КТП 5 класс чтение и развитие речи
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_razvitie_rechi_5_klass.doc | 467.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 135 часов, 4часа в неделю.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррегировать артикуляционный аппарат.
- Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Развивать речь, владение техникой речи;
- Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развивать познавательные процессы.
- Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Характеристика класса
Учёные различают несколько групп детей с ограниченными возможностями здоровья.
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. У них не наблюдается психомоторной расторможенности, сохранена целенаправленность действий, работоспособность на определённом уровне, их легко организовать. В 5 классе к данной группе можно отнести Новикову Александру.
Для второй группы характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. Также их интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов возбуждения или торможения. Они или неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны или вялые, замедленные, инертные. В связи с этим у них снижена работоспособность. Интерес к учебному материалу проявляется слабо.
Ко второй группе относятся Рябченков Николай и Сидоров Ярослав.
Третья группа учащихся отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров. Общее недоразвитие мозга у таких детей сочетается с нарушениями речи. В третью группу входит Исаева Юлия.
По успеваемости: Новикова Александра в целом правильно решают задания, наиболее активна и самостоятельна в усвоении материала. Рябченков Николай и Сидоров Ярослав справляются с требованиями программы, успешно реализуют знания в конкретных условиях, но им требуется в некоторых случаях индивидуальная помощь, также для них характерно нарушение внимания, замедленная деятельность, инертность психических процессов, что приводит к ошибочному выполнению действий. Исаева Юлия испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебных предметов для неё недоступно или усваивается с трудом.
При планировании индивидуальной работы на уроках письма и развития речи речи, подборе дидактического материала следует учитывать психофизические характеристики, способности и степень обучаемости учащихся 5 класса.
Для реализации принципа дифференцированного подхода и успешного овладения ЗУН учащихся 5 класса можно разделить на 3 группы:
1 группа (успешно обучающиеся школьники): Новикова Александра;
2 группа (относительно хорошо успевающие школьники): Рябченков Николай и Сидоров Ярослав;
3 группа (школьники, с трудом усваивающие учебную программу): Исаева Юлия.
Организационные особенности реализации программы
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения. Основной формой обучения является урок. В зависимости от дидактической задачи используются уроки различного типа. Основные методы и приёмы обучения: объяснение, беседа, работа с учебником, практические упражнения, дидактическая игра, использование наглядных средств обучения, ИКТ.
Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть: постановка познавательной задачи, строгий подбор материала, определённая форма рассуждений, использование иллюстративного материала, формулировка выводов, дополнительные разъяснения.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. Использование различных формулировок вопросов позволяют углублять знания учащихся, а различная степень трудности вопросов способствует индивидуализации обучения.
Работа с учебником – один из действенных методов овладения учебным материалом, предполагающий основные требования по работе с книгой: каждый учащийся должен иметь учебник, учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания, учащийся должен научиться находить главное.
Практические упражнения (грамматические и орфографические упражнения) способствуют речевому развитию школьников, формированию языковых обобщений и орфографических навыков. Разнообразие упражнений предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий. Некоторые особенности умственно отсталых детей диктуют определённую ограниченность видов упражнений на одном уроке (5-6). Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые приёмы.
Одним из эффективных методов обучения является дидактическая игра. Она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников, на повышение речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Применение наглядных методов создаёт условия для более полного усвоения учебного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти. На уроках письма и развития речи применяются натуральные предметы, их изображения, графическая наглядность, ТСО. Используется ряд специфических средств: жест, мимика, драматизация, дикция, выразительность чтения, языковая наглядность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
- Русские народные сказки.
- Сказки народов мира.
- Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина, Кольцова.
- Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
- Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
- В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
- М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
- Рассказы Куприна.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
ТРУБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Устное народное творчество | 4ч. | 4ч. | |||
2 | Сказки | 17ч. | 16ч. | |||
3 | Картины родной природы:
| 8ч. 7ч. | 8ч. 5ч. | 12ч. | 8ч. 7ч. 8ч. 17ч. | |
4 | О друзьях-товарищах | 12ч. | 12ч. | |||
5 | Басни И. Крылова | 4ч. | 4ч. | |||
6 | Спешите делать добро | 12ч. | 12ч. | |||
7 | О животных | 15ч. | . | 15ч. | ||
8 | Из прошлого нашего народа | 12ч. | 12ч. | |||
9 | Из произведений зарубежных писателей | 20ч. | 120ч. | |||
Итого: | 36ч. | 28ч. | 40ч. | 32ч. | 135ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № ур. в разд. | Наименование разделов и тем | Плановые сроки. | Скоррек сроки. |
I четверть. 3 | ||||
Устное народное творчество. 4 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
1 | 1 | День знаний. Урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ | 02.09 | |
2 | 2 | Считалки, заклички-приговорки, потешки. | 04.09 | |
3 | 3 | Пословицы и поговорки, загадки. | 05.09 | |
4 | 4 | Обобщение по разделу. "Устное народное творчество" | 06.09 | |
Итого: 4 часа. | ||||
Сказки. 17 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
5 | 1 | Русская сказка "Никита Кожемяка". | 09.09 | |
6 | 2 | Тофаларская сказка "Как наказали медведя". | 11.09 | |
7 | 3 | Башкирская сказка "Золотые руки". | 12.09 | |
8 | 4 | Русская сказка "Морозко". | 13.09 | |
9 | 5 | «По работе и награда» по сказке "Морозко". | 16.09 | |
10 | 6 | Русская сказка "Два Мороза". | 18.09 | |
11 | 7 | Внеклассное чтение. Русские волшебные сказки. | 19.09 | |
12 | 8 | Татарская сказка "Три дочери". | 20.09 | |
13 | 9 | А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". | 23.09 | |
14 | 10 | Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях". | 25.09 | |
15 | 11 | Волшебство в "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". | 26.09 | |
16 | 12 | Литературная сказка по Д.Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". | 27.09 | |
17 | 13 | Чтение 2 части сказки "Серая Шейка". | 30.09 | |
18 | 14 | Чтение 3 части сказки "Серая Шейка". | 02.10 | |
19 | 15 | Работа с текстом 4 частей сказки "Серая Шейка". | 03.10 | |
20 | 16 | Чтение и разбор 5 части сказки "Серая Шейка". | 04.10 | |
21 | 17 | Обобщение по разделу. "Сказки" | 07.10 | |
Итого: 17 часов. | ||||
Картины родной природы. Лето. 8 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану 8 | ||||
22 | 1 | Г.Скребицкий "Июнь". | 09.10 | |
23 | 2 | И.Суриков "Ярко солнце светит...". | 10.10 | |
24 | 3 | А.Платонов "Июльская гроза". Чтение и анализ 1 и 2 частей. | 11.10 | |
25 | 4 | Разбор 3 и 4 частей сказки А.Платонова "Июльская". | 14.10 | |
26 | 5 | А.Прокофьев "Берёзка". | 16.10 | |
27 | 6 | Ю.Гордиенко "Вот и клонится лето к закату..." | 17.10 | |
28 | 7 | Внеклассное чтение. Стихотворения рус. писателей о природе. | 18.10 | |
29 | 8 | Обобщение по разделу. "Лето" | 21.10 | |
Итого: 8 часов. | ||||
Картины родной природы. Осень. 7 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
30 | 1 | По Г.Скребицкому "Сентябрь". | 23.10 | |
31 | 2 | По И.Соколову-Микитову "Золотая осень". | 24.10 | |
32 | 3 | К.Бальмонт "Осень". | 25.10 | |
33 | 4 | По Г.Скребицкому "Добро пожаловать!" | 28.10 | |
34 | 5 | По В.Астафьеву "Осенние грусти..." | 30.10 | |
35 | 6 | И.Бунин "Первый снег". | 31.10 | |
36 | 7 | Обобщение по разделу. "Осень" | 01.11 | |
Итого: 7 часов. | ||||
II четверть. | ||||
О друзьях-товарищах. 12 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
36 | 1 | Ю.Яковлев "Колючка". | 11.11 | |
37 | 2 | Анализ рассказа Яковлева "Колючка" | 13.11 | |
38 | 3 | Ю.Яковлев "Рыцарь Вася". | 14.11 | |
39 | 4 | Анализ рассказа Яковлева "Рыцарь Вася". | 15.11 | |
40 | 5 | Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома". | 18.11 | |
41 | 6 | Чтение рассказа Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома". | 20.11 | |
42 | 7 | В.Медведев "Фосфорический" мальчик". | 21.11 | |
43 | 8 | Анализ текста В.Медведева "Фосфорический" мальчик". | 22.11 | |
44 | 9 | Л.Воронкова "Дорогой подарок". | 25.11 | |
45 | 10 | Чтение Л.Воронкова "Дорогой подарок". | 27.11 | |
46 | 11 | Я.Аким "Твой друг". | 28.11 | |
