Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему
Анализ художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».
Межпредметные связи: литература, МХК, история, искусство, музыка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предмет литература Класс 7 Автор УМК Г.С.Меркин Тип урока : урок-обобщение Методические приёмы организации урока : творческое чтение, опережающие задания,отбор информации (репродукции, стихотворения о Крымской войне 1853-1856гг.), работа в парах и группах. Оборудование урока : Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”; учебник литературы под ред. Г.С. Меркина; мультимедийная поддержка; Репродукции картин И.Айвазовского, А.В.Кокорина, литографии Моцарт «Реквием»; презентация к уроку. Межпредметные связи : русский язык,МХК, история, искусство, музыка. Связь с другими искусствами : работа с репродукциями картин.
Цель : определить, что такое война в понимании Толстого и кто был истинным героем Севастопольской эпопеи Задачи: 1)Формирование правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению; 2)Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»; разобрать его как эпическое произведение; выявить цели и задачи автора; 4)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения; 5)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа; 6)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия; 7)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине.
«Севастополь в декабре месяце» 1854 год Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский… Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» … Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!, говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Л.Н.Толстой 20 ноября 1854г
Картина И. Айвазовского «Осада Севастополя» была создана под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города. Картина с документальной точностью изображает панораму Севастополя от северной стороны до Херсонесского маяка
И.Айвазовский «Севастополь» “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне...”.
1.В каких эпизодах и деталях запечатлен героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду. 2.Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом.
3.Перечитайте описание утра в начала рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создает описание природы? 4.Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражение…»
Работа в группах 7.Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера «… исполняет свое дело, какое бы оно ни было ». Для этого перечитайте эпизоды: 1 в. - «В госпитале»; 2 в. - «На четвертом бастионе».
Художник А.В. Кокорин. В госпитале Художник А.В. Кокорин. Портреты героев-севастопольцев
«Защитники Севастополя». Литография и композиция В.Ф.Тимма по оригинальным фотографиям. 1854
Л.Н.Толстой «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине…»
Разноуровневое домашнее задание ( письменно): Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта. Составить систему вопросов к рассказу «Севастополь в декабре месяце» Написать стихотворение или лирическую миниатюру: « После прочтения рассказа Л.Н.Толстого…» Художественное чтение выбранного отрывка из рассказа «Севастополь в декабре месяце» (наизусть).
Источник: 1. http://kolobook.ru 2. www.o-sudbe.ru 3. http://newzz.in.ua/ob/1148851525-httpkorrespondentnetworldabus1124108.html 4. http://artvit.narod.ru/sevastopol_21.html 5. http://www.rusarchives 6. http://mono-z.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...