Технологическая карта урока по литературе (с презентацией)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» с презентацией.
Тема «детской слезинки», невинного страдания ребенка - ключевая тема в творчестве Достоевского.
Цель данного урока - пробудить в современных детях чувства доброты, милосердия и сострадания.
Ролевая игра как форма интерактивного метода поможет ребятам почувствовать себя на месте главного героя и ощутить боль ребенка, рядом с которым нет любящего человека.
Данный урок направлен на формирование ценностно-смысловой компетенции: при осмыслении рассказа Ф.М.Достоевского дети должны понять, что в основе человеческих отношений должна быть любовь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.09 МБ |
tekhnologicheskaya_karta.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Мир поможет спасти…
Эпиграф урока « Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже . И если мы их учим чему-нибудь, чтобы сделать их лучшими, то и они нас учат многому … » Ф.М.Достоевский
Ключевые слова: Мальчик. Христос. Елка
7 января Рождество Христово
Дары волхвов: Золото Ладан Смирна
Накануне Рождества…
Рождество Христово
Мне около 6 лет. Утром я проснулся в холодном сыром подвале… «Господи, кабы покушать!»
Страдание - боль, мучение. Сострадание - желание помочь, жалость, сочувствие
«Пойдем ко мне на елку, мальчик...»
Вывод урока Мир поможет спасти любовь Творческое задание РИСУНОК с комментарием
Вопросы для самооценки Выбери любой вопрос, на который ты хотел бы сейчас ответить перед своими одноклассниками Что нового я узнал на уроке? Пригодятся ли мне эти знания? 2. Что получилось на уроке? Каким результатом я доволен? 3. Что меня порадовало или огорчило на уроке? За что могу себя похвалить? Надо ли что-то исправить? 4. Что хочется сделать после урока? Как применить знания? 5. Какие мои мысли остались за рамками обсуждения?
Домашнее задание Какими добрыми мыслями я хотел бы поделиться с друзьями?
Художница Елизавета Меркурьевна Бём (1843 - 1914)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Учитель – Плотникова Т.А.
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района
- Тема урока: Мир поможет спасти любовь
- Тип урока: урок открытия нового знания
- Цель урока - пробудить в детях чувства доброты, милосердия и сострадания.
- Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии (ролевая игра).
- Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
- Опорные понятия: писатель, портрет, эпиграф, ключевые слова, сильная позиция текста, автор, герой, цитата.
- Новые понятия: волхвы, ладан, смирна, освященное масло, халатник, страдание, сострадание.
- Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство.
- Образовательные ресурсы: презентация, аудиозапись, тексты рассказа «Мальчик у Христа на елке».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку (проверка отсутствующих, состояния рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания). | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на работу. | Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению. |
Мотивация учебной деятельности | Демонстрирует портрета Достоевского работы В.Г.Перова. Открывает тему, которая не сформулирована до конца. Задает опережающий вопрос урока: «Что может спасти мир?» Обращается к эпиграфу. | Знакомятся с портретом Достоевского, узнают главный вопрос, которым писатель мучился всю жизнь и тему урока. Начинают думать над опережающим вопросом урока, строить гипотетические утверждения. Определяют цель урока: понять смысл рассказа «Мальчик у Христа на елке». | Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Помогает в расшифровке названия рассказа. | Уточнение предмета обсуждения при определении ключевых слов в названии рассказа. Выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли |
Постановка и формулирование проблемы | Помогает выявить ключевой вопрос урока, ответ на который особенно важен для понимания смысла рассказа. | Сопоставление исторических фактов из Нового Завета и событий из рассказа Достоевского. Поиск ответа на вопрос: «Кто такой Христос, с Которым встретился герой рассказа?» | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи. |
Процессное планирование деятельности | Помогает понять, что своими дарами волхвы сказали о Христе. | Осознание того, почему и зачем надо вспоминать историю о поклонении волхвов. | Регулятивные: осознание пользы получения новой информации. Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии культур и религий. |
Процесс решения проблемы | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Помогает с помощью вопросов понять смысл рассказа Достоевского. | Анализируют рассказ «Мальчик у Христа на елке», отвечают на вопросы. Групповая работа по формулировке трех проблемных вопросов. Рассказ от первого лица истории мальчика. Лексическая работа. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст. Коммуникативные: уметь понимать прочитанное. Личностные: формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Применение знаний и умений | Организует групповую работу, дает творческое задание. | Осмысление темы и вывода урока «Мир поможет спасти любовь» с помощью песни барда, рисунка и комментария к нему. | Познавательные: уметь синтезировать и переосмысливать полученную информацию. Коммуникативные: корректировать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. |
Рефлексия | Организует рефлексию после предметно-чувственной деятельности учащихся. | Самопознание и раскрытие своей индивидуальности с помощью показа и комментария рисунков. | Познавательные: осмысление собственных действий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Оценивание и самооценивание | Выявление самооценки учащихся, побуждение их к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов. | Осуществляют устную самооценку собственной учебной деятельности (для словесного высказывания учащиеся выбирают любой из предложенных вопросов). | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
Домашнее задание | Мотивация, инструктирование по выполнению вариативного домашнего задания. Какими добрыми мыслями я хотел бы поделиться с друзьями? Написать лирическую миниатюру или подобрать музыкальное произведение на эту тему. | Запись домашнего задания в дневник. | Познавательные: смысловой просмотр информации, свободный выбор более интересного задания. Регулятивные: принятие самостоятельного решения при выборе задания. Коммуникативные: планирование самостоятельной деятельности, направленной на результат. Личностные: формирование мотивации к индивидуальной деятельности. |
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
3. Закон Божий. Переславль-Залесский: Благотворительное Братство святого благоверного князя Александра Невского, 1996
4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. М.: Христианская литература, 2001.
5. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: Ось, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока английской литературы. "Литература эпохи Просвещения. Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Технологическая карта урока английской литературы...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...