Технологическая карта урока по литературе (с презентацией)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Плотникова Татьяна Алексеевна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» с презентацией.

Тема «детской слезинки», невинного страдания ребенка - ключевая тема в творчестве Достоевского.

Цель данного урока - пробудить в современных детях чувства доброты, милосердия и сострадания.

Ролевая игра как форма интерактивного метода поможет ребятам почувствовать себя на месте главного героя и ощутить боль ребенка, рядом с которым нет любящего человека.

Данный урок направлен на формирование ценностно-смысловой компетенции: при осмыслении рассказа Ф.М.Достоевского дети должны понять, что в основе человеческих отношений должна быть  любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.09 МБ
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Григорьевич Перов «Портрет Ф.М.Достоевского», 1872 г.

Слайд 2

Тема урока: Мир поможет спасти…

Слайд 3

Эпиграф урока « Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже . И если мы их учим чему-нибудь, чтобы сделать их лучшими, то и они нас учат многому … » Ф.М.Достоевский

Слайд 4

Ключевые слова: Мальчик. Христос. Елка

Слайд 5

7 января Рождество Христово

Слайд 6

Дары волхвов: Золото Ладан Смирна

Слайд 7

Накануне Рождества…

Слайд 8

Рождество Христово

Слайд 9

Мне около 6 лет. Утром я проснулся в холодном сыром подвале… «Господи, кабы покушать!»

Слайд 10

Страдание - боль, мучение. Сострадание - желание помочь, жалость, сочувствие

Слайд 11

«Пойдем ко мне на елку, мальчик...»

Слайд 12

Вывод урока Мир поможет спасти любовь Творческое задание РИСУНОК с комментарием

Слайд 13

Вопросы для самооценки Выбери любой вопрос, на который ты хотел бы сейчас ответить перед своими одноклассниками Что нового я узнал на уроке? Пригодятся ли мне эти знания? 2. Что получилось на уроке? Каким результатом я доволен? 3. Что меня порадовало или огорчило на уроке? За что могу себя похвалить? Надо ли что-то исправить? 4. Что хочется сделать после урока? Как применить знания? 5. Какие мои мысли остались за рамками обсуждения?

Слайд 14

Домашнее задание Какими добрыми мыслями я хотел бы поделиться с друзьями?

Слайд 15

Художница Елизавета Меркурьевна Бём (1843 - 1914)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Учитель – Плотникова Т.А.

ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района

  1. Тема урока: Мир поможет спасти любовь
  2. Тип урока: урок открытия нового знания
  3. Цель урока - пробудить в детях чувства доброты, милосердия и сострадания.
  4. Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии (ролевая игра).
  5. Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
  6. Опорные понятия: писатель, портрет, эпиграф, ключевые слова, сильная позиция текста, автор, герой, цитата.
  7. Новые понятия: волхвы, ладан, смирна, освященное масло, халатник, страдание, сострадание.
  8. Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство.
  9. Образовательные ресурсы: презентация, аудиозапись, тексты рассказа «Мальчик  у Христа на елке».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку (проверка отсутствующих, состояния рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания).

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на работу.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению.

Мотивация учебной деятельности

Демонстрирует портрета Достоевского работы В.Г.Перова. Открывает тему, которая не сформулирована до конца. Задает опережающий вопрос урока: «Что может спасти мир?» Обращается к эпиграфу.

Знакомятся с портретом Достоевского, узнают главный вопрос, которым писатель мучился всю жизнь и тему урока. Начинают думать над опережающим вопросом урока, строить гипотетические утверждения. Определяют цель урока: понять смысл рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Актуализация знаний

Помогает в расшифровке названия рассказа.

Уточнение предмета обсуждения при определении ключевых слов в названии рассказа. Выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли

Постановка и формулирование проблемы

Помогает выявить ключевой вопрос урока, ответ на который особенно важен для понимания смысла рассказа.

Сопоставление исторических фактов из Нового Завета и событий из рассказа Достоевского. Поиск ответа на вопрос: «Кто такой Христос, с Которым встретился герой рассказа?»

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.  

Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи.

Процессное планирование деятельности

Помогает понять, что своими дарами волхвы сказали о Христе.

Осознание того, почему и зачем надо вспоминать историю о поклонении волхвов.

Регулятивные: осознание пользы получения новой информации.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии культур и религий.

Процесс решения проблемы

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний. Помогает с помощью вопросов понять смысл рассказа Достоевского.

Анализируют рассказ «Мальчик у Христа на елке», отвечают на вопросы. Групповая работа по формулировке трех проблемных вопросов. Рассказ от первого лица истории мальчика. Лексическая работа.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

Коммуникативные: уметь понимать прочитанное.

Личностные: формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Применение знаний и умений

Организует групповую работу, дает творческое задание.

Осмысление темы и вывода урока «Мир поможет спасти любовь» с помощью песни барда, рисунка и комментария к нему.

Познавательные: уметь синтезировать и переосмысливать полученную информацию.

Коммуникативные: корректировать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Рефлексия

Организует рефлексию после предметно-чувственной деятельности учащихся.

Самопознание и раскрытие своей индивидуальности с помощью показа и комментария рисунков.

Познавательные: осмысление собственных действий.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Оценивание и самооценивание

Выявление самооценки учащихся, побуждение их к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Осуществляют устную самооценку собственной учебной деятельности (для словесного высказывания учащиеся выбирают любой из предложенных вопросов).

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Домашнее задание

Мотивация, инструктирование по выполнению вариативного домашнего задания. Какими добрыми мыслями я хотел бы поделиться с друзьями? Написать лирическую миниатюру или подобрать музыкальное произведение на эту тему.

Запись  домашнего задания в дневник.

Познавательные: смысловой просмотр информации, свободный выбор более интересного задания.

Регулятивные: принятие самостоятельного решения при выборе задания.

Коммуникативные: планирование самостоятельной деятельности, направленной на результат.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

3. Закон Божий. Переславль-Залесский: Благотворительное Братство святого благоверного князя Александра Невского, 1996

4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. М.: Христианская литература, 2001.

5. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: Ось, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...