Вечер русского романса "Пока горит свеча..."
методическая разработка (10 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечер русского романса «Пока горит свеча» - -
Сценарий вечера русского романса «Пока горит свеча».
Автор сценария: учитель математики НОУ СОШ «Бизнес-гимназия» г. Волгограда Мазаева Елена Николаевна
Цель: возрождение культурного наследия России.
Использованы романсы и музыка:
- А.Макаревич. «Пока горит свеча»
- Г.Свиридов. Романс из к/ф «Метель»
- «Я встретил вас»
- П.Чайковский. «Средь шумного бала»
- «Темно – вишнёвая шаль»
- Б.Прозоровский. «Плачет рояль»
- Б.Фомин. «Только раз бывает в жизни встреча»
- «Белой акации гроздья душистые»
- «Он говорил мне…»
- Б.Окуджава «Ваше благородие»
- А.Малинин. «Печали свет»
- А.Петров. «А напоследок я скажу»
- А.Рыбников. «Я тебя никогда не забуду»
- «Очарована, околдована…»
- Фрагмент из 7 симфонии Шостаковича.
- Фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие».
(Звучит 1 куплет романса А.Макаревича «Пока горит свеча»)
На фоне музыки – вступительные слова:
Одной из составных частей многогранной русской культуры является музыкальное наследие. Сегодня мы пригласили вас на праздник, который называется «Пока горит свеча». Такое название выбрано неслучайно. Пламя свечи – это тот огонёк, который зажжён внутри каждого из нас и помогает пережить все печали и все разочарования.
Этот музыкальный час посвящён русскому романсу. Все мы с детства с удовольствием слушаем романсы их поём. Но романс – это не только песня. Романсом может быть и инструментальное произведение. И сегодня мы открываем наш праздник известным романсом Георгия Свиридова из к/ф «Метель».
(Звучит романс Г.Свиридова из к/ф «Метель».) На фоне музыки один из участников вечера читает стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь»:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами ночника
На платье капал.
Всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из окна,
И жар соблазна,
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
В – 1: | Сегодня трудно встретить человека, который бы ничего не знал о столь популярном в наши дни музыкальном жанре, как романс. |
В – 2: | Небольшое музыкальное произведение, объединяющее поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости и счастье. Или наоборот, о сумеречных днях и о печали. |
В – 3: | Романс может воспеть красоту природы, попечалиться о прошлом. А может переворошить страницы истории и даже заглянуть в будущее. |
( Музыка звучит до конца)
В – 4: | Многие люди с удовольствием слушают романсы, многие их сами поют. Откуда же пришёл к нам на русскую землю романс? Что означает это слово? |
В – 1: | Когда-то, в середине 18 века, в Испании всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви, - назывался романсом, а стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений, стали называть романсами. |
В – 2: | Итак, романс родился в Испании. Содержание романса могло быть любовным, шуточным, сатирическим. Со временем появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. |
В – 3: | В России романс появился в 18 веке. Возникновение этого жанра русской лирической песни было подготовлено всем ходом развития национальной музыки и литературы. |
В – 4: | Но судьба русского романса была непростой. Его благополучное существование было нарушено 1917 годом, когда всё лирическое искусство было объявлено буржуазным. |
В – 1: | Те времена прошли. И сегодня романс – один из любимейших музыкальных жанров. И мы рады рассказать о его почти трёхвековой жизни в России. Поведать о тех, кто отдавал этому жанру своё сердце. |
В – 2: | Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Гурилёв, Дебюк… Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! |
В – 3: | Только Чайковским было написано более 100 романсов. Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя легенда, своя история, своя биография. |
В – 4: | Русский романс – это откровение, это частица души тех, кто создавал эти маленькие шедевры. В них часть жизни, часть сердца. |
(Звучит романс «Я встретил вас».) На фоне музыки:
