Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_literatura_8_klass.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
В 8-х КЛАССАХ
№ | Тема урока | КЭС | КПУ | Код проверяемых предметных умений | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ (1ч.) | |||||||
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 1.1 | 1.1 | Понимать образную природу словесного искусства | Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | Вырабатывать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч.) | |||||||
Устное народное творчество. Выражение жизни народа в песнях. | 1.3 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. | ||
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». | 1.3 | 2.3 | Определять род и жанр литературного произведения | Особенности содержания и художественной формы народных преданий | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Анализировать содержание и жанровое своеобразие. Уметь сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом. | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч.) | |||||||
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. | 3.2 | 2.3 | Определять род и жанр литературного произведения | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Отрабатывать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Анализировать содержание и жанровое своеобразие | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 17 ВЕКА (1ч.) | |||||||
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 3.2 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. Уметь сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2ч.) | |||||||
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 4.2 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути | Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены). | 4.2 | 1.2 2.1 2.4 2.7 2.8 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Уметь выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному | Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (36 ч.) | |||||||
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | 5.1 | 1.3 2.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Уметь определять род и жанр литературного произведения | Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 5.1 | 1.2 2.1 2.4 2.7 2.8 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Уметь выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному | Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | Характеризовать особенности художественного мира писателя. Действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. | 5 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом | ||
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 5.5 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути | Стихотворения «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье…), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | Характеризовать особенности художественного мира писателя. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
А.С. Пушкин и история. «История Пугачева» (отрывки). | 5.5 5.9 | 2.1 2.7 2.8 | Уметь воспринимать и анализировать текст. Выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному | История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь, осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом | ||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». | 5.9 | 1.2 2.7 2.5 | Знать содержание произведения. Уметь выявлять авторскую позицию. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь, осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом | ||
Гринев: жизненный путь героя. | 5.9 | 2.4 2.8 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выражать свое отношение к прочитанному | Нравственная оценка личности героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
Семья капитана Миронова. | 5.9 | 2.4 2.8 2.9 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выражать свое отношение к прочитанному. Владеть различными видами пересказа | Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
Гринев и Швабрин. | 5.9 | 2.4 2.8 2.11 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выражать свое отношение к прочитанному. Владеть различными видами пересказа. Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Проблемы чести и достоинства в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Проводить сравнительный анализ героев (по плану). Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. Раскрыть роль эпиграфа в повести | ||
Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Главы 4-7 | 5.9 | 2.4 2.8 2.9 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выражать свое отношение к прочитанному. Владеть различными видами пересказа | Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа женского образа | Владеть монологической и диалогической речью. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Раскрыть смысл названия романа | ||
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. | 5.9 | 2.4 2.7 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выявлять авторскую позицию | Народное восстание в авторской оценке. | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. Владеть монологической и диалогической речью. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | ||
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». | 5.9 | 2.5 2.7 2.8 2.11 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств. Выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному. Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Сообщение по группам:
| ||
Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина. | 5.9 | 2.10 2.12 | Уметь строить письменные высказывания в связи с изученным произведением. Уметь писать отзывы, сочинения | Урок контроля. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. | ||
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | 5.5 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев. Приводить доказательства, используя цитатный материал | ||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. | 5.10 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути | Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах) | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». | 5.12 | 1.2 2.1 2.4 2.7 2.8 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Уметь выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному | Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Проводить исследование фрагмента текста | ||
Особенности композиции поэмы «Мцыри». | 5.12 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции | Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы | Анализ и комментарий смысловых частей художественного текста. Исследование фрагмента текста | ||
РР Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 5.12 | 2.12 | Уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. | «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося). | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. Владение навыком создания собственного текста и его редактирования | ||
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. | 5.14 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | Отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах) | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | 5.14 | 1.2 2.1 2.7 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 5.14 | 2.4 2.9 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Владеть различными видами пересказа | Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации, обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала | ||
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | 5.14 | 2.4 2.8 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев. Выражать свое отношение к прочитанному | Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, сопоставляя события в комедии с фактами и действительностью; исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника. Дать определение понятию «хлестаковщина» | Владеть монологической и диалогической речью. Осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа | ||
РР Особенности композиционной структуры комедии. | 5.14 | 2.5 3.1 | Уметь характеризовать особенности композиции. Использовать приобретенные знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка | Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. РР Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормам. Осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа и родного языка. | ||
Н. В. Гоголь. Мечта и реальность в повести «Шинель». | 5.15 | 1.2 2.1 2.7 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Демонстрировать умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | ||
Образ гоголевского Петербурга. | 5.15 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Петербург как символ вечного адского холода. | Анализ и комментарий смысловых частей художественного текста. Исследование фрагмента текста. Сообщение «Роль фантастики в художественном произведении». Средства художественной выразительности для создания образа Петербурга | ||
И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. | 6.2 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя – повествователя. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
И. С. Тургенев «Ася» | 6.2 | 1.2 2.1 2.7 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). | 6.6 | 1.3 2.1 2.5 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Уметь характеризовать особенности сюжета, роль изобразительно-выразительных средств | Раскрыть художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Дать представление о понятии «сатира». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение находить в тексте произведения отражение исторической эпохи | ||
РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 6.6 | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | Подготовка к домашнему сочинению | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина | 5,6 | 2.12 | Уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. | Урок контроля. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. Владение навыком создания собственного текста и его редактирования | ||
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1.2 1.3 2.1 2.7 | Знать содержание произведения. Знать основные факты жизни и творческого пути писателя Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |||
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 6.9 | 1.2 2.1 2.7 | Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | ||
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». | 6.9 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | Демонстрировать умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | ||
Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | 6.8 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | Урок внеклассного чтения | Демонстрировать умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | ||
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» | 6.10 | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Познакомить с особенностями художественного мира писателя. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | Владеть монологической и диалогической речью. Анализировать художественное произведение, его стилистические особенности. Находить художественную деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховской прозы | ||
Рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». | 6.10 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Психологизм рассказа | Давать оценку поступкам персонажей. Аргументировать свою точку зрения. Приводить доказательства при помощи цитатного материала | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (21ч.) | |||||||
И.А Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» | 7.1 | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | ||
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени» | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | Сопоставительный анализ героев Чехова и Куприна. Владение монологической речью, устное выступление | |||
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | 2.11 2.9 | Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Владеть различными видами пересказа | Совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; владение навыком создания собственного текста и его редактирования | |||
А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Россия» | 7.2 | 1.3 2.1 | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | Историческая тема в творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению | Проводить комплексный анализ поэтического текста. Видеть стилистические особенности стихотворения | ||
Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». | 7.2 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению | Формировать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. | ||
С.А. Есенин. Слово о поэте. | 7.4 | 1.3 | Знать основные факты жизни и творческого пути | Дать представление о личности С. А. Есенина, его жизненном и творческом пути | Осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации по заданной теме; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
«Пугачев» - поэма на историческую тему | 7.4 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | Владение монологической и диалогической речью. Умение сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом | ||
Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. | 7.4 | 2.6 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | Урок – конференция. РР Подготовка к домашнему сочинению | Осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации по заданной теме; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. | 1.3 1.2 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Знать содержание литературного произведения | «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации по заданной теме; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |||
М.А Осоргин. Слово о писателе. | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации по заданной теме; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |||
Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | 2.12 | Уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. | Урок контроля. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. | |||
Урок внеклассного чтения. Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | 2.6 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни» | Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников | |||
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». | 7.6 | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современникам | Проводить самостоятельный поиск и выделение необходимой информации по заданной теме; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | ||
Василий Тёркин – защитник родной страны. | 7.6 | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». | 7.6 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме | Вырабатывать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Выбор и использование выразительных средств языка | ||
А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Возвращение» | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Анализировать текст; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, понимать авторскую позицию | |||
РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 2.6 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина | Вырабатывать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. | |||
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» | 7.9 | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | Анализировать текст; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, понимать авторскую позицию | ||
РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» | 7.9 | 2.12 | Уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. | Урок контроля | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. | ||
Русские поэты о Родине, родной природе. | 7.9 | 2.6 2.1 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | Осмысление темы Родины в творчестве русских поэтов. Чтение наизусть | Проводить комплексный анализ поэтического текста, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, понимать авторскую позицию | ||
Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине | 2.6 2.1 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | Осмысление темы Родины в творчестве поэтов Русского Зарубежья. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Чтение наизусть | Проводить комплексный анализ поэтического текста, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, понимать авторскую позицию. Уметь сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом. | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч.) | |||||||
У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | 8.2 | 1.3 1.2 2.1 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Знать содержание произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Выражать свое отношение к прочитанному | Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
У. Шекспир. Сонеты | 2.1 2.5 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст Уметь характеризовать роль изобразительно – выразительных средств | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | Проводить комплексный анализ поэтического текста, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения | |||
Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). | 8.3 | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств | Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | Осуществлять действия нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей | ||
Дж. Свифт. Слово о писателе. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Анализировать художественное произведение, участвовать в диалоге, диспуте, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, понимать авторскую позицию | |||
Вальтер Скотт. Слово о писателе. | 2.4 | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев | «Айвенго» как исторический роман | Вырабатывать умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Уметь сопоставлять историческую ситуацию с литературным процессом. | |||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (1ч.) | |||||||
Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | 2.3 2.1 2.7 2.8 | Уметь определять род и жанр литературного произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Выявлять авторскую позицию. Выражать свое отношение к прочитанному | Итоги года и задание на лето | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка. |
Преподаватель Олейник Виктория Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов
В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...
Планирование уроков литературы под ред.В.Я.Коровиной -7 класс
Планирование уроков литературы в 7 классе под рдакцией В.П.Коровина....
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной
Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе...
Поурочное планирование уроков литературы к учебнику В. Я. Коровиной в 7 А и 7 Б классах 2015-2016 уч. год (68ч)
Поурочное планирование уроков литературы ...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (УМК Коровина ВЯ.)
Уроки и темы спланированы с учётом рекомендаций ООП....