Урок=игра по творчеству Л.Н.Толстого
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игра "Умники и умницы" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная литература.
А.М. Горький
Цели:
- Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир” Л.Н. Толстого”.
- Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого.
- Расширение представления о личности и творчестве писателя.
Оборудование:
- Портреты Л.Н. Толстого.
- Иллюстрации к роману “Война и мир”.
- Три дорожки: красная, жёлтая, зелёная.
- Медали “Умники и умницы”
Правила игры:
Игра состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из девяти участников в финал выходят трое. Финальное состязание определяет победителя.
Каждой тройке предлагаются сначала вопросы для выбора дорожек. Первым выбирает дорожку тот, кто наиболее полно, исчерпывающе ответил на вопрос. Игрок, выбравший зелёную дорожку, отвечает на 4 вопроса, он может ошибиться два раза; идущий по жёлтой – отвечает на 3 вопроса, может допустить одну ошибку, по красной – два вопроса, но ошибаться нельзя. Задания самого разного содержания: на знание текста, узнавание героев, на эрудицию и связанные с историческими фактами.
Если в финал выходят 2 участника, то им предлагаются вопросы до тех пор, пока не выявится сильнейший. Судит состязание жюри, в составе которого учителя литературы, одногруппники.
К уроку были специально подготовлены чтецы, исполняющие “Бородино” М.Ю. Лермонтова, “Два великана” М.Ю. Лермонтова, а также отрывки из романа “Война и мир” ( в том числе и для заданий “Узнай героя”)
Слово учителя.
Сегодня мы собрались с вами на заключительном уроке по роману “Война м мир”. Много работы проделано: чтение и анализ текста, разговор о композиции, сюжете, истории создания, характеристика главных героев, написаны различные тесты, мини-сочинения и сочинения.
Поэтому цель нашей сегодняшней встречи в интересной, увлекательной форме не просто проверить полученные знания, но и посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в произведении, как хорошо почувствовали героев и время. Для нас важно чтобы роман оставил в вашей душе добрый след, Чтобы вы, окунувшись в ту замечательную эпоху, сделали выводы и не повторили чужих ошибок, чтобы поняли. Что истинно, а что ложно, что любовь созидает, а ненависть и эгоизм разрушают, что человек оценивается по тому, насколько он близок к народу и Родине. Мне бы хотелось, чтобы вы, как по-настоящему русские люди, гордились русской классикой и любили и знали её.
Ход игры
Игра 1.
Вопросы для розыгрыша дорожек.
- О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному замыслу, начав работу над романом? (о декабристах)
- Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 – 1869)
- Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820).
Зелёная дорожка.
- Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?
- Какой приём художественной выразительности использован в названии романа? (антитеза)
- Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому)
- Узнай героя.
“… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чём-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”.
Жёлтая дорожка.
- Назовите основные события первой части первого тома, вокруг которых развивается действие. Роль этой части в композиции романа. (экспозиция)
- Подготовленный учащийся читает “Бородино” М. Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему посвящено это произведение? (25-ой годовщине Бородинской битвы)
- Узнать героя по описанию: “Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване
Красная дорожка.
- Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком сражении?
- Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры , но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.
Игра 2.
Вопросы для розыгрыша дорожек.
- К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в первом томе?
- В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он предстал?
- Какие временные рамки 2 тома?
Зелёная дорожка.
- Звучит стихотворение М. Ю. Лермонтова “Два великана”. Вопрос: Кого назвал автор “двухнедельным удальцом”?
- Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны Марьи.
- Что назвал Толстой “дубиной народной войны”. (партизанскую войну)
- Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)
Жёлтая дорожка.
- Кто из известных вам поэтов был участником Бородинской битвы? (П. Вяземский)
- Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них русские войска победили?
- Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою несомненную и слишком сильную и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен Курагина)
Красная дорожка.
- Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и разврат”. (Пьер о Элен)
- Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)
Игра 3.
Вопросы для выбора дорожек.
- Кому принадлежат слова, как они характеризуют героя? “ У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - такие прекрасные вещи. Я купил 10 фунтов. Я привык что-нибудь сладкое”. (Петя Ростов)
- Кому принадлежат слова и как они характеризуют героя: “ Шахматы расставлены, игра начинается завтра”. (Наполеону)
- Кому принадлежат слова, как они характеризуют героиню: “…он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого…”
Зелёная дорожка.
- Встреча с кем в плену вернула Пьеру красоту жизни?
