Рабочая программа по литературе для 7 класса национальной школы
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией М.В.Черкезовой, 2-е издание, М. Дрофа 2005. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._literatura.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией М.В.Черкезовой, 2-е издание, М. Дрофа 2005. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Всего 102 часа, 3 часа в неделю
Программа: под ред. М.В.Черкезовой. Русская литература. Программа для национальных общеобразовательных учреждений 4-11 кл. М., Дрофа. 2005г
Учебник: Русская литература. 7 кл. Учебник - хрестоматия для национальных общеобразоват. учреждений. Под редакцией М.В.Черкезовой. – 4-е изд., . – М. : Дрофа, 2009
Учебно- тематический план
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов | Развитие речи | Внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | 1 | 1 |
2. | Из древнерусской литературы | 3 | ||
3. | Из русской литературы XIXвека | 51 | 3 | 4 |
4. | Из русской литературы XX века | 23 | 3 | 3 |
5. | Из литературы народов России. | 1 | ||
6. | Из зарубежной литературы. | 4 | 1 | |
7. | Повторение | 3 | ||
ИТОГО: | 86 | 8 | 8 |
Содержание тем учебного курса
I.Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» (фрагмент «Смерть Олега от своего коня»)
II. Из русской литературы XIXвека
В.А.Жуковский «Светлана», «Море»
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,
«19 октября», «Кавказ», «Не пой, красавица, при мне…», «Станционный
смотритель».
М.Ю.Лермонтов «Поэт», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Смерть поэта».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова - внука» (глава «Первая весна в деревне»)
И.С.Тургенев «Роза», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти
Ю.П.Вревской»,
«Порог» («Стихотворения в прозе»), «Живые мощи»
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда»
А.К.Толстой «Василий Шибанов»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист»
Н.С.Лесков «Кадетский монастырь»
Л.Н.Толстой «Отрочество»
В.М.Гаршин «Красный цветок».
III. Из русской литературы XX века
В.Г Короленко «Слепой музыкант»
М.Горький «Детство»
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш», «Строго
воспрещается»
С.А.Есенин «Не ветры осыпают пущи…», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Шел Господь пытать людей в любови…», «Песнь о собаке»,
«Низкий дом с голубыми ставнями…»
А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Не с теми я, кто бросил з
емлю…», «Клятва», «Мужество», «Родная земля», «Лотова жена»
В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши»
А.А.Вознесенский «Тбилисские базары», «Ров»
Б.Ш.Окуджава «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель…»
IV. Из литературы народов России.
Г.Тукай «Стихотворения цикла «О, эта любовь!»
V. Из зарубежной литературы.
М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Ф.Шиллер «Перчатка»
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Вид урока. Основные виды деятельности | Количество часов | Р.Р Вн.Чт | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||||
1 | Ведение. Литература в поисках смысла жизни. | 1 | 03.09 | |||
2 | Древнерусская литература: возникновение, каноны, традиции и жанры. | Беседа. | 1 | 04.09. | ||
3 | Повесть временных лет (фрагмент «Смерть Олега от своего коня») | Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств | .1 | 05.09.. | ||
4 | «Поучение» Владимира Мономаха | Эвристическая беседа. | 1 | 07.09. | ||
5 | Вн/чт. Повесть о Петре и Февронии Муромских | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн ч | 11.09. | |
6 | Р/р. Сочинение «Каково назначение человека на земле» | Урок развития речи | 1 | Р.Р Сочинение «Каково назначение человека на земле» | 12.09. | |
Русская литература XIX века | ||||||
7 | В.А.Жуковский. Рассказ о поэте. | Работа с учебником, чтение, беседа | 1 | 14.09. | ||
8 | «Светлана». Романтическое воссоздание картин народного русского быта. | Практикум анализа стихотворения. | 1 | 18.09. | ||
9 | Образ мира, противостоящего царству зловещего рока. | Обучение устному рассказу и выразительному чтению. | .1 | 19.09. | ||
10 | «Море». Метафорическое отождествление жизни человека и природы. | Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением. | 1 | 21.09 | ||
11 | А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории | Лекция | 1 | 25.09. | ||
12 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге и её летописный источник. | Анализ изобразительных средств. | 1 | 26.09. 2011г. | ||
13 | Смысл сопоставления Олега и волхва. | Эвристическая беседа. | 1 | 28.09. | ||
14 | Мотивы любви и природы в лирике А.С.Пушкина. Стих. «На холмах Грузии…» | Практикум. Работа над выразительным чтением. | .1 | 02.10 | ||
15-16 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. «19 октября». «Кавказ» | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | 1 | 03.10 05.10 | ||
17-18 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | Обучение устному рассказу от лица персонажа. | 1 | 09.10 10.10 | ||
19 | Вн/чт. А.С.Пушкин. «Боярышня-крестьянка». Любовь – смысл жизни. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн ч | 12.10. | |