Чтец 1: | 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Здесь познакомились 20-летний дипломат Фёдор Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. 15-летняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека. И за год знакомства настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но судьба распорядилась тогда иначе. Ни Фёдор Тютчев, ни Амалия Максимилиановна не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. |
Чтец 2: | Они повстречались на бале – маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. И в светской толпе почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Это была Софья Андреевна Миллер. Ей и посвятил тогда Алексей Николаевич Толстой такие прекрасные строки. |
В – 1: | Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб, сколько растоптанных чувств хранит он! Но сколько и прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в романсе! |
(Звучит романс П.Чайковского «Средь шумного бала».) Двое учеников танцуют вальс. На фоне музыки звучат слова:
В – 3: | Романс… Его исполняли в домашнем кругу под фортепьяно. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары. Романс и гитара стали единым целым. |
В – 4: | Наверное, вы не раз слышали слова «цыганский романс». Многие известные и популярные романсы мы называем «цыганскими». А ведь это произведения русских авторов. Почему же их называли и продолжают называть «цыганскими»? |
(Звучит романс «Тёмно – вишнёвая шаль».) На фоне музыки:
Чтец 3 | В конце 18 века граф Орлов выписал из Молдавии в Россию полюбившийся ему цыганский хор. Но в то время у цыган было мало своих красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов. И делали это так мастерски, зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые цыганами русские романсы как цыганские. |
В – 1: | Очень популярен и любим стал романс «Тёмно – вишнёвая шаль». Но авторы его к сожалению не известны. |
В – 2: | Одно из таких окружённых тайной имён – имя Бориса Алексеевича Прозоровского. Его произведения часто выходили с припиской «автор не известен». И только в 1991 году, к 100-летию со дня рождения, над именем этого талантливого человека приподнялась завеса. |
(Звучит романс Б.Прозоровского «Плачет рояль».) На фоне вступления:
Чтец 4: | Борис Алексеевич Прозоровский прожил трудную жизнь. С детских лет любивший музыку, он долгое время скрывал сочинительство, так как в дворянской среде, из которой он вышел, считалось непрестижным быть музыкантом. И только после революции Прозоровский смог заняться концертной музыкальной деятельностью. Романсы композитора выходили большими тиражами. Но длилось это недолго. В Росси началась борьба с «цыганщиной». И Борис Алексеевич Прозоровский, как лидер жанра романса, был арестован, осуждён и выслан на Беломорканал. А когда, освободившись, вернулся в Москву, снова был отправлен в ссылку. На этот раз в Сибирь. Из Сибири композитор уже не вернулся. |
В – 3: | Не менее драматично сложилась жизнь у автора таких известных романсов как «Только раз бывает в жизни встреча», «Твои глаза зелёные», «Эй, друг гитара», «Дорогой длинною» Бориса Ивановича Фомина, потомка великого Ломоносова. |
(Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча».) На фоне музыки:
Чтец 5: | Борис Иванович Фомин был весьма одарённым человеком. Не имея музыкального образования, он обладал огромным упорством и талантом. Вернувшись с фронта после окончания гражданской войны, Борис Иванович увлёкся театром, сочинял детские балеты, романсы. А когда в конце 20-х годов 20 века старинный романс в России был запрещён, его квартира на несколько десятков лет стала вокальной мастерской известных певиц Тамары Церетели, Клавдии Шульженко, Ляли Чёрной и многих других. Композитор верил, что его романсы всё равно рано или поздно будут звучать. И он был прав. |
В – 4: | Знаете, ведь в те времена ломались не только судьбы авторов, но и сами романсы, порой, изменялись до неузнаваемости. Интересна история романса «Белой акации гроздья душистые» |
В – 1: | До революции это был известный салонный романс. А затем, взяв за основу его мелодию и сочинив новый текст, создали революционную песню «Смело мы в бой пойдём»… И только в настоящее время старинный романс вновь вернулся к нам. Правда, слегка изменённым. Предлагаем его вашему вниманию. |
(Звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)
В – 2: | 1941 год. |
(Взрыв. Звучит тема фашистского нашествия из 7 симфонии Шостаковича.) На фоне музыки:
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашисты перешли границу нашей Родины. С этого момента жизни многих людей сплелись в единый узел. | |
В – 3: | Волна любви, самых сокровенных воспоминаний, образы дома, родного очага, мирных дней наполняли многие песни –романсы военных лет. |
В – 4: | В разгар боёв, когда, казалось, людям не до музыки и песен, взлетали над окопами и дзотами, над причалами и рейдами любимые песни и романсы. С ними шли в бой, с ними отдыхали, с ними погибали. |
(Фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие» с романсом «Он говорил мне…»)
В – 1: | Богат и разнообразен русский романс. С конца 50-х годов 20 века в нашей стране стало широко распространяться движение бардов. В истории отечественной культуры это явление не новое. Ещё в первой половине 19 века русские студенты являлись авторами многих песен. Исполнялись они под гитару а узком кругу слушателей. |
В – 2: | Сегодня нам известны такие имена: Ким, Кукин, Визбор, Высоцкий, Татьяна и Сергей Никитины, Окуджава… |
Чтец 6: | Булат Шалвович Окуджава… |
В 1942 году он ушёл добровольцем на фронт и только после Великой отечественной войны смог окончить Тбилисский государственный университет. В произведениях Окуджавы мир обычных вещей, жизнь людей предстают романтически преображёнными. Таланту Булата Шалвовича принадлежат романсы из фильмов «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни». |
(Звучит романс «Ваше благородие…» в исполнении вокальной группы, зрители подпевают.)
(На фоне вступления и первого куплета романса А.Малинина «Печали свет»:)
В – 3: | Елена Образцова и Тамара Синявская. |
В – 4: | Борис Штоколов и Леонид Сметанников. |
В – 3: | Алла Баянова и Анна Герман. |
В – 4: | Валентина Пономарева и Александр Малинин. |
В – 3: | Они приносят в наши сердца трепетность и неповторимость чувств, заставляют в который раз волноваться. Сегодня романс помолодел, потому что создан нашими современниками. |
В – 4: | Фельцман, Баснер, Петров, Свиридов, Макаревич и многие – многие другие. Их романсы мы поём, под них грустим и веселимся. Романс вошёл в нашу жизнь, Он затрагивает в душе самые невидимые струны, струны прекрасного, высокого, необъяснимого. |
(Звучит романс «А напоследок я скажу…» Сл. Б.Ахмадулиной, муз. А.Петрова)
В – 1: | Романсы звучат не только в фильмах и на эстрадной сцене. Мы встречаем их даже в операх. Ведь всем известный романс «Я тебя никогда не забуду» был написан А.Рыбниковым для рок–оперы Юнона и Авось». |
(Звучит романс «Я тебя никогда не забуду»)
В – 2: | И ещё один романс. Романс, любимый всеми: женщинами и мужчинами, девушками и юношами, - «Очарована, околдована». |
(Звучит романс «Очарована, околдована» в исполнении вокальной группы)
В – 3: | Грустит романс тревожно и светло, И к вам непостижимо в слове каждом Приходит откровение само, Как и в мою судьбу вошло однажды. |
В – 4: | Вот и подошла к концу наша встреча с романсом. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого. Что пока свеча горит, всегда есть надежда. Так пусть же эта надежда будет и с вами! |
(Звучит второй куплет романса А.Макаревича «Пока горит свеча», на сцену выходят все участники с зажжёнными свечами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"
Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....
Поэзия русского романса «Пока горит свеча»
Классный час, посвящённый русскому романсу...
Вечер "Пока горит свеча"
Вечер "Пока горит свеча" действительно лучше всего проводить вечером - тогда хорошо видны горящие свечи. Возраст исполнителей и зрителей не важен - эмоциональный подъем обеспечен в любом случае. В тек...
Сценарий праздника вечер романса"Пока не меркнет свет,пока горит свеча."
Знакомство с литературным жанром....
Вечер русского романса "Пока горит свеча"
Разработка открытого мероприятия для 7-9 классов...
Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».
Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно...