Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_7_klass_literatura.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Тип урока | КЭС | КПУ | Планируемые | результаты обучения | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | Дата | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1час) | ||||||||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Урок усвоения новых знаний | 1.1 | 1.1 | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. | Пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку, извлекать дополнительную информацию из пособий и использовать ее в собственных высказываниях, отличать литературу от других видов искусства, определять жанры изученных произведений. | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа) | ||||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа | Урок усвоения новых знаний | 1.3 | 1-2, 2.1-2.9 | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания | ||
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | Урок усвоения новых знаний | 2.2, 1.6 | 2.1-2.9 | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя- труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина | Составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | ||
4 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | Урок внеклассного чтения. | 2.2 | 2.1-2.9 | Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы | Воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | ||
5 | Пословицы и поговорки | Урок усвоения новых знаний | 1.3 | 2.1-2.9 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа) | ||||||||
7 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Урок усвоения новых знаний | 3.2, 1.6 | 2.1-2.9 | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «По- весть временных лет» (отрывок «О пользе книг») | Выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе | ||
8 | «Повесть о Петре и Февронии. Муромских» - гимн любви и верности | Урок усвоения новых знаний | 3.2, 1.6 | 2.1-2.9 | Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций | ||
9 | Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» | Урок развития речи | 2.2, 3.2 | 3.1 | Сочинение на одну из тем: 1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного народного творчества? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? З. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? | Выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) | ||||||||
10 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова | Урок усвоения новых знаний | 4.1 | 2.1-2.9 | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов) | ||
11 | Г.Р. Державин-поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина | Урок усвоения новых знаний | 4.3 | 2.1-2.9 | Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества | Определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля») | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 28 часов) | ||||||||
12 | А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок) | Урок усвоения новых знаний | 5.6 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I – Карл XII. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра и Карла, оценивать отношение автора к изображаемому | ||
13 | А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок) | Урок усвоения новых знаний | 5.6 | 2.1-2.9 | Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра I, образ автора в отрывке из поэмы. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра и Евгения, оценивать отношение автора к изображаемому | ||
14 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе | Урок усвоения новых знаний | 5.5 | 2.1-2.9 | Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни ... », своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому | ||
15 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | РР | 5.6 | 2.1-2.9 | Образ летописца Пимена, значение труда летописца в истории культуры, подготовка к домашнему сочинению. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Гришки и Пимен, оценивать отношение автора к изображаемому | ||
16 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке | Урок усвоения новых знаний | 5.8 | 2.1-2.9 | История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений) | Объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.) | ||
17 | Художественное совершенство и человечность в повести А.С.Пушкина. Дуня и Минский | Урок усвоения новых знаний | 5.8, 1.6 | 2.1-2.9 | Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы | Анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести | ||
18 | М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта | Урок усвоения новых знаний | 5.10 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную ... »), «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа | Анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
19 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | Урок усвоения новых знаний | 5.11 | 2.1-2.9 | Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме | Отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной языковой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы | ||
20 | Нравственный поединок героев поэмы | Урок усвоения новых знаний | 5.11, 1.6 | 2.1-2.9 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчеркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом | ||
21 | Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова | РР | 5.6, 5.8, 5.10-11 | 3.1 | Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне ... » является настоящим героем и почему?» | Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами | ||
22 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Урок усвоения новых знаний | 5.11 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести | Сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное | ||
23 | Тарас Бульба и его сыновья | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические | ||
24 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки | ||
25 | Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | РР | 5.11 | 3.1 | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом | Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер) | ||
26 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «3аписки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Урок усвоения новых знаний | 6.2 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. История создания и тематика сборника «3аписки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни И силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения | Определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей | ||
27 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла | Урок усвоения новых знаний | 6.2, 1.8 | 2.1-2.9 | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека | Определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль | ||
28 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | Урок усвоения новых знаний | 6.5, 1.8 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме | Определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини | ||
29 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | Урок внеклассного чтения | 6.5, 1.8 | 2.1-2.9 | Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими | Воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы | ||
30 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Урок внеклассного чтения | 1.4 | 2.1-2.9 | Слово о А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания | Анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения | ||
31 | М. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | Урок усвоения новых знаний | 6.6,1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании | Составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова- Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | ||
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | РР | 6.6, 1.6 | 2.1-2.9 | Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке | Находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке | ||
33 | Литературный ринг по изученным во II четверти произведениям | Урок контроля | 5.14, 6.2, 6.5, 6.6 | 3.2 | Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова- Щедрина | Строить развернутые высказывания на проблемный вопрос по изученному произведению с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях | ||
34 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Урок усвоения новых знаний | 6.8, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя | Анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье | ||
35 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» . Его чувства, поступки и духовный мир | Урок усвоения новых знаний | 6.8, 1.6 | 2.1-2.9 | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой- повествователь (развитие понятия) | Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого (стопстовские» эпитеты, их роль в произведении) | ||
36 | А.П.Чехов «Хамелеон» . Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Урок усвоения новых знаний | 6.10, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. «Хамелеон»- рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | Оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев | ||
37 | Средство создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». | РР | 6.10, 1.7 | 2.1-2.9 | Развитие понятий о юморе и сатире | Видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова | ||
38 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | Урок усвоения новых знаний | 6.10, 1.6 | 2.1-2.9 | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе | Анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа | ||
39 | Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова | Урок внеклассного чтения | 6.10, 1.7 | 2.1-2.9 | Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | Видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (22 часа) | ||||||||
40 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Урок усвоения новых знаний | 7.1 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании | Составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами | ||
41 | И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | Урок усвоения новых знаний | 7.1, 1.6 | 2.1-2.9 | Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина- прозаика | Выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы, средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя | ||
42 | Стихи русских поэтов XIX о родной природе | РР | 5.2, 7.2 | 2.1-2.9 | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край ... », «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно- выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка | ||
43 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | Делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, делать выводы о нравственном значении, смысле событий | ||
44 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев | Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом | ||
45 | Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» | РР | 1.6 | 2.1-2.9 | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в ком позиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное ), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении | ||
46 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Урок внеклассного чтения | 1.6 | 2.1-2.9 | Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола) | Оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою | ||
47 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Урок усвоения новых знаний | 7.3 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта | ||
48 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | Урок усвоения новых знаний | 7.3 | 2.1-2.9 | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому | Видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения | ||
49 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения | Сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа | ||
50 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Урок усвоения новых знаний | 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека | |||
51 | А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | Урок внеклассного чтения. | 1.6 | 2.1-2.9 | ||||
52 | Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…» и др. | Урок усвоения новых знаний | 1.7, 1.8 | 2.1-2.9 | Слово о поэте, своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | Выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта | ||
52 | Контрольная работа | Урок контроля | 1.8 | 3.2 | Письменный анализ эпизода или стихотворения | Строить развернутые высказывания по изученному произведению с опорой на текст; анализировать средства выразительности | ||
53 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | РР | 1.8 | 3.2 | Подготовка к сочинению- рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова | Определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения | ||
54 | Час мужества. (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны) | Урок усвоения новых знаний | 1.4 | 2.1-2.9 | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. | Выразительно читать стихотворения патриотической направленности | ||
55 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Урок усвоения новых знаний | 7.9, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции | Анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения | ||
56 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова) | Урок усвоения новых знаний | 7.9, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа | Анализировать небольшое произведение , сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя | ||
57 | Ю.Л. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | Урок усвоения новых знаний | 7.9, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе | Давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев | ||
58 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов ХХ века о Родине, родной природе | Урок внеклассного чтения | 1.7-8 | 2.1-2.9 | Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | Воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, мета- форы и пр., передавать настроение автора при чтении | ||
59 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика | Урок усвоения новых знаний | 7.6, 1.7, 1.8 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие ... », «Июль- макушка лета ... », «На дне моей жизни ... ». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое | Выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения | ||
60 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | Урок усвоения новых знаний | 7.9, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы | Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, оценивать отношение автора к прочитанному | ||
61 | Песни на слова русских поэтов XX века. ВЧ. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге» | Урок внеклассного чтения | 7.10, 1.7 | 2.1-2.9 | Лирические размышления о жизни, времени и вечности | Выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст | ||
62 | Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда») | Урок усвоения новых знаний | 7.9, 1.7 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький) | Видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час) | ||||||||
63 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда ... ». Особенности художественной образности дагестанского поэта | Урок усвоения новых знаний | 710, 1.7 | 2.1-2.9 | Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни
| Выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов) | ||||||||
64 | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности | Урок усвоения новых знаний | 8, 1.7-8 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения | Выразительно читать стихотворения, подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; исследовательская: анализ стихотворения | ||
65 | Японский хокку | Урок усвоения новых знаний | 8, 1.7-8 | 2.1-2.9 | Особенности жанра | Определять особенности жанра хокку, выразительно читать и анализировать поэтический текст. | ||
66 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта | Урок усвоения новых знаний | 8, 1.7-8 | 2.1-2.9 | Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины | Анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении | ||
67 | О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Урок усвоения новых знаний | 8, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе | Видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя | ||
68 | Р. Брэдбери «Каникулы» . Мечта о чудесной победе добра | Урок усвоения новых знаний | 8, 1.6 | 2.1-2.9 | Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле | Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики | ||
69 | «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | Итоговый урок | 1.6-7 | 3.2 | Итоги года. Рекомендации для летнего чтения | Обобщать прочитанное и изученное | ||
70 | Резервный урок |
Преподаватель Олейник Виктория Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов
В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...
Планирование уроков литературы под ред.В.Я.Коровиной -7 класс
Планирование уроков литературы в 7 классе под рдакцией В.П.Коровина....
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной
Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе...
Поурочное планирование уроков литературы к учебнику В. Я. Коровиной в 7 А и 7 Б классах 2015-2016 уч. год (68ч)
Поурочное планирование уроков литературы ...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (УМК Коровина ВЯ.)
Уроки и темы спланированы с учётом рекомендаций ООП....