Конспект урока по теме: Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
В данной разработкемпроисходит знакомство учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце».Главная задача на уроке: проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Севастополь в декабре месяце»
Цели:
- на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла;
- развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого, грамотную речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- познакомить учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце»; проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».
Оборудование: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, монитор, презентация.
Литература: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, ресурсы Интеренета.
Ход урока
Ι Организация класса
ΙΙ Предкоммуникативный этап
- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?
- Какую сторону его биографии мы рассматривали?
- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?
- Какие произведения Толстого рассказывают о том событии?
ΙΙΙ Коммуникативный этап
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича «Севастополь в декабре месяце».
- Этот рассказ отражение каких впечатлений Л.Н. Толстого? (первое впечатление после прибытия в ряды Крымской армии)
- Какое лицо автор использует в первой части? Что на это указывает? (на это указывает употребление местоимения «Вы»).
- Рассказ «Севастополь в декабре месяце» построен как экскурсия по обороняющемуся городу.
- Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.
- Где мы побывали вместе с автором?
Пристань
Набережная
Госпиталь
Бастион
- С чего начинается рассказ? (С описания пейзажа)
- Какой этот пейзаж? Найдите в тексте.
- Куда нас потом ведет за собой автор? (К пристани)
- Как он описывает пристань?
- Дальше, что происходит?
- Автор пишет: «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное
». Почему? Найдите эти строки.( странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, по знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое.)
- Кого он приводит в пример? (фурштатского солдатика, офицера, матроса, девицу)
- Почему автор говорит, что вы наверное даже усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя? (Ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости.)
- Но автор говорит , прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, в больницу и вы сами все увидите.
- Куда мы дальше попадаем? (большую залу Собрания- временную больницу)
- Что делает в этой части рассказа читатель? (читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны)
- Какие чувства испытывает читатель? Почему, как вы думаете?
- Здесь вы начинаете понимать защитников Севастополя.
- В какое место предлагает зайти автор, «если ваши нервы крепки»? (в комнату, где делают перевязки и операции)
- Почему в эту комнату не может зайти человек со слабыми нервами? (описывается страшная картина)
- Л.Н. Толстой говорит: «… вы увидите войну в настоящем ее выражении в крови, в страданиях, в смерти...»
- Выйдя из этого «дома страданий», какие чувства мы испытываем? ("Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?")
- Что посещает затем читатель? (место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион)
- «Четвертый бастион» стало крылатым уже выражением. Какие примеры приводит автор? Найдите в тексте. (Тебя бы поставить на четвертый бастион"; когда встречают носилки и спрашивают: "Откуда?" - большей частью отвечают: "С четвертого бастиона")
- О чем автор говорит: «…впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами…» (о 4-й бастионе)
- Как автор описывает 4-й бастион? (Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где читатель садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)
- Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд? (При этих
звуках вы испытаете странное чувство наслаждения и вместе страха)
- Почему такое двойное чувство?
- Что происходит дальше, после того, как мы побывали на 4-ом бастионе?
- Какова заключительная часть рассказа? Что Л.Н. Толстой в ней говорит?
(и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине)
- Какой главный вывод делает в конце рассказа читатель? (главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа)
- А изменилось ли описание пейзажа? Сравните описание в начале рассказа и в конце.
- Ребята, рассказ носит отчетливо очерковый характер.
- Что такое очерк? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность).
- И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? (автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра).
- Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».
Так что такое война «в настоящем её выражении?»
(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой).
- Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.
- Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? ( «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.)
ΙV Посткоммуникативный этап
- Теперь обобщим то, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.
Что есть война в понимании Л.Н.Толстого. Война противоречит всей природе, человеку. Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального характера.
- «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир».
349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.
Выставление оценок. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному рассказу.
- Урок окончен. До свидания!
“Братская могила”.
В Крыму, где всюду смерть витала,
На бастионах, средь полей,
Россия много потеряла
Храбрейших, преданных детей!
Таланты, доблести и силы
Земле спасенной преданы
Друзьями: "братские могилы"
Могилы храбрых названы.
Прошли года; где схоронили
Героев падших, ныне там
Над их бессмертною могилой
Воздвигнут колоссальный храм.
Пройдут века; к местам священным
Потомок поздний наш придет,
И там, по надписям нетленным,
Былого истину прочтет.
Слезою чистой уваженья
Он память праотцов почтит,
И, полный чувств благоговенья,
С мольбой колена преклонит.
Поймет в тот миг, какая сила
Спасала Русь, - какой гранит!
И сколько каждая могила
В себе великаго хранит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".
В представленном материале автор ставит задачу познакомить учащихся с понятием "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...
Конспект урока по теме "Времена года.Зимние месяцы" (4 класс)
Предлагаю вашему вниманию конспект урока и презентацию РР по теме "Времена года.Зимние месяцы" для учащихся 4-х классов.(Учебник «Английский язык 3» под редакцией И.Н. Верещагина, Т.А.Притыкина...
Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»
На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися, что такое Крымская война и кто был истинным геро...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
Анализ художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».Межпредметные связи: литература, МХК, история, искусство, музыка...
Технологическая карта урока по литературе в 7 классе "Севастополь в декабре месяце"
Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"
Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....