47 | 12 | Обобщение по разделу. "О друзьях-товарищах" | 29.11 | |
Итого: 12 часов. | ||||
Басни И.Крылова. 4 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
48 | 1 | И.Крылов "Ворона и Лисица". | 02.12 | |
49 | 2 | И.Крылов "Щука и Кот". | 04.12 | |
50 | 3 | И.Крылов "Квартет". | 05.12 | |
51 | 4 | Внеклассное чтение. Басни. | 06.12 | |
Итого: 4 часа. | ||||
Спешите делать добро. 12 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
52 | 1 | Н.Хмелик "Будущий олимпиец". | 09.12 | |
53 | 2 | О.Бондарчук" Слепой домик". | 11.12 | |
54 | 3 | В.Осеева "Бабка". | 12.12 | |
55 | 4 | Работа над содержанием 2-ой и 3-ой частей рассказа «Бабка». | 13.12 | |
56 | 5 | Работа над содержанием 4-ой части рассказа «Бабка». | 16.12 | |
57 | 6 | Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой. | 18.12 | |
58 | 7 | А.Платонов "Сухой хлеб". | 19.12 | |
59 | 8 | Работа над содержанием рассказа «Сухой хлеб». | 20.12 | |
60 | 9 | В. Распутин "Люся". Чтение и анализ | 23.12 | |
61 | 10 | В. Брюсов "Труд". | 25.12 | |
62 | 11 | Р. Рождественский "Огромное небо". | 26.12 | |
63 | 12 | Обобщение по теме "Спешите делать добро". | 27.12 | |
Итого: 12 часов. | ||||
III четверть. | ||||
Картины родной природы. Зима. 8 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
64 | 1 | Ф. Тютчев. «Зима». | 13.01 | |
65 | 2 | К. Бальмонт. «К зиме». | 15.01 | |
66 | 3 | Г. Скребицкий. «Декабрь». | 16.01 | |
67 | 4 | Г. Скребицкий. «Всяк по своему». | 17.01 | |
68 | 5 | С. Есенин. «Поёт зима – аукает». «Берёза». | 20.01 | |
69 | 6 | А. Пушкин. «Зимняя дорога». | 22.01 | |
70 | 7 | Внеклассное чтение. Стихотворения Пушкина о зиме. | 31.01 | |
71 | 8 | Обобщение по разделу "Зима" | 24.01 | |
Итого: 8 часов. | ||||
О животных. 15 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану
| ||||
72 | 1 | Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 1. | 27.01 | |
73 | 2 | Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 2. | 29.01 | |
74 | 3 | А . Толстой "Желтухин". Часть 1. | 30.01 | |
75 | 4 | А . Толстой "Желтухин". Часть 2. | 03.02 | |
76 | 5 | А . Толстой "Желтухин". Часть 3. | 05.02 | |
77 | 6 | К. Г. Паустовский "Кот ворюга". | 06.02 | |
78 | 7 | Внеклассное чтение. Рассказы К. Г. Паустовского. | 07.02 | |
79 | 8 | Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 1. | 10.02 | |
80 | 9 | Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 2. | 12.02 | |
81 | 10 | Б. Житков рассказ "Про обезьянку". Часть 3. | 13.02 | |
82 | 11 | Э. Асадов "Дачники". Часть 1 | 14.02 | |
83 | 12 | Э. Асадов "Дачники". Часть 2 | 17.02 | |
84 | 13 | Ф. Абрамов из рассказов Олёны Даниловны. | 19.02 | |
85 | 14 | С. Михалков "Будь человеком". | 20.02 | |
86 | 15 | Обобщение по теме «Рассказы о животных». | 21.02 | |
Итого: 15 часов. | ||||
Из прошлого нашего народа. 12 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
87 | 1 | По О. Тихомирову "На поле Куликовом" «Москва собирает войско». | 24.02 | |
88 | 2 | По Тихомирову "На поле Кулик."«Куликовская битва». «Слава...». | 26.02 | |
89 | 3 | Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву "Бородино". | 27.02 | |
90 | 4 | Н. Некрасов "Мороз красный нос". | 28.02 | |
91 | 5 | А. Куприн "Белый пудель". Часть 1. | 03.03 | |
92 | 6 | А. Куприн "Белый пудель". Часть 2. | 05.03 | |
93 | 7 | А. Куприн "Белый пудель". Часть 3. | 06.03 | |
94 | 8 | А. Куприн "Белый пудель". Часть 4. | 07.03 | |
95 | 9 | Внеклассное чтение. Рассказы Куприна. | 10.03 | |
96 | 10 | По Л. Жарикову "Снега, поднимитесь метелью". | 12.03 | |
97 | 11 | Ю. Коринец У могилы неизвестного солдата. | 13.03 | |
98 | 12 | Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа». | 14.03 | |
Итого: 12 часов. | ||||
Картины родной природы. Весна. 17 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
99 | 1 | Г. Скребицкий "Март". | 17.03 | |
100 | 2 | А. Толстой "Вот уж снег последний тает…". | 19.03 | |
101 | 3 | Г. Скребицкий "От первых проталин до первой грозы". | 20.03 | |
102 | 4 | Г. Скребицкий "Весна-красна". | 21.03 | |
103 | 5 | Г. Скребицкий "Грачи прилетели". | 02.04 | |
IV четверть. | ||||
104 | 6 | Г. Скребицкий "Заветный кораблик". | 02.04 | |
105 | 7 | Г. Скребицкий "В весеннем лесу". | 03.04 | |
106 | 8 | А. Толстой "Весенние ручьи". | 04.04 | |
107 | 9 | А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…". | 07.04 | |
108 | 10 | А. Блок "Ворона". | 09.04 | |
109 | 11 | Е. Серова "Подснежник". | 10.04 | |
