Урок литературы в 6 классе по роману Сервантеса "Дон Кихот". "Вечные образы романа".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Это 2-ой урок по данному произведению. 1-ый был посвящен работе с текстом (чтению и анализу ключевых эпизодов романа, раскрывающих характеры главных героев и идею романа).
На дом было дано следующее задание: 1. Выучить определения понятий "пародия" и "афоризм". 2. Написать мини-сочинение по типу рассуждение "Толкование одного из афоризмов Сервантеса".
3. Найти и выразительно прочитать одно из стихотворений о Дон Кихоте авторов: Ю.Друниной,С.Я.Маршака, В.Мережковского.
Урок построен по принципу сопоставления двух главных персонажей: Дон Кихота и его оруженосца. В итоге учащиеся должны ответить на вопросы:
1. Можно ли назвать героев романа Сервантеса "вечными героями"? 2. В каких произведениях продолжаются традиции "Дон Кихота"?
3. Нужны ли подобные герои в наше время?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
migel_de_servantes_saavedra._don_kihot.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В чем особенность образов Дон Кихота и Санчо Пансы ? Можно ли эти образы назвать «вечными»? Чему учат нас герои романа? Нужны ли такие герои в наше время? Авторы каких произведений обращались к традициям романа Сервантеса «Дон Кихот»? Вопросы к уроку
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ ПАРОДИЯ - вид творчества, в котором автор представляет в комическом виде серьезные черты чужих произведений различных жанров.
Что пародирует Сервантес в романе «Дон Кихот»? Предмет пародии – рыцарские романы, сюжеты и герои которых оторваны от реальной жизни.
«…иного желания не было, кроме того, чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, о писываемым в рыцарских романах».
Почему мы не смеемся над главным героем? - Какие чувства вызывает в нас Рыцарь Печального образа? - Роман-пародия превращается в очень серьезное, печальное и глубокое произведение. Сервантес поместил своего героя-рыцаря в нерыцарские времена. В итоге мы смеемся над этими временами.
Жизненные идеалы Р ыцаря П ечального О браза . «Ради своей собственной славы, ради пользы родной страны, он, Дон Кихана , должен вооружиться, сесть на коня и отправиться по свету искать приключений, защищать обиженных, наказывать злых, восстанавливать попранную справедливость». «…всякое промедление – великий грех перед человечеством : сколько оскорбленных ждут отмщения, сколько обездоленных ждут защиты, сколько угнетенных ждут освобождения!».
Душевные качества и заповеди Дон Кихота: ДОБРОТА ЖАЖДА СПРАВЕДЛИВОСТИ БЕСКОРЫСТИЕ ХРАБРОСТЬ ДОВЕРЧИВАЯ ОТКРЫТОСТЬ ИСКРЕННОСТЬ ЩЕДРОСТЬ БЛАГОРОДСТВО ЧЕСТЬ ЗАЩИТА СЛАБЫХ СЛУЖЕНИЕ ОБИЖЕННЫМ
Смех читателей сменяется сочувствием к герою, перерастающим в восхищение мужеством и бесстрашием Дон Кихота.
Всего грустнее в грустной сей истории, Что мы смеемся, а герой-то прав, Провозглашая славные теории Борьбы с насильем и защиты прав. Но мир его относит к категории Безумцев, ничего не разобрав; Весьма печальный вывод получился Для тех, кто размышлять не разучился. Д.Байрон «Дон Жуан»
Образ верного слуги Санчо Пансы
Это образ не глупого простолюдина, преследующего свою корысть, выгоду, а верного и преданного слуги, готового пойти на все ради своего господина, служа ему верой и правдой.
Советы Дон Кихота своему оруженосцу перед вступлением того на пост губернатора : Будучи мудрым, ты избежишь ошибок… - …говори с гордостью и признайся не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься. Не руководствуйся законом личного произвола. Всячески старайся обнаружить истину , что бы тебе ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк. Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о причиненной тебе обиде.
«…поступать надо в пользу добра».
- Спасибо, братцы! Вам весело – вы смеетесь. Худо, когда губернатора встречают слезами. Когда губернатор сидит на осле, это весело. А вот когда осла сажают в губернаторы, тут уж не посмеешься. (Эпизод встречи подданными своего нового губернатора Санчо Пансы , въезжающего в город на осле, из к/ф «Дон Кихот»)
Какие качества роднят Санчо Пансу и Дон Кихота? ДОБРОДУШИЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ ПОСТУПИТЬ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ОТКРЫТОСТЬ
Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо о т их происхождения и положения в обществе. Идеи гуманизма провозглашают и его герои.
Гуманизм От лат. humanitas – «человечность», humanus – «человечный», homo – «человек». Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
АФОРИЗМ КРАТКОЕ, ТОЧНОЕ,ЁМКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ.
АФОРИЗМЫ СЕРВАНТЕСА В НЕСЧАСТЬЕ СУДЬБА ВСЕГДА ОСТАВЛЯЕТ ДВЕРЦУ ДЛЯ ВЫХОДА. ПРАВДА ИНОЙ РАЗ ГНЁТСЯ, НО НИКОГДА НЕ ЛОМАЕТСЯ И ВСПЛЫВАЕТ ПОВЕРХ ЛЖИ, КАК МАСЛО ПОВЕРХ ВОДЫ. ЛУЧШЕ КРАСКА НА ЛИЦЕ, ЧЕМ ПЯТНО НА СЕРДЦЕ .
В чем особенность образов Дон Кихота и Санчо Пансы ? Можно ли эти образы назвать «вечными»? Чему учат нас герои романа? Нужны ли такие герои в наше время? Авторы каких произведений обращались к традициям романа Сервантеса «Дон Кихот»? Вопросы к уроку
«Все взоры обратились на… довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать её рассказ. …тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я… не в состоянии баловать,.. однако… о фицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и Я с Ванюшей делюсь своими доходишками… ...вечером мой приказчик возвращается , бледен, оборван и пеш… …вдруг въезжает ко мне на двор коляска… …он (приказчик) явился; только увидел генерала, так и остолбенел… …Деньги нашли; генерал у меня отобедал, потом тотчас уехал и увёз с собою приказчика. Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку.»
Господь упаси и избави: у него (?) часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт. Нет, дай бог долго здравствовать А.Г., а коли уж бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем… А.С.Пушкин «Дубровский» Т. 1 гл.3. Т.2гл.9
Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Вы этому, пожалуйста, не верьте: Он не подвластен времени и смерти, Он в новый собирается поход. Пусть жизнь его невзгодами полна - Он носит раны, словно ордена! А ветряные мельницы скрипят, У Санчо Пансы равнодушный взгляд - Ему-то совершенно не с руки Большие, как медали, синяки. И знает он, что испокон веков На благородстве ловят чудаков…
Что прежде, чем кого-нибудь спасёшь, Разбойничий получишь в спину нож... К тому ж спокойней дома, чем в седле. Но рыцари остались на земле! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Он в новый собирается поход! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Юлия Друнина
Дон-Кихот Пора в постель, но спать нам неохота. Как хорошо читать по вечерам! Мы в первый раз открыли Дон-Кихота, Блуждаем по долинам и горам. Нас ветер обдает испанской пылью, Мы слышим, как со скрипом в вышине Ворочаются мельничные крылья... С.Я.Маршак
Памятник возле Национальной библиотеки Испании в Мадриде Сервантесу и его героям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа
К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....
Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...