- Чему посвящает себя князь Андрей после возвращения из плена и смерти жены? (хозяйственной деятельности)
- О каком эпизоде идёт речь: “Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на берег. Но как только они вылезли в обшлёпнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье , они закричали: “Виват!”, восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми”.
- Узнай героя: “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)
Жёлтая дорожка.
- В чём состоял Аустерлиц Пьера?
- Кого назвал Толстой “неимущей, у которой всё отнимается” и “ пустоцветом”.
- Узнай героя: “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”.
Красная дорожка.
- Где и с кем находился Пьер во время Аустерлицкого сражения?
- Узнай героя: “Огромный кабинет его был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками…”
Финал.
- Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.? (орденом Кутузова)
- Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813г. Похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга)
- Что имел ввиду М. Ю. Лермонтов в следующих строках?
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит. (Ссылку Наполеона на о. Святой Елены, где он и умер)
Зелёная дорожка
- О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: “Во время штурма Измаила он командовал левым флангом, но был моей правой рукой”. (О Кутузове)
- “ И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга, и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. О ком и о чём рассказывается в отрывке.
- Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Где и когда понимает это князь Андрей? (Под небом Аустерлица)
- Эпизод или герой.
Жёлтая дорожка.
- Вспомните, А. Болконский был искренне убеждён, “…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Но вдруг случается что-то, что словно пробуждает его ото сна. Что? (природа, встречи с Пьером и Наташей)
Наизусть отрывок о весеннем дубе и отрывок “Вечер в Отрадном”.
- На кого хочет быть похож Николенька Болконский в финале романа?
- Узнай героя: “ Мы французам худого не делаем…, мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродёров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…”
Красная дорожка.
- Какое будущее, возможно, ждёт Пьера, а с ним и Наташу? (станет декабристом)
- Какую истину открывает князь Андрей будучи смертельно раненным?
(Зачитать: “ Сострадание, любовь к братьям, к любящим , любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам- да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё осталось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!”)
Дополнительные вопросы.
- В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова “старый комедиант”? (во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона)
- Как сам Толстой определил жанр “Войны и мира”?
- Кого из героев романа, типичного представителя 1 четверти XIX века, А.И.Герцен назвал “дрянью Александровского поколения”.(Бориса Друбецкого)
- Кого Тушин называл Матвеевной? (пушку)
- Кто из героев говорит в эпилоге: “ Тайное общество, враждебное и вредное, которое может породить только зло, … долг и присяга превыше его”. “Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не задумаюсь и пойду”. (Н.Ростов)
- Чьими глазами мы видим Бородинское сражение? (Пьера)
- Кто становится членом тайного общества в финале романа?
- Кульминация всего романа?
- Кому принадлежат слова? “Не думай, что горе сделали люди. Люди- орудие всего… Горе послано им, а не людьми. Люди - его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье прощать”. (Кн. Марья – кн. Андрею).
- Кто был награждён Георгиевским крестом? (Николай Ростов)
- Кто это? “В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие… Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина)
- Через какой образ природы Толстой изображает Бородинское сражение? Как он меняется?
- Кто спас ребёнка в горящей Москве?
- Кто задумал убить Наполеона?
- Как погибает Платон Каратаев?
- Философия истории Толстого.
- Сколько героев в романе? (более 500)
Подведение итогов, предоставление слова жюри.
Заключительное слово преподавателя.
Сегодня мы ещё раз убедились, какие вы умники и умницы. Надеюсь, что живой интерес к творчеству Л.Н. Толстого, замечательного русского писателя, мыслителя, не угаснет, а будет только разгораться. Ведь столько ещё непознанного, интересного вы, как русские люди, просто должны узнать. Вперёд без страха и сомненья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворды по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"
Кроссворды для уроков литературы. Используются при изучении творчества Л.Н. Толстого в 10 классе....
Учебно-методическое пособие по творчеству Л.Н.Толстого
Пособие содержит методические указания, вопросы по тексту романа "Война и мир", тестовые задания в формате ЕГЭ...
Урок-игра "Сокровища народного творчества" в 5 классе.
Обобщающий урок по осетинскому языку для невладеющей группы в 5 классе....
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
урок-игра по литературе «Творчество М.Ю. Лермонтова».
«Творчество М.Ю.Лермонтова».Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.М.Ю. ЛермонтовЯ грудью шел вперед, я жертвовал собою.М.Ю.ЛермонтовЦель: обобщить знания по творчеству М.Ю. Ле...
Урок - игра "Большие Буквы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект обобщающего урока по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"....
"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"
quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...