110 | 12 | И. Соколов-Микитов "Весна". | 11.04 | |
111 | 13 | И. Бунин "Крупный дождь в лесу зелёном…". | 14.04 | |
112 | 14 | С. Есенин "Черёмуха". | 16.04 | |
113 | 15 | Я. Аким "Весна, весною, о весне". | 17.04 | |
114 | 16 | Внеклассное чтение. Произведения русских писателей о весне. | 18.04 | |
115 | 17 | Обобщение по разделу "Весна" | 21.04 | |
Итого: 17 часов. | ||||
Из произведений зарубежных писателей. 20 ч. на изучение; 4 ч.\нед. по учеб. плану | ||||
116 | 1 | В. Гюго "Гаврош". Часть 1. Маленький Гаврош. | 23.04 | |
117 | 2 | В. Гюго "Гаврош". Часть 2. Гаврош опекает малышей | 24.04 | |
118 | 3 | М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части 1. | 25.04 | |
119 | 4 | М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части 2. | 28.04 | |
120 | 5 | М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части 3. | 30.05 | |
121 | 6 | М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части 4. | 02.05 | |
122 | 7 | М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части 5. | 05.05 | |
123 | 8 | Обобщающий урок по рассказу Твена "Приключения Тома Сойера". | 07.05 | |
124 | 9 | Внеклассное чтение. Рассказы М. Твена. | 08.05 | |
125 | 10 | С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Ч. 1. | 12.05 | |
126 | 11 | С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Ч. 2. | 14.05 | |
127 | 12 | С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Ч. 3. | 15.05 | |
128 | 13 | С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Ч. 4. | 16.05 | |
129 | 14 | Обобщающий урок по повести С. Лагерлёф "Путешествие Нильса". | 19.05 | |
130 | 15 | Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 1. | 21.05 | |
131 | 16 | Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 2. | 22.05 | |
132 | 17 | Г. Андерсен "Русалочка". Чтение и анализ части 3. | 23.05 | |
133 | 18 | Обобщающий урок по сказке Г. Андерсен "Русалочка". | 26.05 | |
134 | 19 | Внеклассное чтение. Произведения Г. Андерсена | 28.05 | |
135 | 20 | Обобщение по разделу "Произведения зарубежных писателей". | 29.05 | |
136 | 21 | 30.05 | ||
Итого: 20 часов. |
ЛИТЕРАТУРА
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
- Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
- Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
- Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Чтение и развитие речи (136ч.)
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Стр. | Коррекционная работа |
1четверть Устное народное творчество | |||||
1 | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3-4 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. | |
2 | 1 | Пословицы и поговорки. | 5-6 | Развивать память, внимание, мышление. | |
3 | 1 | Загадки. | 6-8 | Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. | |
4 | 1 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 8-10 | Заучивать пословицы, поговорки и загадки. | |
Сказки | |||||
1 | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) | 11-13 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
2 | 1 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
3 | 1 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) | 14-15 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |
4 | 1 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 15-18 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
5 | 1 | «Морозко» (Русская сказка) | 18-23 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. | |
6 | 1 | «Два Мороза» (Русская сказка) | 24-27 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |
7 | 1 | «Три дочери» (Татарская сказка) | 27-28 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
8 | 1 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
9 | 3 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 29-39 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | |
10 | 5 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 41-50 | ||
11 | 1 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | 51-52 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |
Картины родной природы | |||||
1 | 1 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» | 53-54 | Соблюдение пунктуации. | |
2 | 1 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 54-55 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
3 | 4 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 55-61 | Развивать связную речь. | |
4 | 1 | А. Прокофьев «Берёзка» | 61-62 | Расширять словарный запас. | |
5 | 1 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 62 | Соблюдение пунктуации. | |
6 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» | 63 | Развивать познавательную деятельность | |
1 | 1 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 64-65 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
2 | 1 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 66-67 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
2 четверть | |||||
3 | 1 | К. Бальмонт «Осень» | 68 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | |
4 | 1 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 69-71 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | |
5 | 1 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» | 72-73 | ||
6 | 1 | И. Бунин «Первый снег» | 73 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
7 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» | 74 | Развивать познавательную деятельность | |
8 | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
О друзьях-товарищах | |||||
1 | 2 | Ю. Яковлев «Колючка» | 75-79 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | |
2 | 1 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 80-82 | ||
3 | 1 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 83-87 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | |
4 | 1 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 88-91 | ||
5 | 3 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 92-96 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |
6 | 1 | Я. Аким «Твой друг» | 96-97 | ||
7 | 1 | Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 98 | Развивать познавательную деятельность | |
8 | 1 | Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
Басни И. Крылова | |||||
1 | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица» | 99-100 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
2 | 1 | И. Крылов «Щука и Кот» | 101-102 | ||
3 | 1 | И. Крылов «Квартет» | 102-104 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | |
4 | 1 | Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | 104 | Развивать познавательную деятельность | |
Спешите делать добро | |||||
1 | 1 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 105-108 | Развивать связную речь через пересказ. | |
2 | 1 | О. Бондарчук «Слепой домик» | 108-109 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | |
3 | 4 | В. Осеева «Бабка» | 110-117 | ||
4 | 2 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 118-124 | ||
5 | 1 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | 124-127 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | |
6 | 1 | В. Брюсов «Труд» | 127-128 | ||
3 четверть | |||||
7 | 1 | Р. Рождественский «Огромное небо» | 129 | Развивать связную речь через пересказ. | |
8 | 1 | Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 130 | Развивать познавательную деятельность | |
9 | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
Картины родной природы | |||||
1 | 1 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 131 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
2 | 1 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 132-133 | ||
3 | 1 | К. Бальмонт «К зиме» | 133-133 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | |
4 | 2 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 134-137 | ||
5 | 1 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 137-138 | Развивать связную речь через заучивание. | |
6 | 1 | С. Есенин «Берёза» | 138 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. | |
7 | 1 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 139 | ||
8 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 140 | Развивать познавательную деятельность | |
1 | 1 | Весна. Г. Скребицкий «Март» | 141-142 | Развивать связную речь. | |
2 | 1 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 142-143 | Расширять словарный запас. | |
3 | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
4 | 1 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | 143-144 | Развивать артикуляционный аппарат. | |
5 | 1 | Г. Скребицкий «Весна - красна» | 145-147 | Развивать связную речь через заучивание. | |
6 | 1 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 147-148 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. | |
7 | 1 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» | 148-149 | Совершенствовать словесную систему мышления. | |