20 | Р/р. Сочинение «Мой Пушкин». | Урок развития речи | 1 | Р.Р Сочинение «Мой Пушкин». | 16.10. | |
21 | М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. | Лекция, беседа, чтение | 1 | 17.10. | ||
22 | М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. | Лекция, беседа, выразитель-ное чтение | 1 | 19.10. | ||
23 | Стих. «Поэт» Тема судьбы поколения, роли поэта и назначения поэзии в жизни общества. | Лекция, беседа, выразитель-ное чтение | 1 | 23.10. | ||
24 | Стих. «Смерть поэта». Гневное обвинение высшей знати к гибели великого поэта. | Беседа, чтение | 1 | 24.10. | ||
25 | Урок выразительного чтения стих «Когда волнуется желтеющая нива». | Отработка выразительного чтения. | 1 | .Р.Р | 26.10. | |
26-27 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Эпическая основа жизненной позиции каждого из главных героев произведения. | Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. | 2 | 30.10. 31.10 | ||
28 | Р/р Сочинение – рассуждение «Кто в «Песне … является настоящим героем и почему?» | Урок развития речи | .1 | Р.Р Сочинение – рассуждение «Кто в «Песне … является настоящим героем и почему?» | 02.11 | |
29 | Н.В.Гоголь. Страницы истории. | Рассказ учителя | 2 | 13.11 | ||
30 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | Эвристическая беседа | .1 | 14.11 | ||
31 | Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Эвристическая беседа. Составление плана характеристики | .1 | 16.11 | ||
32 | Остап и Андрий –сопоставительная характеристика героев. | Эвристическая беседа. | 1 | 20.11 | ||
33 | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». | Слово учителя. Эвристическая беседа. | .1 | 21.11 | ||
34 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя»Тарас Бульба». | Составление плана. Подбор цитатного материала | 1 | Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба». | 23.11 | |
35 | Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя. | Урок контроля | 1 | К р Тесты | 27.11 | |
36-37 | С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Восприятие героем радостной картины преображающейся природы. | Рассказ учителя. | 2 | 28.11 30.11 | ||
38 | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. Стих. «Роза». | Рассказ учителя. | 1 | 04.12. | ||
39 | «Как хороши, как свежи были розы…». Торжество вечно обновляющейся жизни, человек и его смысл жизни на земле. | Беседа, чтение, анализ | 1 | 05.12 | ||
40 | Стихотворения в прозе. «Памяти Ю.П.Вревской». | Эвристическая беседа | 1 | 07.12. | ||
41 | «Живые мощи». Трагическая судьба героини рассказа и ее духовное просветление, дающее силы перенести тяжелые испытания. | Беседа, чтение, анализ | . 1 | 11.12. | ||
42 | Урок выразительного чтения стих. в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» | Обучение выразительному чтению | 1. | 12.12. | ||
43 | Вн./чт. по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» | Урок внеклассного чтения | 1 | 14.12. | ||
44 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Изображение красоты, поэзии и и тягот крестьянского труда и быта в поэме «Мороз Красный нос». | Рассказ учителя | 1 | . | 18.12 | |
45-46 | «Размышления у парадного подъезда». Сюжет стих. Народные характеры и судьбы. Боль поэта за судьбу народа. | Эвристическая беседа. Составление плана. | 2. | 19.12. 21.12 | ||
47-48 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Образ Ивана Гроздного. Поэтическое изображение чувства любви к Родине, верности, чувства долга простого человека из народа. | Практикум анализа эпизода | 2 | 25.12.26.12 | ||
49 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. | Эвристическая беседа | 1 | 28.12 | ||
50 | «Карась-идеалист». Наивная вера карася в возможность праведной жизни, в добро, в торжество закона, полное незнание им реальной жизни. Скепсис и пессимизм ерша. | Эвристическая беседа, пересказ эпизодов | 1 | |||
51 | Вн/чт. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн. ч | ||
52 | Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. | Урок контроля | 1 | К р.Тесты, | ||
53-56 | Н.С.Лесков. Биография писателя. «Кадетский монастырь». Основа рассказа -достоверные события из жизни Первого кадетского корпуса. Черты праведников в героях рассказа. Воспитание в подростках чувства чести и благородства, товарищества и любви к отчизне. | Эвристическая беседа | 1 | |||
57 | Вн/чт. Мое любимое произведение Н.С.Лескова. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн. ч | ||
58 | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. | Эвристическая беседа | 1 | |||
59 | «Отрочество». Жанр автобиографической повести. Формирование характера Николеньки Иртеньева. | Беседа, обучение устному рассказу. | 1. | |||
60-61 | В.М.Гаршин. «Красный цветок». Тема страстного сопротивления злу. Чувства и духовный мир героя. | Эвристическая беседа | 1 | |||
Русская литература XX века | ||||||
62-66 | В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Проблема счастья в повести. Гимн человеку- победителю. Прославление бескорыстной дружбы и чистой любви. Психологизм повести. Роль искусства в жизни человека. | Эвристическая беседа | 1 | |||
67 | Р/р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Урок развития речи | 1 | Р/р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | ||
