Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Готовая разработка урока позволит учителю провести урок литературы по ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_na_kursakh.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов
«Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы»
Тема проекта:
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Автор проекта:
Тяганова Валентина Викторовна- учитель русского языка и литературы МБОУ «Введенско-Слободская ООШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ.
Научный руководитель: Волкова О.В.,
доцент ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Куратор: Рахимова Э.К.,
ст. преподаватель ПМЦ ПК и ПК.
Казань, 2014
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» | Тип Урок «открытия» нового знания |
Цель: изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Задачи: -научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему; -совершенствовать духовно-нравственные качества личности; -воспитывать чувство любви к Родине. |
Планируемые результаты
Предметные Освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его. | Метапредметные Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование работы; Познавательные: использование различных источников информации; Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать и вести диалог | Личностные Совершенствование духовно-нравственных качеств личности |
Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.
Ресурсы урока:
Информационно-методические: учебник – хрестоматия «Литература» 5 класс, в 2 ч. Ч.1 Авт.-сост. В.Я. Коровина, репродукция картины Тропинина В.А. «Старый солдат».
Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Содержание деятельности ученика | Содержание деятельности учителя | |||
| ||||
Отвечают на вопросы учителя Составляется кластер на доске. Богатырь- -сильный человек; | Задает вопросы: Ребята, я приветствую вас на уроке литературы. Скажите, пожалуйста, кто, по-вашему, может называться богатырем? Кто такой богатырь? Какие черты характера присущи человеку, которого вы назвали бы богатырем? Спасибо. А сегодня мы познакомимся с героями, которых называет богатырями Михаил Юрьевич Лермонтов. | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
-победы нашего народа в многочисленных войнах. -Великая Отечественная войн, Отечественная война 1812 года. -Храбрость, мужество, честь и бесчестие, патриотизм и предательство. -Эти проблемы актуальны всегда. -Война в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, события на Украине. | -Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа? -Какие исторические события, связанные с героическим прошлым нашей Родины, нашли отражение в произведениях художественной литературы? -Какие проблемы поднимаются в этих произведениях? - А сегодня эти проблемы актуальны? -Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о Бородинском сражении. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу и громкую славу в случае победы. Русская армия, которой командовал М. Кутузов, понимала, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, а у французов- 19 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено. | Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям- это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Какое историческое событие легло в основу данного произведения? | |||
Выразительное чтение стихотворения учителем. | ||||
От лица старого солдата, который был участником героического сражения. Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди –ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей. | Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование? А каким вы его себе представляете? Учитель предлагает рассмотреть картину В.А. Тропинина «Старый солдат» и сравнить, чем похожи эти персонажи. |
Компьютерная презентация «Бородинская битва» и работа с классом по вопросам
Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления. Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух. Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою. Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад. Да, удалось. На это указывают строки: И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Эпитеты, метафоры, сравнения. | Почему русские войска отступали? Какие чувства испытывали русские воины?
А как ведут себя французы и почему? Что обещали русские солдаты своему командиру? Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте. Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя. А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор? |
Учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей. (см.приложение). После подготовки выступают с сообщениями. 1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой. 2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны. 3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась-как наши груди. | Учитель делит класс на 3 группы и просит найти примеры. |
4. Рефлексия.
Да. Они богатыри. Эти люди обладали огромной моральной силой. Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу. Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами. Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема | В начале урока мы говорили о богатырях. Герои Бородинской битвы. Они богатыри? - Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? - Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? - Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? |
6. Домашнее задание.
- Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.
- Дополнительное домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению,
- Написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся)
Подведение итогов
Учащиеся говорят о том, что запомнилось, что особенно понравилось. | Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Комментирует домашнее задание, мотивирует на выполнение дополнительного задания. Просит подумать о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время. Кто способен на подвиг? |
Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» выведена на экран
Эпитеты | Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя |
Метафоры | Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв |
Сравнения | Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...