8 | 1 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | 149-151 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | |
9 | 1 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 152-153 | ||
10 | 1 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 154 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
11 | 1 | А. Блок «Ворона» | 155 | Развивать связную речь через заучивание. | |
12 | 1 | Е. Серова «Подснежник» | 156 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | |
13 | 1 | И. Соколов – Микитов «Весна» | 156-157 | ||
14 | 1 | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» | 158 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
15 | 1 | С. Есенин «Черёмуха» | 159 | ||
16 | 1 | Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 159-160 | Развивать артикуляционный аппарат. | |
17 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» | 161-162 | Развивать познавательную деятельность | |
18 | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
О животных | |||||
1 | 2 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 163-169 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |
2 | 3 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 169-175 | Развивать связную речь через пересказ. | |
3 | 1 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 176-179 | Развивать зрительное восприятие, память. | |
4 | 3 | Б. Житков «Про обезьянку» | 180-186 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. | |
5 | 1 | Э. Асадов «Дачники» | 187-189 | ||
4 четверть | |||||
6 | 1 | Э. Асадов «Дачники» | 187-189 | Развивать внимание, воображение, память. | |
7 | 1 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 189-191 | Расширять словарный запас. | |
8 | 1 | С. Михалков «Будь человеком» | 192-193 | Развивать связную речь через пересказ. | |
9 | 1 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 193-194 | Развивать познавательную деятельность | |
10 | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | ||
Из прошлого нашего народа | |||||
1 | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» | 195-196 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |
2 | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» | 197-199 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |
3 | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 200 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |
4 | 1 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 201-203 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |
5 | 1 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 204-207 | Развивать диалогическую речь. | |
6 | 4 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 207-216 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | |
7 | 1 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 217-221 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | |
8 | 1 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 222-223 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |
9 | 1 | Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» | Развивать диалогическую речь. | ||
10 | 1 | Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 223 | Развивать познавательную деятельность | |
Из произведений зарубежных писателей | |||||
1 | 2 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 224-229 | Развивать связную речь. | |
2 | 5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 229-238 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | |
3 | 4 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 239-247 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | |
4 | 3 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) | 247-251 | ||
5 | 1 | Обобщающий урок по теме | 251-252 | Развивать познавательную деятельность | |
6 | 1 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 7 класс чтение и развитие речи
тематическое-планирование 7 класс чтение автор-составитель учебника А. К. Аксёнова...
Календарно-тематическое планирование 8 класс "Чтение и развитие речи".
календарно-тематическое планирование 8 класс чтение автор-составитель З.Ф. Малышева...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
календарно-тематическое планирование 4 класс чтение и развитие речи
Материал для коррекционной школы 8 вида. 4 класс. Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи....
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...
Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"
Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...