68 | М.Горький. Биография писателя. «Детство» Автобиографический характер повести. | Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. | 1 | |||
69 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | Составление плана характеристики | 1 | |||
70 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | Беседа с элементами пересказа | 1 | |||
71 | Р/р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, М.Горького. | Составление плана. Подбор цитатного материала | Р.Р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, М.Горького | |||
72 | Вн/чт. М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн.ч | ||
73 | Слово о Маяковском. «Строго воспрещается» Сатира на не всегда уместный бюрократический стиль речи и общения. | Анализ художественной формы стихотворения | 1 | |||
74 | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | Эвристическая беседа. | 1. | |||
75 | «Левый марш» Маяковский о революции. | Эвристическая беседа. | ||||
76 | С.А.Есенин. «Песнь о собаке». Ответственность человека за все живое на земле. | Рассказ учителя. Беседа | 1 | |||
77 | «Не ветры осыпают пущи…» | Практикум анализа лирического произведения | 1 | |||
78 | «Шел Господь пытать людей в любви…». Евангельские мотивы незаметной, не показной любви к ближнему, сострадания и милосердия. | Выразительное чтение | 1. | |||
79 | «Не бродить, не мять в кустах багряных…». | Выразительное чтение | 1 | Р.Р Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. | ||
80 | «Низкий дом с голубыми ставнями…». Любовь поэта к родному краю. | 1 | ||||
81 | Р/р. Сочинение. «Природа в стихах Есенина». | Урок развития речи | 1 | Р.Р Сочинение. «Природа в стихах Есенина». | ||
82 | Вн/чт. Урок выразительного чтения стих. С.А.Есенина. | Урок внеклассного чтения | ||||
83 | А.А.Ахматова. Рассказ о поэте. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» | Эвристическая беседа | 1 | |||
84 | А.А.Ахматова «Пушкин». | Эвристическая беседа | 1 | |||
85 | «Клятва», «Мужество». Тема родины, звучащая в стихах военных лет. | Анализ, беседа, работа с книгой | 1 | |||
86 | «Родная земля». Отношение к родной земле как к святыне. | Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение | 1 | |||
87 | «Лотова жена» (из цикла «Библейские стихи). Своеобразное осмысление библейского мотива о неотвратимости и справедливости наказания за ослушание Богу. | Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение | 1 | |||
88 | В.Ф.Тендряков. Биография писателя. «Весенние перевертыши» | Эвристическая беседа. Слово учителя. | 1. | |||
89 | «Весенние перевертыши». Становление личности подростка. | Эвристическая беседа | 1 | |||
90 | А.А.Вознесенский «Тбилисские базары». Полнота и радость ощущения жизни. | Практикум. Слово учителя. | 1. | |||
91-92 | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте и барде. «Молитва Франсуа Вийона» | Эвристическая беседа | 2 | |||
93 | Вн/чт. Песни на слова русских поэтов XX века. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн. ч. Чтение, анализ, сообщение | ||
Литература народов России | ||||||
94 | Г.Тукай. Стих. цикла «О, эта любовь!» | Эвристическая беседа. Слово учителя. | 1 | |||
Зарубежная литература | ||||||
95-96 | М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Образ главного героя, стремление Дон Кихота и возрождение золотого века. | Практикум. Слово учителя. | 2 | |||
97 | Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Проблема подлинной и мнимой культуры. | Семинар | 1 | |||
98 | Ф.Шиллер «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства. | Ответы на проблемные вопросы | 1 | |||
99 | Р/р. Сочинение – миниатюра «Моё любимое произведение, изученное в 7 классе». | Урок развития речи | 1 | Вырабатывать навыки написания сочинения Сочинение – миниатюра «Моё любимое произведение, изученное в 7 классе». | ||
100 | Урок – игра по программе 7 класса. | Урок контроля | 1 | |||
101 | Итоговое тестирование | Урок контроля | 1 | К.р | ||
102 | Вн/чт. Книги для чтения летом. | Урок внеклассного чтения | 1 | Вн. ч |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
М.В.Черкезова и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса. М.:Дрофа, 2009.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Н.В.Егорова Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Русская литература. Методическое пособие 7 класс. М.: Дрофа, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса национальных школ
Рабочая программа по литературе составлена на основании программы основной школы «Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы РФ» (Авторы: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинов,...
Рабочая программа по литературе для 9 класса национальных школ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету«Литература» для 9 классаобщеобразовательных учрежденийСрок реализации 2013-2014 учебный год Составлена на основаниипрограммы основной школы «Русский...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов национальных школ
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе ФГОС, Программы общеобразовательных школ и учебников для национальных школ...