компьютерных» систем счисления
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | ||
Восьмеричная | ||
Двоичная | ||
Шестнадцатеричная |
Ученики проводят перекрёстную проверку
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | 0;1;2;3;4;5;6;7 |
Двоичная | 2 | 0; 1 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F |
- Вместе с учителем заполняют таблицу записи чисел в системах счисления с основанием 10, 2, 8 и 16. Важно, чтобы учащиеся поняли, что каждое следующее число получается, если к предыдущему прибавить 1. Фиксируется переход в следующий разряд. Учитель обращает внимание на числа в десятичной системе счисления, которые кратны степени 2.
q=10 | q=2 | q=8 | q=16 |
0 1 2 | 0 1 10 | 0 1 2 | 0 1 2 |
3 4 | 11 100 | 3 4 | 3 4 |
5 6 7 8 | 101 110 111 1000 | 5 6 7 10 | 5 6 7 8 |
9 10 11 12 13 14 15 16 | 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 10000 | 11 12 13 14 15 16 17 20 | 9 A B C D E F 10 |
До 20 учащиеся продолжают таблицу самостоятельно, меняются тетрадями, выполняют проверку.
- Учитель обращает внимание на то, что такой способ (+1) получения чисел в разных системах счисления не универсален и не эффективен. Вспоминают алгоритмы перевода чисел из 10-ной системы счисления в систему счисления с основанием q, и обратный перевод из системы счисления с основанием q в 10-ную систему счисления.
- На практике переводят число 75 из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно.
- Учитель обращает внимание на связь чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе. С учащимися делают вывод и формулируют правило перевода из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему с помощью триад и тетрад.
- Учащиеся доказывают, что:
- 225338 = 100101010110112
- 10010101111002 = 12BC16
- 101010100111002 = 252348
- 1C6316 = 11100011000112
- Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний
- Учащиеся самостоятельно переводят числа в различные системы счисления. Проверка осуществляется с помощью ЭОР
- Вместе с учителем разбираются разные типы заданий №13 из КИМов ОГЭ по информатике. Задания берутся из открытого банка ФИПИ, сайта СдасмГИА: решу ОГЭ: информатика https://inf-oge.sdamgia.ru
- Переведите двоичное число 1110001 в десятичную систему счисления
- Переведите число 125 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
- Переведите число FE из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную систему счисления
- Переведите число 150 из восьмеричной системы счисления в десятичную систему счисления
- Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько значащих нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество нулей.
- Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно
- Самостоятельная работа учащихся
Решить вариант учителя № ХХХХХХ на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru
- Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какие недостатки в своих знаниях я заметил?
- Чему я научился на уроке?
- Понравилась ли работа с сайтом буду ли самостоятельно работать с этим ресурсом?
- Что помогло мне справится с заданием самостоятельной работы?
- Домашнее задание
Решить вариант учителя № ХХХХХХ на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru
Список используемых ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Кодирование числовой информации. Системы счисления"
Урок на тему «Кодирование числовой информации. Системы счисления» разработан для учащихся 10 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10 класс» (...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...
Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...
Конспект урока "Труд. Занятость. Безработица"
В данном материале представлен авторский урок для 8 класса по обществознанию на тему "Труд. Занятость. Безработица"....